Фордзон - Путиловец [VI/21104]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Челябинская обл.
Варненский р-н
Ближайший нас.пункт
Варна
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
Нашли: 4
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: mr_bo
Создан: 27.02.2018
Опубликован: 02.03.2018
(отредактирован: 27.12.2020)

Описание окружающей местности

1 мая 1924 года по Дворцовой площади прошли два новеньких светло-серых трактора с красными колесами и буквами «Ф-П» на радиаторе: прославленный Путиловский завод приступил к осуществлению великого ленинского плана. В тракторе Владимир Ильич видел рычаг, с помощью которого все сельское хозяйство можно перестроить на социалистический лад. На VIII съезде партии в марте 1919 года он говорил: «Если бы мы могли дать завтра 100 тыс. первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами.., то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию».

В 1923 году во исполнение ленинских слов была создана комиссия, которая установила: стране требуются 220 тыс. тракторов мощностью по 20 л.с. Из колесных тракторов к освоению намечались американские «Фордзон» и «Титан», из гусеничных — американский «Холт» и немецкий «В.Д.»

Для производства колесных тракторов привлекались заводы: Путиловский. Коломенский, ростовский «Красный Аксай», «Красный прогресс» на Украине и «Возрождение» в Саратовской области, для производства гусеничных — Харьковский паровозостроительный и петроградский «Большевик». Когда некоторое время спустя комиссия ВСНХ обследовала положение дел на этих заводах, она пришла к выводу, что массовое производство можно поставить только на Путиловском.

О разработке собственного образца из-за отсутствия опыта и недостатка времени не могло быть и речи. Самым распространенным, самым простым и самым дешевым в мире считался в то время американский легкий трактор «Фордзон», выпускавшийся в США с 1917 года. Его и решили поставить на производство. Для этого шесть новых тракторов разобрали до последнего винтика и тщательно обмерили все детали. Среднеарифметические размеры в принятой тогда в Америке дюймовой системе перенесли на чертежи. Точно так же, испытав детали на твердость и проведя металлографический и химический анализы, подобрали соответствующие материалы и установили технологию изготовления.

Работу провели настолько качественно, что, когда с фирмой Форда установились деловые контакты и завод стал получать из Америки некоторые детали, они были полностью взаимозаменяемыми с нашими, а технология производства на «Путиловце» в некоторых случаях оказалась даже совершеннее американской.

1 октября 1924 года с конвейера завода сошел первый серийный «Фордзон-Путиловец». Как вспоминает видный советский конструктор лауреат Государственной премии И. Трепененков, работавший весной 1924 года на их сборке, конвейера в принятом теперь смысле слова не существовало. По цеху медленно продвигался длинный поезд сцепленных между собой тележек, которые тянулись лебедкой.

Производство на «Путиловце» быстро набирало темпы. Если за первый год завод изготовил 74 трактора, в следующем — 422, то в 1931 году, спустя лишь семь лет после начала производства, годовой план завода выражался пятизначным числом — 32000 тракторов!

Но в этом стремительном взлете все более и более обнаруживалось несоответствие технических характеристик, заложенных в тракторе фордовскими конструкторами, с теми задачами, которые ставились перед нашим сельским хозяйством. Страна переходила к сплошной коллективизации, требовалось обрабатывать громадные площади земли, что было невозможно без профессиональных механизаторов, работающих в две и три смены. А главный принцип технической политики Форда заключался в том, чтобы сделать трактор как можно дешевле и доступнее средним фермерским хозяйствам, где число часов использования не превышало 500—600 в год. Поэтому наряду с прогрессивными, новаторскими решениями, принятыми для удешевления машины, больше было таких, которые шли явно в ущерб ее надежности и долговечности.

Если раньше тракторы представляли собой повозку с мотором, то «Фордзон» вошел в историю как первый в мире безрамный трактор. Картер двигателя у него составлял одно целое с шасси и воспринимал нагрузку. Эта схема колесных тракторов сохранилась до сих пор. Но вот плохая работа системы зажигания, с которой крепко намаялись путиловцы уже при наладке первых опытных образцов, была вызвана чрезмерной погоней конструкторов за дешевизной. Маховик двигателя они использовали в качестве ротора для низковольтного магнето, а повышение напряжения происходило в индукционной катушке. Опыт эксплуатации «Фордзонов» показал, что выбранная схема зажигания требует точного изготовления, тщательной наладки и бережного ухода, иначе она быстро выходит из строя.

Другой серьезный недостаток конструкции заключался в том, что у коленчатого вала не было сменных вкладышей подшипников. У коренных подшипников баббит заливался непосредственно в тело картера, у шатунных — в нижнюю головку шатуна. Ремонт становился здесь делом крайне сложным. Вместо установки масляного насоса для смазки двигателя американцы применили метод разбрызгивания. Маховик поднимал из картера масло вверх, по трубочкам оно попадало в корытца, расположенные под шатунными головками, и разбрызгивалось. При выполнении тяжелых сельскохозяйственных работ система не обеспечивала нормальную смазку двигателя, и он перегревался. На задних колесах отсутствовали крылья, на раскисшей почве комья грязи забрызгивали тракториста, а при работе на склонах незакрытые шпоры колес могли нанести ему травму.

И все-таки «Фордзон» был принят к серийному производству вполне закономерно. Главные его преимущества перед тракторами других марок состояли в простоте конструкции и управления им, невысокой стоимости и малой металлоемкости.

Да, «Фордзон» оказался слабосильным для социалистического переустройства деревни. Но именно с него начинается подлинная история советского тракторостроения.

Источник: ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ, ЖЖ

Памятник установлен в Варне на площади Хлеборобов. На  этом тракторе работали в 30 –40-е годы. Здесь же находится Варненская сельхозтехника. Образована она в 1931 году, Сначала это была машинотракторная станция для оказания технической помощи колхозам района. С развитием производственных  мощностей она переименовывается в 1938 году в Ремонтно – техническое предприятие, которое занимается ремонтом тракторов и комбайнов.  В данное  время  выпускают: косилки, жатки, сеноподборщики «Тайфун», сеялки. Предприятие работает не только с предприятиями области. Его техника закупается в Казахстан, Башкирию, Удмуртию, Татарстан, а также в Оренбургскую, Свердловскую, Саратовскую, Пермскую области.

Источник: ВАРНА74

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.