Крупнейший российский композитор Балакирев Милий Алексеевич, произведения которого до сих пор не теряют своей актуальности, известен не только своим выдающимся творчеством, но и как создатель и идейный вдохновитель целого течения в русской музыке, глава "Могучей кучки" - крупнейшего творческого содружества русских композиторов 19 века.
Родился будущий композитор 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Вскоре после рождения сына семья переехала на улицу Провиантскую (дом №5 сохранился и поныне, но музей композитора в нём до сих пор не создан). Именно здесь прошли детские и отроческие годы Милия, учившегося в нижегородской гимназии. Его отец, Балакирев Алексей Константинович, был титулярным советником дворянского происхождения, мама занималась детьми. Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным, его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Вера на протяжении всей жизни оставалась для Балакирева важной темой. С раннего возраста ребенок показывал музыкальные способности, и мама это заметила.
Необычайно сильное музыкальное дарование обнаружилось у мальчика в раннем детстве. Уже в 6-7 лет Балакирев Милий Алексеевич под руководством матери начинает учиться игре на фортепиано, демонстрируя значительные успехиДля того чтобы дать сыну лучшие навыки, мама везет его в Москву. Там он проходит короткий курс фортепианной техники у известного композитора и педагога Александра Дюбюка, оценившему талант юного пианиста и настоятельно рекомендовавшему продолжение музыкальных занятий. В Нижнем Новгороде музыкальным наставником маленького Милия был пианист и дирижер Карл Эйзерих – участник нередких музыкальных вечеров, проходивших в доме нижегородского помещика А.Д.Улыбышева – мецената, первого русского музыкального критика, автора русской монографии о Моцарте. Именно Эйзерих ввел Балакирева в дом просвещенного музыканта-любителя, который сыграл очень важную роль в жизни композитора В доме Александра Дмитриева Улыбышева собиралось блестящее общество местных мыслителей, литераторов, музыкантов, устраивались концерты, обсуждались проблемы искусства. Здесь юный Милий впервые предстал пред публикой как пианист-виртуоз, а по отъезду Эйзериха из Нижнего Новгорода, четырнадцатилетний музыкант полностью заменил своего учителя, начав самостоятельно постигать азы дирижирования, изучая партитуры и управляя небольшим оркестром. К этому же времени относятся и первые композиторские эксперименты Милия.
Мать будущего композитора рано умерла, это положило конец систематическим занятиям Балакирева музыкой. Позже его отец женился вновь, его жалования едва хватало на жизнь большой семье, об оплате учебы речь не могла идти. В 12 лет мальчика отдают в Нижегородский дворянский институт, где он получает среднее образование за счет местного дворянства. Через четыре года он поступает вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но проучиться он смог чуть более года, денег на дальнейшее образование у него не было, он добывал себе пропитание, давая уроки музыки. Во время учебы Балакирев Милий Алексеевич пишет первые музыкальные произведения: романсы, пьесы для фортепиано.
Для нижегородцев особое место в творчестве Милия Алексеевича Балакирева занимает хоровое сочинение «Гимн Нижнему Новгороду» – потрясающей силы возвышенное произведение. Город наш, претендующий на звание третьей столицы, официального гимна не имеет и по сей день. А гениальное творение величайшего отпрыска земли нижегородской пребывает в безвестности.
Думается, Балакирев, так любивший Нижегородчину, столь патетически воспевший родную землю, был бы несказанно счастлив, если б его гимн потомки признали и своим гимном.
Скончался композитор 16 (29) мая 1910), пережив почти всех членов созданного им кружка (кроме Цезаря Кюи). Похоронен композитор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств) Санкт-Петербурга.
В Нижнем Новгороде память о знаменитом земляке увековечена в названии улицы Балакирева, также Нижегородский музыкальный колледж носит имя имени М. А. Балакирева.