Страсбург. Соборная площадь [MV/21146]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Франция
Ближайший нас.пункт
Страсбург
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
5.00Нашли: 4
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Дом Каммерцаля и Страсбургский собор
Дом Каммерцаля и Страсбургский собор
Дворец Роганов
Дворец Роганов
Макет собора
Макет собора
Аптека Оленя
Аптека Оленя
Автор: delia
Создан: 15.03.2018
Опубликован: 15.03.2018
(отредактирован: 16.04.2018)
Компаньоны: delia и shimp

Описание окружающей местности

   Приехав в Страсбург, Вы обязательно попадете на Соборную площадь, чтобы увидеть Страсбургский собор Нотр-Дам. Предлагаем Вам совершить небольшую прогулку по этой площади, осмотреть сам собор и увидеть несколько интересных зданий, окружающие его. Мы постарались не очень сильно загружать текст информацией, кому будет интересно, то перейдите по ссылке в конце описания.  

   Страсбургский собор Нотр-Дам (Собор Страсбургской Богоматери, кафедральный собор Страсбурга) (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg) — один из крупнейших готических соборов в истории европейской архитектуры. С 1647 по 1874 год Страсбургский собор был самым высоким зданием в мире (потом его обогнала церковь Св. Николая в Гамбурге, а также соборы в Ульме и Кёльне). Высота башни собора со шпилем составляет 142 м (на сегодняшний день это самый высокий собор Франции после 151-метрового Руанского). Масштабы собора изумляют, но не подавляют из-за готической легкости конструкции и тысяч скульптур на фасаде. Собор как будто взлетает. Неслучайно храм называют парящим розовым ангелом. Снаружи здание кажется отделанным кружевом, сплетенным из красновато-коричневого песчаника.

   На месте, где сегодня находится собор, уже в древности, во времена римского владычества, возводились культовые сооружения. Первый христианский храм здесь был построен в конце VII века. В VIII веке, при Карле Великом, его заменило более внушительное сооружении. Этот собор неоднократно страдал от пожаров: в 873-м, 1002-м и 1007-м годах.

   В 1015 году страсбургский епископ Вернер (Вецелин) из рода Габсбургов и император Священной Римской империи Генрих II Святой вместе закладывают первый камень в строительство нового собора на руинах каролингской постройки. Однако собор, строившийся в 1015-1028 гг. был уничтожен во время пожара в 1176 году (в то время использовались несущие конструкции из дерева).

   Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период 1176-1439 гг. После несчастья, постигшего базилику епископа Вернера, новый епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург решил построить на этом месте новый собор, который, согласно его замыслу, должен был превзойти базельский мюнсер.

   В начале 20-х годов XIII века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей.

   Строительство фасада собора в Страсбурге началось вскоре после завершения центрального нефа, в 1275 году. Фасад заметно превосходит по своим масштабам более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора.

   Оригинальный план фасада, разработанный Эрвином фон Штейнбахом (Эрвином из Штейнбаха) предполагал два яруса (второй — с очень сложной центральной розеткой), три портала и две башни. Однако в 1298 году, из-за пожара, работы были приостановлены и продолжены только в 1318 году, уже после смерти мастера Эрвина. В 1355-1365 гг. возводится третий ярус.

  Но в это время волна энтузиазма, связанного с финальной, как казалось, стадией работ, сходит на нет. Страх землетрясения (в 1365 году из-за подземных толчков очень сильно пострадал Базель), финансовые трудности, а также людские потери, вызванные эпидемией чумы 1349 года, — все эти факторы привели к отказу от строительства шпилей. В 1365 году обе башни достигают уровня нынешней смотровой площадки (платформы на высоте 66 м), в результате чего фасад приобретает облик, схожий с силуэтом Нотр-Дам-де-Пари.

   Во время Революции собор понес новые потери. Пострадало 230 статуй (к счастью, 67 из них коллегии управляющих удалось спрятать и спасти). А в 1793 году революционеры потребовали разрушения соборного шпиля, который своей необычайной высотой противоречил настроениям всеобщего равенства. Один житель Страсбурга, кузнец по фамилии Зюльтцер, нашел увёртку: он убедил революционеров в том, что столь заметная вершина, как шпиль Страсбургского собора, видная на многие километры в долине Рейна, может использоваться как символ, оповещая всех вокруг, что в этом крае теперь страна свободы. Чтобы это продемонстрировать, кузнец предложил надеть на вершину башни огромный фригийский колпак. Так и было сделано. Шпиль был спасен.

   В 1870 году, во время Франко-прусской войны, пострадали крыша и шпиль собора. В 1944 году, во время американских бомбардировок, была сильно повреждена центральная башня и северный боковой неф. Но после проведения реставрационных работ оригинальный облик собора удалось восстановить.

    Не будем Вас утомлять описанием внутреннего убранства собора. Упомянем только про астрономические часы.

   Немного об истории часов. Для создания дивного устройства в Страсбург по приглашению епископа прибыла целая команда мастеров: математик Конрад Дазиподиус ), братья-механики Хабрехты, художник Тобиас Штиммер и другие. Работы велись в два этапа, в период с 1547 по 1574 год.

   Во время Великой французской революции часы перестали идти и оставались в нерабочем состоянии вплоть до 1838 года, когда началось создание нового механизма. В 1842 году эльзасский самоучка, часовщик и математик, талантливый инженер Жан-Батист Швильге заменил устаревший механизм, добавив к прежней конструкции церковный календарь и мини-планетарий с 4 циферблатами, где Солнце, Земля и Луна занимали места по отношению друг к другу согласно системе Коперника. Всё остальное сохранилось таким, каким было в конце XVI века (только вот спектакля с шествием апостолов раньше не было). Башенку слева украшают картины, изображающие музу астрономии Уранию и Коперника.

   Почти как часы Дазиподиуса, механизм Швильге определяет даты переходящих праздников на будущий год. Это своего рода вечный календарь (у Дазиподиуса расчет велся только на 100 лет). Кроме того, насколько известно, именно Швильге первым (еще в 1816 году) создал механизм для расчета даты Пасхи по григорианскому календарю.

  Часы показывают не только время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны, положение планет и некоторые астрономические данные (например, часы точно предсказали лунное затмение 28 марта 2006 года).

   Часы заводят раз в неделю, по понедельникам.

  На Замковой площади (Place du Сhâteau) расположен — Музей Нотр – Дам (Музей строительства собора Страсбургской Богоматери) (Musée de l'Œuvre Notre-Dame) с богатой коллекцией произведений искусства XI-XVII вв. из Страсбурга и других городов рейнского региона (картин, скульптуры, алтарей, гобеленов, витражей, мебели, ювелирных изделий и др.).

   Музей расположился в старинном историческом здании Maison de l'Oeuvre Notre-Dame: с XIII века в нем находилась администрация по сбору средств и управлению фондами на строительство и реставрацию Страсбургского собора (коллегия управляющих). Позже здание получило название Frauenhaus/Maison de Notre-Dame; находившаяся здесь контора в течение нескольких веков выполняла казначейские и административные функции, связанные со строительством собора; здесь жили архитектор и сборщик платежей, а также каменщики, работавшие на строительстве.

   Музей Нотр-Дам будет интересен всем ценителям средневекового и ренессансного искусства. Здесь можно увидеть планы постройки собора, посмотреть на древние скульптурные и архитектурные фрагменты страсбургских церквей, которые были в свое время перестроены или разграблены во время Реформации или Великой французской революции.

   По соседству со страсбургским музеем Нотр-Дам, также на Замковой площади, практически напротив южного портала собора, расположен дворец Роганов (также его называют Роанский дворец или дворец Рохана) (Palais des Rohan). Название дворца связано с тем, что в нем на протяжении всего XVIII века жили четверо сменявших друг друга князей-епископов из семейства Роганов (Роанов).

   Французы, воцарившиеся в Страсбурге в XVII веке, привнесли в жизнь города парижских блеск. В моду вошел классицизм. В частности, кардинал Арман-Гастон де Роган-Субиз, побочный сын Людовика XIV, епископ Страсбурга с 1704 года, построил для себя дворец по образцу парижского городского особняка-резиденции (он был не просто епископом, а князем-епископом, т.е. не просто являлся главой Церкви, а обладал еще и светской властью: являлся сувереном). Постройка нового епископского дворца (на месте старой епископской резиденции) была поручена архитектору Роберу де Котту. Работы начались в 1732 году и продолжались до 1741 года. Просторный дом епископа стоял посреди парка. Терраса, элегантный классический фасад.

   Сегодня во дворце разместились три музея: Археологический музей (Musée Archéologique), Музей декоративного искусства (Musée des Arts Décoratifs) и Музей изобразительных искусств (Musée des Beaux-Arts). Судя по фотографиям, особенно хороший вид на дворец Роганов открывается с башни Страсбургского собора: это позволяет охватить взглядом весь четырехугольник особняка, с внутренним двориком (хорошо также полюбоваться парадным фасадом, выходящим на реку Илль).

   Дом Каммерцеля (дом Каммерзеля) (Maison Kammerzell) — одно из самых известных зданий в Страсбурге, популярная туристическая достопримечательность и признанный памятник архитектуры. Это также одно из наиболее хорошо сохранившихся позднеготических светских зданий эпохи средневековья на территории бывшей Священной Римской империи, красивейший фахверковый дом эпохи немецкого ренессанса.

  Дом Каммерцеля расположен на Соборной площади (№ 16), совсем рядом со Страсбургским собором, живописно контрастируя с его розовой громадой. Нижний этаж выполнен из камня, верхние же этажи деревянные, украшенные резной скульптурой.

   Дом Каммерцеля отличается исключительным обилием резного декора. Мало того что он чрезвычайно богато украшен деревянной скульптурой, так еще имеет целых 75 окон, что также можно считать излишеством для относительно небольшого жилого строения.

   Каждое из 75 окон имеет пышное обрамление в виде фигур, изображающих пятнадцать музыкантов, двенадцать знаков Зодиака, различных библейских и мифических героев, героев античности и символы пяти чувств.

   Немного об истории дома Каммерцеля. Дом был построен в 1427 году, затем дважды перестраивался: в 1467 (именно этот год значится на фронтоне портала) и 1589 году (как раз при последней перестройке он приобрел богатый резной фасад). Собственно нижний этаж относят к готическому стилю, а верхние — к ренессансному.

  С 1427 по 1467 год дом занимал суконщик Ханс Егер. Затем он перешел к семье Штедель, затем, в 1571 году, к сыроторговцу Мартину Брауну. Именно он добавил к дому два этажа, датируемых 1589 годом. От старого здания средневековой постройки он распорядился оставить лишь первый этаж с тремя декоративными арками. Остальные этажи были полностью перестроены, уступив место великолепной конструкции в стиле ренессанса, сохранившейся по сей день.

   Всё это время, то есть практически до начала XIX века дом был известен как «Альтес хаус» (Altes Haus, т.е. «старый дом»). Но в 1806 году он перешел в собственность бакалейщика из Вюрцбурга (WürzbourgФилиппа-Франсуа Каммерцеля (Philippe-François Kammerzell), торговца колониальными товарами. Это был последний частный владелец дома, его имя здание и носит до сих пор. В 1879 году дом Каммерцеля был продан с публичных торгов и стал собственностью Фонда Нотр-Дам (Fondation de l’Oeuvre Notre Dame).

  С конца XIX века в доме Каммерцеля обосновался ресторан (винштуб) с великолепным интерьером, а при нем небольшой отель. В ресторане можно попробовать традиционную эльзасскую кухню, насладиться прекрасным видом на Страсбургский собор и полюбоваться роскошными фресками, созданными в 1904-1905 годах эльзасским художником Лео Шнугом.

   Старинная страсбургская аптека Оленя (Pharmacie du Cerf / Hirsch-Apotheke) находится на углу Галантерейной улицы и Соборной площади (адрес: rue Mercière, 11/Place de la Cathédrale, 10.

   Обыкновенный фахверковый дом с черно-белыми стенами, казалось бы, ничем не примечательный (кроме разве что своей старины), имеет довольно интересную историю. Не самая крепкая постройка, а ведь выстояла во всех пожарах и войнах. К тому же, все эти века сохраняла свое предназначение (говорят, аптека на этом месте существовала с 1348, а может быть даже уже с 1268 года, к которому относится первое упоминание об этом здании). Вплоть до 2000 года это была самая старая аптека Страсбурга и Франции в целом и одна из старейших в Европе. С 2002 года здесь находится культурный центр (la Boutique Culture) и билетная касса.

   Согласно легенде, в аптеке Оленя часто бывал студент Иоганн Вольфганг Гёте. Он жил неподалеку и заглядывал сюда, чтобы пофилософствовать со своим другом аптекарем. Аптекарем в то время был Якоб Шпильман химик и профессор медицины, который не просто работал в аптеке, но даже устраивал здесь лекции по практической химии. Гёте жил в Страсбурге во время своего обучения  в здешнем университете с апреля 1770-го по август 1771 года и посещал лекции Шпильмана, проходившие как на факультете Страсбургского университета, так и в аптеке Оленя.

   Но аптека Оленя интересна не только своей древностью и  красивым старинным интерьером. Она примечательна еще и популярной среди туристов достопримечательностью — бюшмессером, или колонной для измерения живота. Собственно, эта колонна — не самая древняя часть здания. Сам дом был построен в 1268 году, затем, в 1467-1469 годах (после пожара), весь ансамбль (состоящий на самом деле из трех фахверковых зданий) перестраивался, и древнейшие из уцелевших частей здания относятся именно к этому периоду. В 1567 году были построены верхние фахверковые этажи, и тогда же на углу аптеки появилась колонна, немного отстающая от фасада здания. Она-то и получила название «бюшмессер» — «измеритель живота» (Büchmesser) (на современном немецком это звучит как Bauchmesser). Откуда такое название?

  Многочисленные туристы Страсбурга традиционно развлекаются тем, что встают (или, при внушительной комплекции, протискиваются) между стеной и колонной и оценивают таким образом стройность своей фигуры.

   Некоторое время назад историческую колонну из песчаника неудачно обновили во время спешных работ по укреплению конструкции, грубовато облицевав ее бетоном без учета искусствоведческих и реставрационных правил, и колонна, как говорят любители старины и ценители исторической аутентичности, потеряла свое очарование и красоту.

   Ясно, что в свое время колонна задумывалась не для потехи туристов. Помимо того что она выполняет какую-то несущую функцию, исторически она служила для измерения полноты членов городского совета Страсбурга (именно так говорится во французских источниках; русскоязычные источники почему-то указывают, что она предназначалась для каменотесов и других строителей собора, что, безусловно, логично, ведь для них было важно проходить через узкие проемы).

   Информация для тайника взята здесь https://www.mishanita.ru/ Отличный сайт!

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

MiG_76 (15.12.2018 17:43:33)
В ходе авто-путешествия "По винной дороге Эльзаса" (24.09 - 6.10.2018 г.), 28 сентября всей семьей посетили этот тайник.
Поначалу, планируя маршрут, тоже были сомнения, заезжать ли в Страсбург. А в итоге, получили здесь самые яркие впечатления за всю поездку.
Собор, конечно же, грандиознейший в полном понимании этого слова. В моем рейтинге готических соборов, что доводилось видеть - номер один с большим отрывом! Нотр-Дам-де-Страсбург полностью затмил Ульмский собор, который мы посетили несколькими днями ранее.
Да и сам город понравился не меньше собора.
Одно было жаль - астрономические часы в эти дни были укрыты от глаз посетителей. Значит, будет повод, возможно, когда-нибудь заехать в Страсбург ещё раз...
Спасибо Авторам. Фото в альбоме.

lega4 (02.11.2018 12:50:18)
Прогулялся по городу в выходные. На мой взгляд, вдоль каналов красивее, чем на типичной европейской площади, переполненной туристами.
Про финалку не гуглится ничего от слова "совсем", может, у меня какой-то особенный гугл конечно...
Задохликовый тупик (13.08.2018 18:46:00)
slvital (19.04.2018 03:59:53)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.