Возведение «Малого каменного моста» можно предварительно отнести к концу XVIII века, к времени знаменитого путешествия Екатерины II в недавно присоединенные к России южные регионы.
Инженерное сооружение было построено для перехода через некогда полноводный ручей Ашиль — левый приток реки Булганак, который протекал в этом месте, но полностью пересох уже к концу XIX века.
Этот однопролётный арочный мост из тесаного белого камня длиной около 30 и шириной восемь метров был крепко связан раствором, но с течением времени оказался засыпан землёй. Ширина арки — не более двух метров. По сторонам моста возвышался парапет — ограждение из крупных тесаных каменных блоков. Позднее он обрушился. Мост с начала девятнадцатого века входил в общую дорожную систему этого региона полуострова — почтовый тракт, очень важный в то время. В наше же время от почтового тракта XVIII–XIX веков с его многочисленными мостами почти ничего не осталось. Практически точь-в-точь по этому старинному тракту в советское время прошла дорога Белогорск — Золотое Поле.
Мост (по сути дела дренаж водотока балки) представляет собой арочную конструкцию с шириной колеи проезжей части значительно превышающей весьма скромную длину его пролета (что-то около 1,5 метра). Участок старой дороги, примыкающей к арочной конструкции имеет сплошное мощение, огороженное бордюрными камнями, к сожалению, эта вымостка подпорчена колеями современной грунтовой дороги, когда-то тут проходившей. Край дороги ближе к аркам укреплен подпорными стенами-крепидами. Фасад северный арки сохранился полностью, на его замковом камне есть остатки вырезанной рамки какой-то надписи. Фасад же южной арки частично разрушен, имея вывал ряда камней. Некоторые камни конструкции содержат процарапанные рисунки и надписи.
Обнаружение данного памятника истории в период строительства трассы «Таврида» связано с событием, произошедшим 11 августа 2017 года, когда тут, возле поворота на Некрасовку загорелся сеноуборочный комбайн. В результате пожара сгорела сухая трава на всем поле к югу от дороги. Незадолго же до этого ЧП вдоль трассы начался связанный со строительными работами спил и утилизация деревьев лесополосы, так что в результате этих событий полностью освободился от любых зарослей незначительный промежуток между обочиной дороги и северной аркой моста едва в то время возвышавшейся над землей. Однако, именно перед ней, основательно ее маскируя еще некоторое время лежала куча срубленных веток. Со временем кто-то ветки забрал и утром 19 августа 2017 года арка была замечена археологической экспедицией Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-археологический заповедник «Неаполь Скифский», проводившей охранные раскопки на строительстве трассы «Таврида» в рамках Крымской новостроечной археологической экспедиции ИА РАН, непосредственно Ириной Ивановной Шкрибляк. Утром 20 августа 2017 года была произведена фотосъемка моста и оконтуривание его территории сигнальной лентой. Объект был взят под охрану, прокладывавшаяся тут объездная дорога, в створ которой мост попадал, обогнула его с юга и памятник истории и архитектуры дорожного строительства XVIII–XIX в.в. оказался между двумя современными дорогами: трассой «Таврида» и объездной дорогой к Некрасовскому повороту.
Похоже, что несколько десятков лет мостом активно пользовались. На месте раскопок были найдены конские подковы и детали упряжи, обломки керамической местной посуды, монеты первой трети XIX века, пулелейка и семь свинцовых пуль. Также нашли на самом мосту и нацарапанную на кладке надпись «1861 год» с инициалами автора. Кстати, пули и пулелейка могут говорить о нахождении у моста постоянного поста, ведь именно в этой точке сходились две дороги: одна шла с востока, из Феодосии, вторая — с юго-востока, из Судака. Здесь же раньше находился придорожный трактир.
«Малым мостом» сооружение назвали археологи, впрочем, возможно, его так именовали и раньше - к западу от него по картам XIX века на реке Кучук-Карасу был «Больший мост».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: