Шейх-Кой (нынешнее село Давыдово) — крохотное село на берегу реки Бештерек приблизительно в 15 км на северо-восток от Симферополя. В переводе с крымскотатарского Шейх-кой означает «село шейха». В старину шейхом называли глубоко уважаемого лидера местной мусульманской общины или группы дервишей.
Сегодня об истории села известно мало. По некоторым данным, в нём находились: соборная мечеть Джума Джами (пятничная мечеть), медресе (школа) и текие (обитель дервишей).
До наших дней сохранились руины мечети времён Золотой Орды — Джума-Джами (пятничная мечеть). Эти руины на небольшом, заросшем холме из стоящей на его краю единственной сохранившейся стены с молитвенной нишей – михрабом. Говорить о том, что же из себя когда-то представляло собой здание мечети Джума-Джами сейчас довольно сложно, особенно учитывая тот факт, что до наших дней не дошло ни единого изображения, либо текстового описания прежнего вида памятника. Единственное, что дошло до наших дней — описание посвятительной таблички, сделанное историком Осман Акчокраклы. Чудом он успел в 1928 году, относительно незадолго до разрушения Джума-Джами, записать год её постройки – 1358. Довольно почтенная дата, с глубоким смыслом. В 1358 году Крымского ханства ещё не существовало, Крымом и территорией от Кыпчакских степей до Европы управляло грандиозное средневековое государство — Золотая орда. Главным правителем был верховный хан, мечеть Джума-Джами была построена в годы правления Бердибека.
Руины здания занимают площадь примерно 10 на 17 метров. По форме оно было прямоугольным, вытянутым вдоль линии север-юг. Довольно толстые стены мечети Джума-Джами были сложены из бута на известковом растворе. В общей форме сооружения угадываются два, расположенных друг напротив друга выступа. Выступ в северной части здания, правее от общего объёма, выложен скреплёнными известковым раствором тесаными камнями в виде ступенчатого прямоугольника. Вероятнее всего, это остатки основания минарета с которого муэдзин призывал мусульман к молитве. В центре этой же, северной части, просматривается вероятный вход в сооружение. Противоположная, южная стена сохранилась на довольно значительную высоту, в этом немалая заслуга михраба (араб. — святилище, молитвенная ниша, помещается в обращенной к Мекке стене мечети). Внешняя, закруглённая часть его стены служит своеобразным контрфорсом, подпоркой, предохраняющей стену от дальнейшего разрушения. Этой же стене мы обязаны частично сохранившемуся до наших дней тщательно вытесанному из известняка убранству, украшающему михраб. Капители полуколонок, украшенные затейливой и тонкой резьбой, тщательно вытесанная розетка в обрамлении валиков, образующих традиционный, для Крыма, частично сохранившийся до наших дней орнамент – «сельджукскую цепь» - вот довольно краткий список деталей, сохранившихся в оформлении михраба. Подобный орнамент, помимо Джума-Джами, можно увидеть на ряде других памятников архитектуры Крыма. Каменная «рама» двери цитадели крепости Мангуп, оформление порталов армянской церкви св. Ильи в Богатом, и в ряде мусульманских памятников (портал мечети Узбека в Старом Крыму, оформление мавзолея (дюрбе) Хаджи-Гирея в Салачике (Бахчисарай) и другие. Удивительно, но сохранились не только тёсаные детали, но даже полихромная покраска «сталактитов» в глубине михрабной ниши. Кровля мечети Джума-Джами в Шейх-Кое, очевидно, была черепичной. Об этом говорят многочисленные керамические остатки, разбросанные вокруг руин здания. Наиболее вероятная её форма – вальмовая. На прямоугольных зданиях мечетей Крыма такая кровля до сих пор сохранилась повсеместно, это говорит о любви архитекторов к «золотому сечению», и удобства его применения в культовой архитектуре. К сожалению, доподлинно неизвестно, что послужило причиной разрушения мечети в селе Шейх-Кой. Так, историк Олекса Гайворонский, в одной из передач «Прогулок по Крыму» говорит о том, что мечеть взорвали. По другой версии, вроде рассказанной одной из местных бабушек, после выселения мусульман здание передали местному колхозу под свинарник. Вскоре там произошел знаковый случай. Неожиданно на хутор с гор сошёл паводок, и вся живность в мечети утонула. Разгневанные колхозники решили снести впавшую в немилость мечеть, однако михрабная стена устояла.
Если пройти через поле к северу от мечети, то попадёте к целебному источнику Шейх-Кой Чокрак. Вода в роднике очень чистая и вкусная. Селяне с удовольствием её пьют и уверяют, что целебная сила у источника, как и прежде, не иссякает. Долина, окружающая Шейх-Кой полукругом носит название Тогай, что означает – луг. Толща известняков, в которых выработано русло долины, довольно мягкая по составу и легко выветривается природой. Следы деятельности природы можно увидеть под невысокими скалами, где темнеет неглубокий грот Кош-Коба (двойной грот). Грот очень удачно замаскирован, сверху над ним нависает карниз, так что вход в него виден только при приближении к скале снизу в упор.
Живописные руины мечети Джума-Джами в Шейх-Кое отображены на полотнах крымского художника Евгения Бадусева
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: