Апостол вятичей [MS/2149]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Орловская обл.
Мценский р-н
Ближайший нас.пункт
д. Карандаково
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 3
Рейтинг
3.82Нашли: 23
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
ц. Введения во храм Пресвятой Богородицы (Петропавловская)
ц. Введения во храм Пресвятой Богородицы (Петропавловская)
Скульптурная композиция
Скульптурная композиция
Информационный камень на Болховском шоссе
Информационный камень на Болховском шоссе
"Страдальческий колодец" с купальней
"Страдальческий колодец" с купальней
Автор: fig
Создан: 01.10.2006
Опубликован: 09.02.2007
(отредактирован: 17.05.2009)

Описание окружающей местности

Не смотря на то, что официально крещение Руси произошло, как нам говорят в конце X в., к началу XII в. язычество еще оставалось религией значительного числа жителей древней Руси, особенно сельского населения. Не только в глухих уголках Ростовской или Муромской земель, но и в южной, более развитой экономически и политически части Русского государства сохранялись настоящие заповедники почти нетронутого язычества. История сохранила имена первых миссионеров до монгольской поры, среди которых выделяется преподобный Иоанн Кукша, инок Киевского Печерского монастыря - просветитель вятичей, которые вели достаточно замкнутый образ жизни и, по сути, сегодня мы знаем о них не очень то и много.
Подвиг преподобного Иоанна Кукши был столь славен и общеизвестен, что святитель Симон, епископ Владимирский, писавший свои сказания об иноках киево-печерских в начале XIII века, воскликнул: "Могу ли умолчать и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свёл с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном". К сожалению, краткое Слово епископа Симона из Киево-Печерского патерика является по существу единственным источником наших сведений о святом: более никакими данными о нем мы не располагаем. А потому даже самые общие, контуры его биографии могут быть очерчены лишь сугубо гипотетически.
Известно, что память преподобного Иоанна Кукши чтят 27 августа/9 сентября, а год его кончины у историков разнится. Современные издания относят ее к 1113 г., Г. М. Пясецкий (для орловских краеведов он значит тоже, что Маркс, Энегельс и Ленин для коммунистов) – к 1141 г., а “Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви”, вышедший в 1862 г., вообще сообщает, что Кукша начал проповедь среди идолопоклонников вятичей лишь в 1215 г. Надо думать, что миссия Кукши пришлась на период постепенного вхождения вятичей в политическую и государственную систему Древнерусского государства - то есть хронологически имела место между походами «в вятичи» Владимира Мономаха и войнами Юрия Долгорукого.
Историки высказывают предположение, согласно которому преподобный сам был родом из вятичей, чем якобы и может быть объяснено его желание просветить светом христианской веры своих единоплеменников. По одной из версий, он мальчиком из знатного рода попал в плен к Владимиру Мономаху, который по возвращению в Киев отдал его в монастырь. Возможно, он был потомком "лучших мужей" из Вятичской земли, которые были переселены с семьями князем Владимиром Святославичем в конце X в. в города-крепости, построенные им по рекам Десне, Остру, Суле, Стугне и другим для защиты южных рубежей Руси от печенегов.

Но как бы там ни было инок с двойным именем, одно из которых явно языческое (кукша - птица семейства врановых, встречающаяся только в лесах) вместе со своим учеником Никоном плывут вверх по Десне в земли вятичей. Первым на их пути был брянский край. По-видимому, далее путь их проходил через калужский Серенск, где при археологических раскопках найдены нательные крестики, кресты-энколпионы, иконки с изображением святого Георгия, детали хоросов. По наущению языческих жрецов проповедник Кукша и его ученик Никон были схвачены и после долгих мучений обезглавлены. Случилось это на утренней заре, 27 августа, в окрестностях города Мценска, , около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаков, где Кукша поставил скитский дом. На месте казни, говорит легенда, забил святой источник.
О гибели Кукши чудным образом стало известно в лавре в тот же день. Киево-Печерский провидец Пимен Постник, духовный друг Кукши, за два года наперед предсказал миг своей кончины. Придя в церковь, он громко произнес, обращаясь к инокам: Брат наш Кукша в сей день против света убиен есть! И сказав это, упал замертво.
Трудно сказать, как выбиралось место гибели. По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом» и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота на месте гибели священномученика Кукши, над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем, его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно, на второй день праздника Святой Троицы - День Сошествия Святого Духа, собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На вопрос, что их заставляет идти с иконами так далеко от села, они отвечали: «Наши деды и отцы так молились, и мы молимся; а как не помолимся, так случится какая-либо беда». Рассказывали, что в один год местные жители не пошли молиться на колодец, и случилась засуха, горели нивы, падал скот. Устрашенные бедствиями, крестьяне пошли крестным ходом с иконами к колодцу. Вскоре бедствия прекратились. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени это почитание постепенно стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились и были возобновлены только в начале ХХ века. 
С прославлением преподобного, который казалось бы должен был занять центральное место в сонме святых почитаемых в центральной России, происходит некоторая заминка. После мученической кончины останки преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или Антониевых пещерах, где покоятся и поныне. В силу ряда объективных причин, церковное почитание преподобного Кукши ограничивалось Киевским Печерским монастырем. И лишь в 1762 году, был издан особый указ Священного Синода, которым дозволялось вносить киевских святых в общие (московские) месяцесловы и печатать службы им в минеях. В 1903 году, на средства брянского купца А. Н. Комарова в лавре была изготовлена икона священномученика Кукши с частицей его чудотворных мощей и 25 августа того же года доставлена в Брянск и помещена в Преображенский собор Поликарпова монастыря. Икона Кукши с частицей его мощей стала одной из святынь города Брянска, бывшего в то время уездным городом Орловской губернии. Однако советская власть ликвидировала все, что как-то было связано со святым и о нем забыли на многие десятилетия.
В конце 80-х годов ХХ в. в лесном овраге неподалеку от д. Карандаково был построен и освящен «Страдальческий колодец». Уже гораздо позднее была выстроена купальня, а в данный момент возводятся постройки скита. Город Мценск в свою очередь стал современным центром прославления святого.

В те давние времена территория сегодняшнего Мценского района и представляла собой лесостепь с преобладанием дремучих лесов. Город Мценск формировался вокруг укрепления на горе Самород у впадения в р. Зуша р. Мецна. Впервые Мценск упоминается в 1146 г. в Патриаршей летописи. Археологические раскопки показали, что это место было заселено еще до прихода вятичей. Самые ранние находки на городище датируются первой половиной I тыс. н.э. Название города одни выводят от реки Мецны. Праславянская основа мец-, меч- обычно связывают со значением лес, опушка, межа. Другие связывают название города со значением - мерцание, свечение. В. И. Даль считал, что, вероятно, само название Мценска идет от слова "Мцена", что по - вятически - пчела, отсюда "мчельник", то есть пчельник. Однако резюмировать можно цитатой из труда П.И. Якобия  «Вятичи Орловской губернии»: «Если есть типично вятичское имя населенного места, то, конечно, это имя Мценска. Имя это настолько чуждо русскому уху и русскому языку, что pycскиe люди никак не могут справиться с ним. Мценск фигурирует в летописях под именами Мценеск, Мьченьск, Мьченеск: в низшем классе он известен под именем Амченска, и т. д. Как известно, впрочем, звуки Ц и Ч легко смешиваются и заменяют друг друга (Ипатьевская летопись пишет Мценеск, но она же пишет и „челова" вместо целова (под 1142 г.)». Человек невероятной судьбы, Павел Иванович, призван в 1893 г. Орловским земством организовать психиатрическое дело в губернии. Результаты профильной работы легли в основу этого географо-этнографического этюда, выпущенного в 1907 г. в СПб. Исходя из неравномерного распределения душевнобольных по районам губернии, он пришел к выводу, что она заселена тремя разными расами, т.е. с приходом вятичей балтские племена не исчезли в неизвестном направлении, как считала официальная наука, а стали существовать в месте с ними. Так В.М. Неделин в работе «Орел изначальный» приводит в качестве примера село Борилово близ г. Болхов, жители которого обычаями, костюмами и говором еще XIX в. резко отличались от окружающего населения.

Но, несмотря на гибель миссионеров, миссия их, несомненно, принесла свои результаты. Уже в 40-е годы XII века вятичи - и именно их правящая верхушка, старейшины, - будут изображаться в источниках вполне искренними радетелями христианства. Предположительно тогда же в XII веке на горе Самород из деревьев «священной дубравы» строится первая христианская церковь. Существует также легенда, что в этих местах язычество находилось в упорной борьбе с христианством и в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского. Амчане, находящиеся под властью Литвы, не признавали ещё истинного Бога. Почему и посланы были в том году, от князя и митрополита Фотия, священники, с множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Амчане ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из амчан: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая Чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег, плывущих по Зуше против течения. Тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение. Как считается каменный Крест и «Мценский Никола» были с Иоанном Кукшей и после его трагической кончины пропали и до поры хранились в недрах горы Самород. Хотя боле менее вдумчивые краеведы серьезно ко всей этой истории советуют, не относится, считая ее изобретением XVII столетия.

Каменный Крест и скульптура Николая Чудотворца, помещаются в «Дом святого Николы». В начале XIX в. вместо обветшалого храма на горе Самород ставшей к тому времени Соборной строится величественный Николаевский собор. «Мценский Никола» привлекает сотни тыс. паломников. Даже орловский литератор Лесков отправляет Левшу, главного героя одноименного произведения, перед ответственной работой «…к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесечная» икона св. Николая, приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида «грозного и престрашного»-святитель Мир-Ликийских изображен в ней «в рост», весь одеян сребропозлащенной одеждой, а лицом темен и на одной руке держит храм, а в другой меч-«военное одоление»». Надо сказать, что при достаточно не многочисленной церковной скульптуре, такие образы не редки. Самый известный конечно «Никола Можайский», есть и «Никола Радовицкий». Благодаря же Николаю Семеновичу россияне крепко усвоили, что если «Леди Макбет», то непременно Мценского уезда. Несмотря на то, что достоверно известно о том, что сюжет этой повести литературный вымысел, но, тем не менее, в Мценске называют аж два дома купцов Измайловых, где якобы происходили трагические события.

Надо сказать, что на сегодня не так уж и много осталось следов описываемых событий. Курганный могильник вятичей площадью 6 га близ горы Самород (Соборной), был уничтожен при строительстве во второй половине XIX в. железной дороги. Николаевский собор в первые десятилетия Советской власти разрушен, а Крест и «Мценский Никола» были помещены в музей атеизма в г. Орле. Однако, местные жители, которые всегда отличались крутым нравом, из-за чего даже родилось своеобразное проклятие «амчанина тебе на двор», активно используют вятиче-языческую тематику в названиях заведений, фирм и т.п.

Для описания местности адаптировалась статья А.Ю. Карпов Преподобный Кукша-просветитель вятичей, и была использована информация сайта Неофициальный Мценск
.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Mr.Sergey57 (30.09.2023 18:23:07)
Закрыл пробел, окунулся в купели вода хороша. Дерево хорошо просматривается, видимо осень листвы нет. Сложнее будет искать когда листва зелёная. Пользуйтесь лайфхак😂.
Fess.kl (26.06.2023 21:48:11)
Ехали с пятницы к монастырю св. Кукши в надежде заночевать где-то по пути после Мценска, но ничего путного не нашли, так и уехали дальше к Оке, а там и до Шестаковского парка добрались, где и встали на красивой высокой полянке над Окой. Утром в субботу поехали в Мценск брать шаги тайника. Вообще, согласен с тем, что уже писали ранее - монастырь вполне заслуживает отдельного тайника, как и храм со скульптурной группой в Мценске, но автору, конечно же, виднее). В итоге к монастырю вернулись уже в сумерках, после других тайников, так как хотели в конце дня освежиться в купели и поехать на вторую ночёвку на ту же полянку.
Тайник искали довольно долго, в прямой видимости от расчётных координат похожего дерева не увидели, походили по окрестностям, почитали интернет-блокнот, всё без толку. В итоге уже решили идти в купель и ехать ночевать, а искать тайник решили утром, но выйдя на тропу и глянув трек в озике, обратил внимание, что в одну сторону мы ещё не сходили. Поднимаю глаза и вижу нужный ясень! В общем нашли, дерево и правда приметное, оно гораздо больше, чем кажется на фото. В контейнере сыровато, но зиплоки держат. Протёрли, чутка посушили на воздухе, записались, да пошли купаться с чувством выполненного долга.
В купели осиное гнездо и оно жилое, но заметили мы это уже когда одевались. Но осы спокойные были, по окну и гнезду ползали, к нам не приставали. Купель шикарная, глубокая, с холоднючей проточной водой, всю усталость как рукой сняло!
На обратном пути к машине решили прихватить какую-нибудь крупную дровинку для костра, а то накануне все палки почти пожгли на той своей ночлежной полянке. И подумали мы об этом уже идя по асфальту, так что в лес свернули практически возле храма. И тут нас местный священник видимо заметил, так как через пару минут он пришёл к нам и поинтересовался что мы там делаем. Ну мы отнекиваться не стали, объяснили как есть, на что он сказал, что без благословения в монастыре не поощряется, но он нам его даёт. Были приятно удивлены, чаще нотации читают, а тут человек в положение вошёл и даже сказал где палки взять, но мы себе уже чурбанчик присмотрели, так что его и забрали. После этого нас пригласили в 8 утра следующего дня на службу, помолиться за Россию-Матушку, на чём мы и простились. А потом на той самой нашей полянке в ближайшем кусте мы нашли несколько сухих сучьев, и благословлённую дровинушку увезли с собой и сохранили на будущее). Вот как бывает...
Автору спасибо! Были 24.06.2023.

PS: Не нашли источник с купальней на первом шаге. В этом месте лишь небольшая пляжная полянка и заросли вокруг.
DidJ (04.07.2018 10:57:51)
НЕСЕЗОН (02.07.2018 12:12:24)
Yolka (19.02.2018 10:44:06)
Кочевники (18.08.2014 11:46:06)
WolfSS (13.08.2013 17:05:20)
fizmat (15.09.2012 20:23:42)
FENIX-86 (26.08.2012 13:06:39)
Хитрый_88 (29.05.2012 00:16:48)
Smile & Co (14.08.2011 21:41:39)
RusLAN124 (30.05.2011 00:14:26)
profi45 (30.06.2010 20:03:00)
Aleslav (05.06.2010 18:46:01)
DisaV (27.05.2010 01:52:26)
Dionis57 (14.05.2010 22:00:12)
Инструктор (12.05.2010 22:50:47)
Саша Енси (20.09.2009 21:50:30)
Skorpion (30.03.2009 00:04:33)
RAY (27.07.2008 15:18:42)
опелевод (22.04.2008 21:06:59)
Ars-techno (30.03.2008 13:55:27)
ЖЖ и Chuma (27.02.2007 11:18:09)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.