Тайник из цикла "Усадьбы Ярославской области". Первые достоверные сведения о селе Татищев Погост приведены в грамоте царя Михаила Романова от 16 мая 1619 года боярину Юрию Игнатьевичу Татищеву:"Пожаловано за Московское сидение из его поместья Ростовского уезда Сотемского стана село Погост на реке Луте" Из этой же грамоты следует, что Погост уже тогда был большим селом с двумя церквями, с крестьянскими избами возле них и боярскими хоромами. С того времени село стало называться по имени новых владельцев - Татищев Погост. Родоначальником рода Татищевых считают князя Василия Юрьевича пол прозванию "Татищ",полученному за то, что будучи воеводой в Новгороде он открыл заговор против великого московского князя и как "тать", ночью, схватил главного зачинщика. Михаил Юрьевич Татищев-сын первого владельца села - был окольничим и ростовским воеводой, он значительно расширил и благоустроил Татищев Погост. Однако наибольшего расцвета село достигло при Дмитрии Павловиче Татищеве /1767-1845/. Любитель и знаток искусства, Д.П.Татищев был почетным членом Академии художеств. Известен его портрет работы В. А. Тропинина. Военную карьеру Дмитрий Павлович начал сержантом лейб-гвардии Преображенского полка, затем перешел на службу в конную гвардию. Во время русско-турецкой войны 1789-1791 гг. поступил волонтером в действующую армию, был добровольцем в армии А.Суворова, за мужество, проявленное в Польской кампании, получил Георгиевский крест. Судьба ему благоволила, к Татищеву одинаково доброжелательно относилась и Екатерина II, пожаловавшая ему звание камер-юнкера, и Павел Первый, от которого в 1808 году он получил звание сенатора. К этому времени он уже оставил военную службу и перешел на дипломатическую. Сначала был посланником в Неаполе, потом его назначили представителем русского правительства в Мадриде, затем - посланником при Нидерландском дворе. В 1822 году он был командирован с чрезвычайным поручением В Вену и занял пост постоянного представителя России при Австрийском дворе. Через 47 года за безупречную дипломатическую работу был пожалован в обер-камергеры Императорского двора, награжден почти всеми русскими орденами, был кавалером многих высших иностранных орденов, от великого магистра державного ордена св.Иоанна Иерусалимского получил почетное звание балии этого ордена.
В те годы, когда владельцем села Татищев Погост был Дмитрий Павлович центр села представлял собой богатую усадьбу: обширный господский дом окружал большой сад и липовый парк, обнесенный крепким забором с каменными воротами: барский дом был в два этажа - нижний каменный, а верхний из крепкого дуба с высокой тесовой крышей. Многочисленные комнаты этого дворца украшали старинные портреты Татищевых и полотна иностранных художников, мебель из красного дерева, люстры, канделябры, серебряные и другие фамильные редкости, шкафы с книгами. Рядом с барским домом помещались деревянные и каменные службы и прочие хозяйственные и жилые постройки. В 1810 году в центре села на средства Д.П. Татищева была выстроена Сергиевская церковь, во имя преподобного Сергия Радонежского, прекрасный образец русского классицизма. Стройная ротонда, перекрытая пологим куполом, имеет четыре портика, расположенные по странам света. Удачно найденные про¬порции, умеренное использование декоративных деталей придают зданию необычайную гармоничность и целостность архитектурного образа.
Строгая симметрия фасада и плана, отсутствие привыч¬ного алтарного выступа и трапезной, которая была пристрое¬на лишь в середине XIX века, делали Сергиевскую церковь похожей на языческие храмы Древнего Рима. Это с возмущением отметил ярославский епископ, осмотревший храм вскоре после его завершения. Такого рода сходство далеко не случайно. Архитектура Сергиевской церкви ле¬жит в русле так называемого «русского палладианства». Это течение архитектурной мысли, получившее особое развитие во второй половине XVHI века, широко использо¬вало опыт одного из крупнейших итальянских архитекторов эпохи Возрождения, Андреа Палладио (1508-1580). Через творчество Палладио, а также путем непосредственного изучения древних образцов русские зодчие екатерининской эпохи приобщались к великому архитектурному наследию античности.
Внутри Сергиевская церковь была богато украшена изящной гипсовой уборкой: розетками, гирляндами, тонко профи¬лированными карнизами и фризом. Интерьер украшали так¬же колонны, полуколонны и пилястры, выполненные в духе строгого классицизма.
Архитектурное совершенство Сергиевской церкви заставляет искать автора ее проекта среди ведущих зодчих того времени. История постройки храма и его композиция позволяют высказать некоторые предположения на сей счет. Проект Сергиевской церкви, по-видимому, был готов уже в 1802 году, когда Д. П. Татищев, находившийся в это время на службе в коллегии иностранных дел в Петербурге, подал в ярославскую консисторию прошение о разрешении на постройку в Татищевом Погосте каменной церкви. В 90-е годы XVIII века Татищев служил под началом известного дипломата графа А. А. Безбородко и пользовался его расположением и доверием. Если учесть знатность происхождения и большие родственные связи Татищева, то не останется сомнений в том, что он был частым гостем в доме графа Безбородко, славившегося своим хлебосольством и.открытым. образом жизни. Вполне вероятно, что в доме Безбородко Татищев, живо интересовавшийся искусством, познакомился с замечательным русским архитектором конца ХУIII века Николаем Александровичем Львовым (1751-1803), крупнейшим представителем «русского палладианства». Львов был близко знаком с графом Безбородко, как и Татищев, служил под его началом, проектировал по заказу графа здание почтамта в Петербурге. Сергиевская церковь очень напоминает храмы и мавзолеи, выстроенные по проектам Львова. Как и другие творения этого зодчего, она отличается гармонической ясностью и уравновешенностью композиции. Именно ротонда - излюбленная Львовым архитектурная форма - положена в основу замысла Сергиевской церкви. Эта форма более всего соответствовала и мемориальному характеру храма, предназначенного стать местом захоронения Татищева.
Дальнейшие разыскания в архивах должны пролить свет на историю создания Сергиевской церкви в Татищевом Погосте, бесспорно, лучшего архитектурного памятника эпохи классицизма на территории Ярославской области. Церковь эта сохранилась до наших дней. К этому описанию можно добавить лишь то, что богатство той ветви рода Татищевых во многом объяснялось их родственными связями: отец Д. П. Татищева был троюродным братом императрицы Анны Иоанновны, а бабка – родной сестрой канцлера графа М. И. Воронцова.
Роковым для Татищева Погоста стало 1 апреля 1832 года, когда пожар уничтожил почти все село вместе с барской усадьбой. В одну ночь усадьба сгорела дотла, подожженная крестьянином, насильно перевезенным сюда из Костромской губернии. В то время владелец усадьбы находился в Вене, откуда пришло от него распоряжение восстановить усадьбу заново, барский дом выстроить каменным, употребляя на расходы весь крестьянский оброк. Тогда же граф принял это необычное решение - возвести из кирпича и все крестьянские дома. Для этой цели рядом с селом были выстроены два кирпичных завода. Однако лишь к середине 40-х годов было заготовлено достаточное количество кирпича. Но проект так и не осуществился - помешала тому смерть графа, последовавшая 16 сентября 1845 года. Из далекой Вены гроб его был перевезен в Татищев Погост и похоронен возле Сергиевской церкви. Часть припасенных материалов пошла на устройство склепа, остальное, в том числе и то, что осталось от старого дома,- на постройку трапезной при Сергиевской церкви.
В 1910 году по восстановленному по памяти эскизу в селе выстроили сохранившийся доныне так называемый образцовый дом в три окна, с фигурным фронтоном и башенками - как бы воплощенная в камне мечта Д.П.Татищева, которой так и не суждено было осуществиться полностью. Источник: Борисов Н.С. Окрестности Ярославля М., 1984 г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: