Охота за тюленями — не более жестокое дело, чем всякая другая охота. И все же огромные лужи красной крови на ослепительной белизне льда, под голубым сводом неба, казались мне дикими и ненужными.
Артур Конан Дойл «Мои приключения в полярных морях»
Cтоянка охотников на тюленей бронзового века (Otterböte Bronze Age site) – лишь общее название тайника, данное по названию тропы и месту закладки контейнера. Остров мал, и эпохи, сменявшие одна другую, оставляли свои следы так же накладывая их один на другой, подчас полностью замещая более старые более новыми на этих скалах… Стоянка расположена в области Кален (Kalen) у подножия холма Оттербот (Otterböte). Стоянка относится к периоду позднего бронзового века (около 900 г. до н.э.).
Здесь можно различить остатки девяти хижин, нескольких мусорных куч и остатки колодца. Дома были круглыми, приблизительно 5-6 метров диаметром, и очень хорошо закрытыми друг от друга. Внутри каждого был очаг, окруженный отверстиями для деревянных столбов. Крыша была, вероятно, конической и поддерживалась деревянными столбами, поднимавшимися в середине хижины. План поселения представлен на фото.
1 – места расположения очагов;
2 – границы мусорных куч.
До Оттерботе можно дойти по пешеходной тропе длиной около 600 метров.
Кален - одна из красивейших и, возможно, самых интересных областей острова Щёкар (Kökar). Здесь встречаются великолепные пейзажи (серые скалы, покрытые лишайниками, вереском и можжевеловыми кустами), древние свидетельства присутствия человека и свидетельства близких нам исторических событий. Пешеходная тропа организована так, что на нее устроены три входа, которые являются одновременно и конечными точками. Все это позволяет организовать различные по длительности пешеходные маршруты. Мы воспользуемся средним, расположенным недалеко от кемпинга Sandvik Gästhamn & Camping, ближайшим к месту закладки.
У холма Оттербот останавливались охотники за тюленями, которые приходили в эти места с юга.
Горшки, найденные на территории стоянки (раскопки производились в 1946 и 1950 г.г.), были бочкообразными и были украшены волнистыми, вертикальными и горизонтальными линиями, выполненными пальцами по сырой глине. Некоторые имели украшения вокруг верхней части или когда-то были декорированы тканью. Найденные каменные инструменты грубой формы были сделаны из твердого камня. Кремни были также грубой формы и очевидно использовались для добывания огня. Также были найдены фрагменты отполированного долота, изготовленные из диабаза (аналог базальта).
Ряд стоянок с обнаруженными похожими находками были открыты в береговой зоне юго-западной Финляндии. Так похожие находки были сделаны при раскопках в Tjarnan, район Saltvik на главном острове Aland в 1951 году.
Историки, исходя из черепков, найденных во время раскопок, предположили, что глина этих черепков была добыта с южных берегов Балтийского моря, Северной Польши и острова Борнхольм (Дания). На стенках сосудов нашли отпечатки культурных растений, что доказывает, что они были изготовлены в местности, где занимались сельским хозяйством.
Но об охоте на тюленей… Перенесемся ближе к нашему времени, оставаясь примерно в тех же географических координатах.
Немалое удивление у одного датчанина (как и у нас сегодня), который в период весны-лета 1776 года совершил путешествие из Копенгагена в Москву через Финляндию и Петербург, вызвал процветавший в то время в Финском заливе промысел - тюлений. «Залив изобилует последними. Промысел этот осуществляется следующим образом: когда море полностью покрывается льдом, то в ледовом покрове выбивают проруби и приманивают к ним тюленей свистом; он появляется и ложится на лед, тогда с громкими криками к нему устремляются люди и убивают его ударом по носу, так как тюлень не может быстро сориентироваться и найти прорубь... Потому так же торговля идёт хорошим рыбьим жиром, который они вытапливают из тюленьего жира».
Нужно сказать, что стада тюленей регулярно заходили в Выборгский залив вплоть до наступления XX века, но с началом боевых действий на Балтике в период Первой мировой войны промысел этот пошёл на убыль и со временем прекратился вовсе.
Так били тюленей в XVIII веке. Кто знает, может быть, так же выглядела охота на тюленей и 3000 лет назад.
Охотники того времени летом на лодках вдоль гряды островов приходили в эти воды (на упомянутых раскопках в Tjarnan были обнаружены остатки лодок, сделанных из древесной, предположительно липовой, коры), ловили здесь рыбу, а зимой били тюленя.
Одновременно стоит отметить что для региона Ботнического залива характерно замечательное явление: на протяжении миллионов лет после ледникового периода суша, находившаяся ранее под гнетом толщи льда, поднимается со скоростью, признанной одной из самых высоких для подобного рода феноменов. В процессе роста береговой линии появляются новые острова и объединяются уже существовавшие, увеличиваются полуострова, заливы трансформируются в озера, которые со временем заболачиваются. Текущая скорость подъёма составляет от 4 до 10 миллиметров в год. Так как острова в основном состоят из гранита и гнейса, двух очень твёрдых горных пород, то скорость эрозии значительно меньше скорости подъёма.
Таким образом, за те 3000 лет, которые прошли с момента появления здесь человека, острова поднялись примерно на 12 метров, и те места о которых мы говорим ранее располагались недалеко от береговой линии.
NB! Паромная линия внутри архипелага обслуживается компанией ALANDSTRAFIKEN ( http://www.alandstrafiken.ax/en ). Расписание, цены, бронирование билетов на сайте. При бронировании билета на сайте скидка 10%. Если вы совершаете круговое путешествие по архипелагу, целесообразнее начинать его именно по Южной ветке с Щёкара, а возвращаться по Северной ветке.
О "вкусном": проезд на пароме без транспорта или с велосипедом бесплатный. Плата взымается только за перевозку транспортных средств с мотором. Для получения 50% скидки вам надо провести ночь на одном из островов по пути следования парома с материковой части Финляндии на Аланд (главный остров). В этом случае вы платите за переправу авто, например, только до Щекара. От Щекара до Аланда, либо обратно на материк транспортировка вашего авто бесплатна. При этом бронировать место все-равно необходимо.
Бронировать место летом ОБЯЗАТЕЛЬНО. Острова очень туристические, а паромы небольшие.
ЕСЛИ БРОНИРОВАНИЕ НА САЙТЕ НЕ РАБОТАЕТ, говорим спасибо Роскомнадзору, и либо используем сервисы для обхода блокировок (например, TOR-браузер), либо бронируем билет сразу же по пересечении границы, используя локальный IP.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: