Курба - одно из самых больших и древних сел ярославской земли. В XV-XVI веках здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Первым удельным князем курбским был Яков-Воин Иванович, павший в битве с казанцами на Арском поле в 1455 г. Курбский удел перешел к брату его Семену, сын которого Федор был нижегородским воеводой (1483). Самый известный представитель рода - Андрей Михайлович Курбский был ближайшим сподвижником Ивана IV, пока в1564 году не перебежал к польскому королю из страха перед царской опалой. Пытаясь оправдать себя и обличить Грозного, Курбский, находясь в Литве, писал царю послания. Переписка Грозного с Курбским стала одним из самых интересных памятников русской публицистики XVI столетия. По исследованию Вольфа, в книге "Kniaziowie Litewsko-Ruscy" (Варшава, 1895) род потомков князя Андрея Михайловича пресекся в Литве со смертью князя Яна Дмитриевича Курбского. В 1686 г. выехали из Литвы в Россию князья Яков и Александр Курбские, сыновья Каспара, по принятии православия называвшиеся Борисовичами, но, по мнению Вольфа, их следует признать самозванцами. После бегства Курбского село было отписано на государя, а впоследствии отдавалось в поместье различным владельцам. В первой половине XVII века частью Курбы, как и многими другими вотчинами в Ярославском, Ростовском и Романовском уездах, владели служилые татарские мурзы. Писцовая книга 1646 года сообщает: «В Ярославском же уезде в Закоторожском стану село Курба, а в нем церковь Вознесение Христово, а в пределе... Николы. Да в томже селе в Курбе двор вотчинников Богдана Камынина... да мурз и татарские дворы: двор Тенекей-мурзины жены Шейдякова вдовы Ахтутай».
Потомки воеводы Богдана Камынина оставались владель¬цами части Курбской волости еще в конце позапрошлого столетия. Другая половина Курбы во второй половине XVII -начале XVIII века принадлежала дьяку Степану Кудрявцеву и его наследникам. В 1722 году эту часть Курбы приобрел капитан первого ранга, известный кораблестроитель времен Петра I Гаврила Авдеевич Меншиков (1672 - 1742). Как и его знаменитый однофамилец, Меншиков был выходцем из низов. Сын придворного конюха, он еще ребенком был записан в «потешные солдаты» и с детских лет был близко знаком с Петром I. Участник многих исторических событий своего времени: Азовских походов, Великого посольства в Европу, Персидского похода - Меншиков отличался прежде всего как талантливый ко¬раблестроитель. В 1710 году он первым среди русских мастеров самостоятельно, без помощи иностранцев, построил многопушечный корабль для Балтийского флота. А всего за свою жизнь Меншиков построил для русского флота более двухсот судов различных типов.
Через год после смерти Меншикова владельцами принад¬лежавшей ему части Курбы стали Нарышкины - известный дворянский род, выдвинувшийся В конце ХVII века благодаря браку царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. Младшая ветвь рода Нарышкиных владела частью Курбы до середины XIX века. Село красиво расположено на высоком берегу речки Курбицы. Кое-где видны старинные каменные дома, немало интересных резных наличников. Исстари жители Курбы занимались торговлей и промыслами. Здесь сходилось несколько проселочных торговых дорог. Одна вела из Ярославля в Курбу и далее, в большое село Вощажниково и Борисоглебскую слободу, другая шла от села Великое через Курбу на Романов-Борисоглебск. Автор путеводителя по Ярославской губернии, изданного в 1859 году, характеризует Курбу как «богатое и красивое село с двумя великолепными церквями, квартирою станового пристава и многолюдным базаром». Здесь ежегодно устраивалась ярмарка, на которой с середины XIX столетия главное место занимал лен и продукты его переработки. О высокой по тем временам культуре жителей села говорит хотя бы тот факт, что в 1895 году в Курбе была открыта одна из первых в губернии сельских библиотек, устраивались хоровые концерты воспитанниц местного женского училища.
В центре села высится огромная Казанская церковь, выстроенная в 1770 году, по-видимому, не без участия Нарышкиных. Освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери храм каменный, пятиглавый, с отдельно стоящей ярусной колокольней, возведенной в 1880-1890-е годы. В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Здесь издавна находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна под именем Курбской и считалась чудотворной. Известно, что в 1929 - 1930 годах Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти приговорили к уничтожению. Бесследно исчезла и чудотворная Казанская икона Богоматери. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция, она просуществовала там несколько лет. Это интереснейшее по своей архитектуре 16-лепестковое в плане центрическое сооружение. Его второй ярус представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. Высокий восьмигранный свод, близкий по форме к куполу, прорезан четырьмя люкар¬нами, ориентированными по странам света. Мощные арки над люкарнами служат основанием для барабанов четырех глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Небольшой восьмерик с четырьмя окнами несет на себе центральную главу. Внутри храма четыре монументальных пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. В традициях ярославского зодчества выполнены крыльца. Композиция Казанской церкви отличается большим своеобразием. Мастера, строившие этот храм, вдохновлялись мотивами столичного барокко, смело сочетая их с традиционными приемами ярославского зодчества ХVII столетия. О высоком мастерстве строителей Казанской церкви говорит и сложное конструктивное решение перекрытий. Помимо основного сомкнутого восьмигранного свода, возносящегося над восьмериком, для перекрытия «лепестков» использованы также коробовые и крестовые типы сводов, сочетания которых создают живописную игру форм в верхней части храма. Наружное убранство стен Казанской церкви составляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением, наличники окон первого яруса и такие же, но с полукруглым завершением - второго. Тот же мотив повторен и в обрамлении всех трех порталов. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранилось фресковое изображение Николы, которому в храме был посвящен особый престол. Некоторое представление о былом интерьере дает описание храма, сделанное в середине прошлого столетия. В храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско... Трудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по1799 год». Эти росписи сохранились до наших дней. Рядом с церковью возносится к облакам огромная пятиярусная колокольня. Это величественное сооружение развитого классического стиля могло бы украсить любой губернский город. Удачно найдены его общие пропорции, соотношение высоты ярусов и пролетов арок. С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной.
По шатким деревянным мосткам перейдем через прозрачную Курбицу и посетим погост Васильевское, ставший уже частью Курбы. На холме, в темной зелени старых деревьев сияют белизной стен два храма. Старший из них - Всемилостивого Спаса - выстроен в 1745 году, Он исполнен в простых формах клетских деревянных церквей и, если бы не главка, походил на каменную избу. Храмов такого типа сохранилось немного. Рядом с зимней Спасской церковью находится пятиглавая церковь Смоленской Богоматери с особым престолом в честь Василия Великого, выстроенная в 1793-1804 годах. Внешне довольно заурядная, внутри эта церковь поражает красотой пятиярусного резного барочного иконостаса XVIII столетия. На царских вратах по традиции помещено резное изображение «Сошествие святого Духа» Своим театральным пафосом, декоративным занавесом, обрамляющим всю группу апостолов, эти царские врата очень напоминают известные царские врата из церкви Николы Надеина в Ярославле, выполненные, согласно преданию, по рисунку великого русского актера Ф. Г. Волкова. Стены и своды храма покрыты хорошо сохранившейся росписью конца XIX столетия. Искусно имитированная с помощью живописи лепнина и архитектурные детали дополняют впечатление пышности и богатства внутреннего убранства этого скромного на вид памятника. В зените свода помещена композиция «Коронование Богородицы», появившаяся в русской культовой живописи под влиянием католического искусства.
Недалеко от Курбы - село Дегтево. Здесь находилась небольшая усадьба, выстроенная, по-видимому, еще в первой половине XIX века. Во второй половине прошлого столетия она принадлежала ярославскому губернскому предводителю дворянства В. В. Калачову, брату известного археографа Н. В. Калачова. Сохранился двухэтажный кирпичный барский дом, к которому ведет обсаженная акацией аллея, а также сильно заросшие верхний и нижний парки. Выше по склону холма - плохо сохранившаяся Корсунская церковь, выстроенная в 1819 году. Ее основной объем представляет собой двухсветную купольную ротонду. Сохранились фрагменты росписи, имитирующей лепные украшения.
Источник: Борисов Н.С. Окрестности Ярославля М., 1984 г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: