Многие поезда, следующие из Центральной России на черноморское побережье Кавказа, незадолго до станции Староминская, расположенной на кратчайшем пути между Ростовом-на-Дону и Краснодаром, не снижая скорости проносятся по невысокой насыпи над странным большим болотом, густо поросшим высоким камышом. Летними ночами здесь часто стоит густой туман.
Камышовые плавни принадлежат долине горько-солёной реки Ея, впадающей лиманом в Азовское море. Материковая часть медленно опускается, легендарная Меотида наступает вглубь низменных районов; первыми оказываются затопленными долины рек – образуются лиманы. Одним из крупнейших в Приазовье является Ейский лиман. Сложно сказать, где здесь заканчиваются плавни и начинается море; разные карты составлялись в разные года, и эта зыбкая граница показана то так, то этак. Сейчас она проходит в 1-2 км западнее дамбы, соединяющей станицу Старощербиновскую и село Ейское Укрепление.
С этими местами связаны многие исторические события. Здесь проходил древний путь с севера на Чёрное море и в Крым. Шли торговые караваны, войска, здесь в Крымское ханство и черноморские порты вели в рабство захваченных пленников.
Переправа через Ею по болотистым плавням приустьевой зоны издавна называлась Чёрным бродом. Люди ратные или торговые, попав в эти места, всегда интересовались - почему это место называется так мрачно? Так и в начале января 1778 года новый командующий Кубанским корпусом генерал-поручик А. В. Суворов, направляясь из Азова в Копыл (ныне Славянск-на-Кубани), интересовался у конвойных казаков Войска Донского: - А почему переправа через устье Большой Еи называется Чёрный брод? В ответ донцы рассказывали, что они об этом броде слышали ещё от своих дедов, ветеранов кубанских походов. Давным-давно через этот брод закубанцы, татары или ногайцы угоняли людей, захваченных при набегах на донские и российские земли. Если до реки Большая Ея несчастные ещё надеялись, что казаки могут их отбить у степняков, то после переправы через Ею на земли, принадлежащие кочевникам и туркам, они этой надежды лишались, ибо для них тут начинались чёрные дни рабства.
Чёрный брод видел много разных событий. Неподалеку русские войска сдерживали пытавшегося прорваться в Крым Девлет-Гирея II. Здесь, в Ейском укреплении, ногайцы присягали на верность России. Здесь, в 1775-1776 годах был построен Карантинный редут и основано одно из первых русских поселений Черномории – Ейская слободка.
В станице Тамань, на одноименном полуострове, установлен красивый памятник десанту Черноморских казаков, приплывшему по Азовскому морю заселять отданные им прикубанские земли. Этот памятник можно найти во многих путеводителях, его часто показывают туристам и курортникам. Но при этом забывается тот факт, что больше половины черноморцев, вместе со всем обозом и гражданским населением, двигались на новые места сухопутным путем, в обход моря. 23 октября 1792 года передовой отряд под предводительством кошевого атамана Черноморского войска Захария Алексеевича Чепеги преодолел Чёрный брод и вышел на левый берег Еи. Так началась история Кубанского казачества.
В отличие от Тамани, это место мало кому известно. Здесь нет памятников, о Чёрном броде редко пишут в путеводителях по Краснодарскому краю. Карантинного редута, который волею судьбы получил на картах название «Турецкая крепость», тоже больше не существует – археологический памятник, одно из первых русских поселений Черномории, уничтожен карьером Щербиновского кирпичного завода. Старая трасса Чёрного брода забыта и заброшена, вдоль неё построена дамба с асфальтированной дорогой. Лишь непонятный курган на краю заброшенного ныне карьера напоминает о древней истории этих мест.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: