Автор: Майорша
Создан: 08.03.2007
Опубликован: 07.03.2007
(отредактирован: 06.08.2022)
Компаньоны: Major
Описание окружающей местности
Поздравляю Женечку («Майоршу») с 8-м МАРТА!!! «MAJOR»
Рождество 2007 позади. Группа «измученных» отдыхом автотуристов, после многочисленных дорожных (и внедорожных) приключений двинулась ближе к дому: по направлению от Калевалы в сторону Москвы. Прощай гостеприимная Калевала – родина эпосов и рун. В отличие от других кешеров, встречавших этот новый год и рождество в Центральных районах Росси без малейшего намёка на снежный покров, мы этого снега напробовались вдоволь!!! Всякие снегоходы, олени, снеговики, снежки, ну и прочая там «экзотика», доступна была в этом году только что на Севере. Вкатываемся в обледенелую дорогу, предвкушая нелёгкий путь до Мурманки. Скорость, увы, не велика, а до Москвы ещё у-у-у сколько…Не спеша подъезжаем с запада к деревушке Шомба, и тут дорога делает поворот налево к северу. Смотрим на GPS, ничего не понимаем. Что за чудеса??? На карте такого и близко нет, мы должны были проехать Шомбу насквозь и далее двигаться вдоль реки Кемь. В КПК у нас загружена обычная двухкилометровка Карелии. А, как известно всем продвинутым пользователям, эти генштабовские карты датируются серединой 80-х годов прошлого столетия. Правда относительная «древность» этих носителей картографической информации мало кого останавливает, ибо за предыдущее десятилетие (1990-е годы) мало что изменилось на карте нашей многострадальной Родины по причине полного экономического провала переходного периода. Лично мы без проблем пользуемся двухкилометровками даже в Подмосковье. И кто бы мог представить, что хоть какие-то изменения будут тут: в одном из удалённых уголков Карелии, где по дороге от Мурманской трассы до Калевалы (а это более 160 км.) всего-то пять населённых пунктов, четыре из которых небольшие деревушки! И всё одни леса, леса и болота! Кто стал бы делать тут новую автомагистраль? И куда??? НО беспристрастный GPS приёмник констатировал факт: дороги по которой мы двигаемся на карте НЕТ!!! Нонсенс. А дорожка кстати вполне приличная… Проехав ещё пяток километров становится предельно ясно, что мы едем по вполне новой и при этом не обозначенной на карте дороге! А что же случилось со старой дорогой? Испортилась? Размылась паводком? Заросла :-)))? Увы, её ВООБЩЕ больше не существует!!! Ларчик открывается просто - эта часть старой дороги в конце 80-х попала в зону затопления при строительстве целого каскада новейших ГЭС на реке Кемь. И теперь тут водохранилище площадью 70 кв.км. (!), созданное ближайшей от этого места Кривопорожской ГЭС - САМОЙ крупной в Карелии! Кстати при попытках подъехать на этом участке к реке, можно встретить картины противопоказанные для слабонервных: вид откровенно удручающий - лес опускается прямо в воду, везде из воды торчат безжизненные верхушки деревьев, и что особенно мрачно для довольно порожистой реки – спокойная водная гладь… Жаль, что даже этого заповедного уголка дикой природы не обошла своим истребляющим влиянием цивилизация. При создании этого чуда техники было уничтожено 80 Га созданных с большущим трудом сельхозугодий (на скальных грунтах)! Печально… Но пострадала, как ни странно не одна только природа. Например в поселке Шомба раньше жило до 3000 человек, а теперь – одна разруха и запустение. Нет ни школы, ни медпункта, ни связи, даже электричества нет! Народ в количестве не более 30 человек живет лишь летом, и то ради огородов. Что же случилось??? И тут ответ прост: большинство мужского населения Шомбы были лесосплавщиками! А какой уж теперь лесосплав… А ещё у нас вызвало удивление, что в Шомбе, окруженной со всех сторон лесами, нет рубленых домов. Все стоящие там сооружения сборно-щитового типа, мало приспособленные для жизни в них зимой. Оказалось, что прежними властями не то, что рубленые дома, даже рубленые бани было запрещено ставить. Бред какой-то! А лично для нас, как для туристов водников, более печален тот факт, что новое водохранилище похоронило под своими спокойными водами массу интересных порогов и шивер. А вместе с порогами водохранилище заодно съело даже крупный поселок Юму, который правда живёт до сих пор на кое-каких картах. Жители Юмы, правда, оказались не в накладе - всех их переселили гораздо ближе к Кеми (местный центр цивилизации) в поселок Кривой Порог, где их расселили в благоустроенные квартиры вместо ветхих деревенских хибар.
Но, как говориться: «нет худа без добра». Сверните с трассы на Калевалу в районе посёлка Кривой порог немного не доезжая дамбы ГЭС (дорога идёт восточнее и чуть ниже самой дамбы) и двигайтесь вдоль плотины к самому сооружению ГЭС – потрясающие виды Вам гарантированы. Как это не жутковато, но мощь технического прогресса потрясает: для строительства водосбросов ПРЯМО в базальтовой породе были прорублены два впечатляющих отводящих канала общей длинной более 1,5 км! Поверьте – то, что Вы видите на фотках, не в состоянии передать всей МОЩИ увиденного там нами! При их создании была осуществлена выемка 540 тысяч кубометров СКАЛЬНОГО грунта – СИЛИЩА!!! Да и плотина не промах: при строительстве в неё было вбухано 29 тысяч кубометров бетона!!! Официальные даты строительства Кривопорожской ГЭС: 1977-1993 года. Однако фактически работа всех четырёх агрегатов ГЭС общей мощностью 180 МВт началось уже в 1990 году. А ещё нужно наверно немного вспомнить и про историю всего каскада ГЭС, именуемого Кемским. Началось всё в тот момент, когда ещё в советские времена Верховный Совет Республики Карелия принял решение НЕ строить в Карелии атомную электростанцию. Тогда и был обращён взор проектировщиков на мощную реку Кемь, способную выдержать целый каскад ГЭС. Кривопорожская ГЭС стала последней в каскаде по дате строительства и первой по течению реки. Кроме неё в каскад входят: Подужемская ГЭС, которую можно наблюдать прямо не съезжая с Мурманки, ибо она стоит точно на месте пересечения трассы и реки Кемь недалеко от поворота на город Кемь, а также Юшкозерская и Путкинская (она находится по дороге от трассы к городу Кемь и её тоже хорошо видно с дороги).
Но интересно, что в планах строительства Кемского каскада, Кривопорожская ГЭС была НЕ последней! Выше по течению (между порогом Белым и Шомбой) есть ещё одно гидротехническое сооружение, слава богу, не достроенное: часть недоделанной дамбы под планировавшуюся тут ещё одну ГЭС каскада - Белопорожскую. Строить её начали сразу после того, как была введена в эксплуатацию Кривопорожская ГЭС. Но к счастью, внутриэкономические процессы, начавшиеся тогда в России, резко затормозили это строительство. Успели начать только вывоз грунта со строительной площадки будущей ГЭС, как финансирование работ значительно сократилось, а потом и совсем иссякло. Участь её печальна: в настоящее время даже планов нет на её восстановление... Но и тут оказалось, что нет худа без добра, поскольку это спасло от неминуемой гибели деревню Панозеро, которая после завершения строительства Белопорожской ГЭС должна была быть затоплена. А значимость этого населённого пункта такова, что в 1996 году деревня Панозеро была занесена во ВСЕМИРНЫЙ список культурных объектов, которым угрожает исчезновение!!! Уникальная эта деревушка типично карельскими застройками и славой рунопевческой деревни. Между прочим если заглянуть в планы строительства каскада ГЭС ещё 60-х годов, то можно увидеть, что там даже мысли не было о возможности сохранения деревни Панозеро… А теперь уже сам статус этой деревушки в свою очередь похоронил все надежды на продолжение строительства этой ГЭС («отомстили», так сказать, ну и слава богу!).
А напоследок как говориться немного ОFF: Себестоимость 1 кВт/ч электроэнергии вырабатываемой Кривопорожской ГЭС в 2001 г. составляла 5,8 коп…
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: