По узкой колее: Керженец и торфоразработки [MS/2236]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Не определен
Размер: Неизвестно
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Местность
Россия
Нижегородская обл.
Борский р-н
Ближайший нас.пункт
Керженец
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 3
Рейтинг
4.24Рекомендаций: 2Нашли: 54
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
Табличка
Табличка
Автор: RaFaeL
Создан: 25.03.2007
Опубликован: 25.03.2007
(отредактирован: 29.12.2008)

Описание окружающей местности

Узкоколейная железная дорога. Не один тайник посвящен этому постепенно вымирающему средству передвижения. Например, тайник "По узкой колее" (автор Dimkin) посвящен сети УЖД Шатурского района Московской области. Здесь же речь пойдет об одной из наиболее больших (в прошлом) систем Нижегородской области – торфовозной УЖД Ситниково – Керженец – Большеорловское – Рустай.

Про узкоколейки вообще и в России в частности можно почитать на сайтах narrow.parovoz.com и sbchf.narod.ru . Описание тайника частично использует материалы этих сайтов.

Одна из крупнейших сетей узкоколейных железных дорог зарождалась в виде небольшой торфовозной линии. Её начальный пункт был расположен у станции Киселиха на железной дороге Моховые Горы – Котельнич. Строительство этой магистрали началось перед революцией 1917 года, и возобновилось в 1920-х годах (введена в строй в 1927 году). Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги – конец 1920-х годов. В годы Великой Отечественной Войны, в связи с захватом основных каменноугольных бассейнов, значение торфяного топлива возросло. В 1943-44 годах был реализован масштабный план освоения новых торфомассивов и расширения сети узкоколейных железных дорог. Построены линии от уже разрабатываемого торфомассива у Ситников к вновь созданным посёлкам Керженец и Чистое Борское. Строительство этих участков было завершено 12 августа 1945 года. Протяжённость сети узкоколейных железных дорог превысила 70 километров. Вслед за торфовозной, было решено приступить к сооружению лесовозной узкоколейной железной дороги. Линия от города Бор до посёлка Рустай на реке Керженец построена во второй половине 1940-х годов, главным образом силами немецких военнопленных. Она начиналась у пристани (станция Волга), проходила через главную станцию у химлесхоза, в пределах города Бор (станция Тесовая), пересекала торфовозную узкоколейную железную дорог Ситники – Чистое Борское, где был сооружён уникальный объект – двухуровневая развязка. Далее располагался лесной посёлок Ватома, затем – Большие Орлы, Рустай. Однако, уже к 1970-м годам стало очевидно, что лесные запасы исчерпаны. Это привело к коренному перелому в ситуации узкоколейных дорог – вместо лесных заготовок осваиваются отдалённые торфяные болота.

К концу 1970-х годов сеть узкоколейных железных дорог стала такой, как мы видим её на современных топографических картах. Был построен участок Керженец – Орловская (посёлок Большие Орлы), создано новое Камское торфопредприятие в отдалённом лесном посёлке Кузьмияр. Главная магистраль узкоколейной железной дороги, протяжённостью 104 километра, отныне соединяла станцию Ситники со станцией Камская, расположенной в Кузьмияре. Десятки поездов ежедневно перевозили огромное количество пассажиров.

К концу 90-х годов картина резко изменилась. В 2001 году было принято решение о полной разборке всех линий узкоколейной железной дороги, за исключением двух небольших участков у Керженца и Больших Орлов, где сохранялось регулярное движение. Остальные куски линии были выкуплены и разобраны на металлолом. На данный момент на месте прежней гигантской системы узкоколейных железных дорог остаются две небольшие изолированные торфовозные линии. Одна из них - на Большеорловском торфопредприятии. Она начинается у депо на южной окраине посёлка Большие Орлы, огибает посёлок полукольцом, далее использует один перегон старой магистрали Ситники – Камская (до Малых Орлов), затем поворачивает в северном направлении - на торфомассивы. Её протяжённость, без учёта временных путей – 19 километров.

Вторая линия принадлежит Керженскому торфопредприятию. Она уходит из посёлка Керженец в северном направлении. До 1997 года эта линия заканчивалась в посёлке Пионерский на реке Керженец, теперь – на ближайших торфомассивах. Общая протяжённость узкоколейной железной дороги Керженского торфопредприятия, по состоянию на 2001 год – около 14 километров.

Карта УЖД
Фото

Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

Xensho (23.09.2017 10:37:34)
Тайник взяли!
На вышку конечно лезть не каждый согласится, но альтернативы автор не предлагает. Мы залезли. Компас на месте. Берите с собой те, кто не боится высоты )
От узкокалейки остались только шпалы, утюга нет. Цифры найти не возможно. Помогли фото пользователей. Там найдете необходимую табличку.
Контейнер на месте, правда все насквозь промокло.
Месте там красивейшие!
LoneWolfRU (21.09.2015 21:46:01)
Был там 2 раза, первый раз приехали в самый дождь, на вышку не полезли, описание взять забыли, уехали. Второй раз приехал один, на вышку лезть не рискнул (высоты боюсь), пошел по описанию - утюга нет, рельс тоже уже нет, там грунтовка теперь и гнилые шпалы по краям набросаны. Развилку нашел, столбика не нашел, погулял в разные стороны от развилки, нашел бетонный столбик и деревянный метрах в 50 от развилки, погулял еще от него, но тоже дерева не нашел, плюнул и уехал. В след. раз привезу жертву, которая полезет на вышку)))
Надо бы описание скорректировать, найти тайник без лазанья на вышку уже не реально.
Полосатый Слон (21.06.2015 15:47:44)
grigorith (05.11.2014 21:53:39)
Tupazid (13.10.2014 16:38:48)
ivah1 (21.09.2014 18:09:58)
007007007 (31.05.2014 23:03:38)
Woild (20.04.2014 16:49:54)
Monitor (14.04.2014 08:47:08)
Dimkin (14.02.2014 01:22:02)
garmin-nn (11.11.2013 13:31:58)
Erethizon (07.11.2013 15:41:12)
Soroka-Beloboka (14.10.2013 21:12:27)
cherepok (13.10.2013 19:41:24)
paramon (03.10.2012 19:21:03)
Kazaam (04.08.2012 20:44:30)
=elka (29.07.2012 21:42:03)
Lancelot (11.07.2012 12:14:27)
moocher (03.05.2012 14:10:37)
Anatoliy (15.08.2011 15:04:59)
Mara (21.07.2011 22:12:38)
DPR (11.11.2010 20:41:58)
katranchik (18.10.2010 13:45:45)
rom-x (10.10.2010 22:04:05)
alex_gurin (27.09.2010 09:01:54)
Accursed (04.09.2010 20:39:22)
Boogier (19.06.2010 23:44:56)
ReeVe (19.06.2010 23:02:17)
Апельсин (08.06.2010 17:47:03)
Milooo (14.09.2009 12:08:40)
Fender (10.08.2009 01:15:11)
Thyme (09.08.2009 18:38:58)
Проезжал мимо (31.05.2009 20:21:09)
nikiniki (05.05.2009 22:40:40)
elvin (01.05.2009 23:38:27)
runaway (07.09.2008 23:39:19)
3102 (06.09.2008 16:51:59)
Digi Walker (23.06.2008 19:37:27)
wld (22.06.2008 23:48:28)
Novel (31.03.2008 10:07:08)
boosell (13.09.2007 02:04:07)
den17 (19.08.2007 17:49:10)
PR (13.07.2007 19:02:15)
debugger (02.05.2007 13:38:41)
debugger (09.04.2007 13:01:48)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.