СЕРИЯ«Крымский космос». ДНЮ КОСМОНАВТИКИ п о с в я щ а е т с я (приглашаем всех к продолжению этой серии)
Если Вам приходилось мчаться по трассе Симферополь-Евпатория, то Вы не могли не обратить внимание, на тоннель, в который уходит дорога после того как, выехав из столицы Крыма, Ваше авто проследует поворот на Перекоп. Крымские горы остались на юге, Внешняя гряда с трудом угадывалась еще в районе пос. ГРЭС, казалось бы, степь до самых пляжей детской здравницы. Ан, нет, неожиданно местный автобан ныряет в довольно серьезное подземное сооружение, состоящее из двух параллельных тоннелей с двухполосным движением. Каждый из тоннелей к тому же последовательно состоит из двух подземных участков разной длины. Знакомые литеры «М» на портале свидетельствуют, что здесь потрудились специалисты «Метростроя». Заграждения из колючей проволоки не позволяют взобраться наверх. Наличие скорбных памятников погибшим в ДТП, свидетельствует, что это место не совсем безопасно как для водителей, так и для пешеходов. Зачем же понадобилось прятать степную дорогу под землю? Некоторым из Вас повезет долго не ломать голову над разгадкой. При спуске в тоннель Вы увидите, как сверху по полосе мчится красавец «Ил-86». Но неужели именно для приема аэробусов понадобилось угробить массу средств и построить такую серьезную взлетно-посадочную полосу? Нет, оказывается, вовсе не им обязана своими размерами самая большая в Украине взлетно-посадочная полоса шириной 60 и длиной 3700 м. 18 ноября 1988 года в Советском Союзе был успешно проведен первый и единственный беспилотный полет космического корабля многоразового пользования «Буран»(в будущем году будем отмечать 20-летие). Мы очень гордились этим событием, и казалось, вот-вот заткнем за пояс Америку. Мне в те годы пришлось бывать в милицейских командировках на Байконуре, и видеть какой подъем царил в гарнизоне. Помимо официальных сообщений, мусолились и различные истории, вокруг этого легендарного аппарата (в частности про метку «ДМБ-88», нацарапанную на теплозащитной плитке см. http://www.buran.ru/htm/memory3.htm). Байконурский ГАИшник с гордостью демонстрировал мне маленькую серебристую птичку «Бурана» на лацкане своего кителя., утверждая, что только небольшая коробка с этими значками путешествовала в кабине вместо пилота вокруг Земли. Возвращение и посадка аппарата только на первый взгляд напоминали маневры самолета. На самом деле самым большим отличием было отсутствие двигателей у «Бурана», не позволявшее аппарату зайти на второй круг. Для подстраховки кроме грандиозного аэродрома «Юбилейный» на Байконуре (длина полосы 4500м, ровность покрытия 3мм) были построены два запасных. Восточный в Приморском крае у райцентра Хороль(знаменитый еще и тем, что принимал «Боинг» президента США Дж.Форда еще во время его встречи с Л.Брежневым.Вот тема для дальневосточных геокешеров!) и западный ЗАС (запасной аэродром Симферополь). Запасные полосы были построены примерно на одной 45 параллели, чтобы максимально обеспечить легкость приведения космического челнока для захода на посадку. Естественно, что эти строительства не заключались в одних лишь асфальтобетонных работах. Пришлось строить и инфраструктуру и комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ". (Кто паломничал по нижнему плато Чатырдага, тот видел, что за забором там разместился военный объект, в помещениях которого сегодня спелеологическая фирма «Оникс-тур» держит приют для туристов). Испытание «Вымпела», как это у нас водится, производились уже после полета «Бурана», но еще когда программа не была свернута. Имитирующий «Буран», самолет-лаборатория «ТУ-134» произвел несколько удачных посадок по требуемой глиссаде, ведомый «Вымпелом». Испытания проводились ночью, днем интенсивность загрузки воздушных ворот курорта не позволяла этого сделать. А исторический полет «Бурана» прошел в штатном режиме (при приземлении на Байконуре, отклонения после витка вокруг Земли в автономном режиме составили менее метра)и новая симферопольская взлетно-посадочная полоса не вошла в космическую историю. Однако до сих пор своей грандиозностью она поражает как пилотов, впервые заходящих на посадку в Симферополе, так и «рожденных ползать» по крымским дорогам. Сегодня у Крымского правительства есть амбициозные планы использовать уникальную полосу для развития аэропорта, как международного и даже разгрузки а/п Стамбул. Но будет ли суждено им сбыться? Хотелось бы надеяться, что в космической летописи Крыма еще не поставлена точка. Часть информации заимствована из источника: www.buran.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: