Руны Калевалы [VI/2291]

Вид из нашего номера на Ср.Куйтто
Вид из нашего номера на Ср.Куйтто
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Не определен
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Карелия респ.
Калевальский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Калевала
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 4
РЕЙТИНГ
3.80Рекомендаций: 1Нашли: 11
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
ЦЕНТР Калевалы у Священной Рощи!
ЦЕНТР Калевалы у Священной Рощи!
Музей рунопевчества
Музей рунопевчества
Храм Петра и Павла
Храм Петра и Павла
Источник у горы Айтовара
Источник у горы Айтовара
Автор: Major
Создан: 07.01.2007
(отредактирован 22.09.2008)
Компаньоны: Майорша

Описание окружающей местности

Старый верный Вяйнямёйнен
Проводил покойно время
В чащах Вяйнелы зелёных,
На полянах Калевалы,
Распевал свои он песни.
Песни МУДРОСТИ ВЕЛИКОЙ.


Задайте любому заядлому кроссвордисту вопрос: «народный эпос Финляндии (Карелии или просто Карело-Финский)». Можете даже не говорить ему количество букв. Да Вы и не успеете, ибо мгновенно получите ответ: «Калевала». Вопрос, как говориться, из числа штатных. Вот только попросите потом этого же знатока ребусов чуть подробнее рассказать об этой самой Калевале. Я делал это не раз и результат один и тот же, считайте, что никакой…
Так, вот, если Вы, не только геокешер, но и уважаемый специалист по отгадыванию кроссвордов, то после изучения описания к этому тайнику, у Вас будет возможность не только блеснуть эрудицией, но даже поправить нерадивых составителей кроссвордов. Дело в том, что этот самый эпос НЕ народный. Да-да, у него есть автор, причём, как Вы уже наверно догадались - это не народ… Звали этого легендарного человека: Элиас Лённрот (1802-1884 гг.) - выдающийся финский фольклорист. Более того, созданное им произведение теперь не только известно во всём мире, но и послужило поводом для переименования в 1963 году посёлка Ухта в Калевалу!!!

Но прежде чем рассказывать о песенных легендах, хорошо бы создать соответствующее настроение, чтобы понять, ЧТО заставляло флегматичных по своей природе карелов с такой страстью воспевать свой край. Край, который ныне официально называется Калевальский район Республики Карелия.
Сказать, что в Калевале красиво – не сказать НИЧЕГО!!! Пытаться расписать на бумаге красоты этого бесподобного уголка природы, всё одно, что вместо прослушивания концерта классической музыки, читать ноты. Это просто нужно один раз увидеть и ВСЁ! Лично я заболел Калевалой (как наверно и в целом всей Карелией) с первой же «ноты». Ни короткое лето, ни тучи кровососущих гадов, ни болота (которые, кстати, составляют 30% территории района!!!), ничего не может настолько испортить настроение, чтобы не любить эту землю.
Больше половины территории района покрыто бесподобными лесами. Здесь находиться НАИБОЛЬШИЙ по величине и самый западный в Европе массив первозданной сосновой тайги, в котором имеется значительное количество деревьев, чей возраст превышает 400-450 лет! Причём заметьте, что СРЕДНИЙ возраст деревьев тут перевалил за сотню лет!!!
Даже местные болота, это не просто непролазные водоемы, наполненные вонючей жижей, а настоящие шедевры природы, имеющие в своем флористическом арсенале потрясающий набор редких и уникальных видов растений. Кстати на территории района расположено самое большое болото Карелии - Юпяужшуо, протянувшееся на 23 км. (!) в низовьях р.Кепы.
А ещё грех не вспомнить то, за что собственно многие и любят Карелию: водная стихия этого края – вообще отдельная песня. В этом уголке, думаю, есть идеальные условия, чтобы заинтересовать любого туриста-водника. Хотите бескрайних озёр и спокойных рек – пожалуйста. Хотите не буйных порогов и длинных шивер, чтобы без риска для здоровья и плавсредств потренироваться на обычной байдарке – запросто! А хотите порогов высшей категории сложности – получите – Кяунас, Хямские пороги и конечно главный шедевр: порог Куми (см. тайник «Калевальский водопад» .
Природной водной доминантой района является система озер Куйтто, которые дугообразно вытянулись аж на 140 км! На вершине дуги, на озере Среднее Куйтто, как раз и расположен пос. Калевала.

Озера эти тектонического происхождения, и по этой причине имеют значительные глубины (до 44 метров) и безумно живописные прибрежные ландшафты. А какие виды на потрясающе красивые острова: на одном только Верхнее Куйтто их 178 штук!!! А размер самого озера 42х20 километров! А Среднее Куйтто ещё больше… А какие тут закаты…
Ух, КРАСОТИЩА!!!
А для рыбаков - просто раздолье!
А теперь представьте, что на 13.000 кв.км территории района, проживает 11,0 тыс. чел. Путём не сложных математических вычислений получаем среднюю плотность населения - 0,8 чел/1 кв.м.. Но самое удивительное, что 6 тыс. из этих 11, живёт в самой Калевале. Плотность же населения (а вернее его отсутствие) на остальной территории района просто завораживает. Вот статистика по «крупным» нас. пунктам: п. Куусиниеми - 446 человек, д. Войница - 54 человека, д.Тихтозеро - 6 человек. Да ещё представьте, что в среднем деревни в районе находятся на расстоянии по 30-40 км. друг от друга. Как оно Вам?!

Ну и скажите теперь: как можно не любить этот край???

А теперь пора попутешествовать во времени и копнуть чуть поглубже в историю, где можно узнать, что поселок Калевала (Ухта) стоит в ряду наиболее древнейших сельских поселений северо-запада Карелии – ему уже более 4-х с половиной веков. Правда глубже в историю уже погружаться может и не стоит, хотя там бы мы узнали, что процесс освоения поморья новгородцами происходил ещё в 9-10 веках, когда в состав Новгородской республики были включены Кольский полуостров и Заволочье. Или, что результаты археологических исследований в устье реки Ухты и на прилегающем побережье озера Среднее Куйтто (как раз где находиться Калевала) позволяет сделать вывод о существовании здесь стоянок древнего человека.
Давайте лучше вернёмся к Калевале, как к уже сформировавшемуся поселению. Первое упоминание о возникновении поселения в районе оз.Куйто можно отнести аж к 1552 г. о чём есть запись в отдельной книге Кемской волости, сохранившейся в Актах Соловецкого монастыря. В то время на этом месте был перекрёсток водных торговых путей и одновременно граница таких мощных соперничавших государств, как Россия и Швеция. Именно это определило столь пестрый этнический состав населения (лопари, карелы, финны, русские) и создало предпосылки для блестящего расцвета материальной и духовной культуры (хотя, безусловно, история этого места насыщена и трагическими событиями многих военных лет разных эпох).
И вот именно сплав этих неповторимых условий (нереальной красоты природы и богатейшей истории) привели к тому, чему собственно и посвящён этот тайник.

По своей природе местные жители, будучи крайне спокойными и рассудительными (как и подобает финнам :-)) ), особенно никуда не торопились (ну, разве иногда «за спичками» сходят – на недельку…), а потому, вместо того, чтобы попусту болтать, они предпочитали неспешно сочинять в уединении песни о любимом крае. Причём это увлечение приняло среди местного населения повальный характер, а стиль изложения в этих песнях приобрёл свой собственный колорит.
Еще в 18 веке в Финляндии обратили внимание на удивительно содержательные и красивые народные песни, которые были особенно популярны среди приходивших из Восточной Карелии коробейников, торговавших вразнос по всей Финляндии. Их стали записывать и даже публиковать. А в начале 19 века интерес к неизвестной до этого родной поэзии, к фольклору ("народная мудрость") стал возрастать во всей Европе (как я понимаю - романтики им явно не хватало).
И чем дальше – тем больше. С накоплением нового материала интерес к этому творчеству начал расти как ком снега. Тогда-то, среди ученых – филологов и возникла идея создания на основе имеющихся рун эпического произведения подобного гомеровской "Илиаде" и "Одиссее". Первым такую мысль высказал К. Готлунд, а подхватил её и воплотил в жизнь Элиас Лённрот.
Еще когда будущий автор известного во всем мире произведения учился в университете в г. Турку, он совершил первую поездку в села и деревни восточной Финляндии, где среди карельского населения записал много заговоров, заклинаний и эпических песен. А уже когда он «заболел» идеей создания эпоса, его дальнейшие экспедиции по Финляндии, российской Карелии и другим местностям носили весьма направленный характер. Причём они дали прекрасный результат - им были записаны уникальные песни о деяниях таких героев, как Вяйнемяйнен, Лемминкяйнен, Илмаринен, Йоукахайнен (не думаю, что эти имена Вам о многом сказали, но поверьте – для местных жителей это были герои не хуже нашего Ильи Муромца). Когда такого материала набралось предостаточно, Лённрот приступил к созданию произведения, обобщающего все собранное. Поработать пришлось изрядно и вот, в 1833 году им была написана и подготовлена к печати поэма из 16 песен-глав. Автор подобрал типографию и даже отдал книгу в набор, НО, она так и не успела попасть в печать. За то время, пока шёл набор текста, да всё такое (раньше компьютеров-то не было – всё в ручную!) Лённрот успел совершить свою уже пятую экспедицию в Карелию. Именно в тот раз он и попал в с. Ухта (напомню – ныне Калевала). И «попал» он скажу я Вам очень удачно - учёному удалось записать почти столько же нового материала, сколько в его распоряжении было до этого! Во время этой поездки в апреле 1834 года Э. Лённрот встретился со знаменитейшим в те годы карельским рунопевцем Архиппой Перттуненом, от которого он записал целых 4000 поэтических строк. И хотя в этом материале почти не было сюжетов и тем, которые не были бы известны до этого, песни, исполненные этим, как его называли, королем карельских рунопевцев, были удивительно стройны и последовательны по сюжетам и композиции.
В результате этой столь удачной экспедиции Элиас Лённрот, вовремя вернувшись, успел приостановить издание готовой поэмы, получившей впоследствии название "Перво-Клевала", и уже в начале 1835 года сдал в печать эпическую поэму "Калевала", в которой было уже 32 песни-главы.
Калевала имела оглушительный успех! Именно она стимулировало рождение новомодного в те времена течения - корелианизма и карельские деревни и села стали местом паломничества писателей, художников, композиторов и, конечно же ученых-этнографов и фольклористов. Всё это привело к накоплению новых рун. Более того, это пробудило самого Лённрота продолжить работу над уже опубликованной поэмой.
К этому его побуждали, в частности, записи рун и беседы с такими выдающимися исполнителями древних эпических песен как Онтреи Малинен, Ваассила Киелевяйнен, Юрки Кеттунен, Соава Трохкимайнен и, конечно же, с уже известным нам Архиппой Перттуненом. Это их творческое исполнение рун и советы убедили Лённрота в том, что долго мучивший его вопрос, в какой последовательности размещать в поэме события, о которых рассказывают отдельные руны, должен быть решен им же самим. И тогда поэт воскликнул в стиле записанных им песен: "Сам я стану рунопевцем, заклинателем хорошим!" И вот через четырнадцать лет после выхода в свет первого варианта поэмы в 1849 году появился новый вариант, так называемая "полная Калевала", в которой было уже 50 песен-глав и целых 22795 поэтических строк.
Вот это-то великое произведение и известно теперь всему миру, включая и наших заядлых кроссвордистов. Этой книге суждено было войти в золотой фонд литературы наряду с другими всемирноизвестными и почитаемыми произведениями человеческого духа. Именно карельские рунопевцы - их сотни - позволили выявить и извлечь из-под спуда тот материал, из которого с детства знакомый с портновским ремеслом Элиас Лённрот скроил, и умело сшил великолепное произведение.

Нынешняя Калевала до сих пор хранит в себе историю создания великого эпоса. Каждый, кто побывал в этих краях, на всю жизнь сохраняет воспоминание о потемневших от времени избах старинных деревень, от поднимающегося темной зеленью густого елового леса, над зеркальной гладью воды, о приветливых по своей натуре людях. Проверьте…

Описание тайника

Содержимое тайника

-

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Cossacks (22.06.2014 11:29:46)
Совместно с Seriy Volk 14 июня 2014 г. немного погуляли по поселку. Посетили Священную рощу, осмотрели реликтовую сосну и церковь. Нам очень повезло, что удалось посетить музей рунопевцев – в ходе осмотра экспозиции узнали много интересного о карельском быте, эпосе «Калевала», послушали аудиозаписи рун. В поселке много финнов – все готовятся к национальному празднику, который будет вечером. Мы из-за плотного графика, к сожалению, на праздник попасть не смогли, а найдя ответ на вопрос тайника, покушав в неплохом местном кафе, заправившись и набрав воды из источника, поехали в сторону дома. Поселок понравился, большое спасибо автору тайника.
Seriy Volk (17.06.2014 00:11:08)
Сильно запутанное описание тайника и бьющие мимо координаты, тем не менее не помешали нам найти ответ на вопрос.
Мало того, совершенно случайно мы попали в музей рунопевцев. Дело в том, что в этот день 14 июня, суббота, в Калевале этнографический праздник. Приезжают гости, в том числе и из Финляндии. Вечером ожидались песни и танцы на площади, а днем все посещали музеи и прочие объекты наследия. Какие-то посетители осматривали досконально все объекты городка в сопровождении смотрительницы музея, который чаще закрыт, чем открыт. И надо же нам зайти в эту избушку из чистого любопытства, как раз, когда она начинала свою экскурсию. Было интересно, но немного затянуто. Нам были показаны различные издания эпоса, процитированы и пропеты руны на русском и карельском. Мы услышали историю Леннорта, попробовали сами посочинять руны (пою о том, что вижу). Также в экспозиции есть интересные экспонаты быта карел, в том числе и оригинальные, присущие только им (например, разноразмерные лыжи, ботинки совмещенные с лыжными креплениями, изделия из капа). В-общем, целый час разнообразной информации. Сейчас чувствую, что без музея тайник не особо бы понравился, хотя с автором согласен, после 100 км дороги среди болот, природа вокруг поселка очень хороша.
The Fenian Family (24.07.2013 23:35:56)
Ёжик и Белочка (14.07.2009 22:57:06)
Zacats (30.05.2009 17:25:26)
kozerog (21.09.2008 19:49:29)
G u n s (10.01.2008 10:57:37)
tourist (24.07.2007 18:59:23)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115