Родина Балтийского флота [VI/2321]

Место домика Петра 1
Место домика Петра 1
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ленинградская обл.
Лодейнопольский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Лодейное Поле
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
3.06Нашли: 79
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Автор: deaff
Создан: 12.04.2007
(отредактирован 14.08.2007)
Компаньоны: Biatonik

Описание окружающей местности

Северную войну Россия вела за возвращение искони принадлежавших русскому народу балтийских берегов, захваченных шведами. Петр I, понимая значение флота в борьбе России за выход к морю, почти с самого начала Северной войны приступил к созданию его на Балтике.
Родиной русского флота на Балтике по праву считается Лодейнопольская судостроительная верфь. По велению Петра I она была сооружена в 1703 году на берегу Свири несколько восточнее деревни Мешковичи и получила наименование Олонецкой по названию уезда. Изыскательские работы здесь начались еще в 1701 году.

14 февраля 1702 года стольник И. Татищев доносил Петру: "По… твоему В.Г. указу, я холоп твой… и на реку Сясь и на Пашу и на Свирь реки ездил, и тех рек и Ладожского озера устья мелкие места осмотрел и в аршины измерил, и где кораблей делать к спуску на воду ближе, те места осмотря описал…"

*) ЦГАДА. МИД. Приказы дел древних лет, 1702, №26, св. 697

Выбор места для верфи на Свири совершенно закономерен. Здесь издавна занимались судостроением, а значит, имелись опытные мастеровые люди. Чуть ли не вплотную к территории будущей верфи подступал корабельный лес, запасы которого были велики. Неподалеку отсюда, в Прионежье, строились олонецкие металлургические заводы, которые должны были изготавливать пушки и ядра для вооружения судов.
Создание верфи и адмиралтейства на Свири шло ускоренными темпами. Оно диктовалось острой нуждой в морских судах. Там, где воздвигалась Олонецкая верфь, а также на Сяси и Паше небольшие корабли строились еще с начала 1702 года. Из них создавалась речная флотилия, которая крайне нужна была Петру для того, чтобы утвердиться на Ладожском озере и Неве. В феврале 1703 года была заложена и судоверфь для строительства более крупных судов, которые должны были действовать уже в море. Адмиралтейство на берегу Свири выросло буквально за несколько месяцев. Вместе со зданиями адмиралтейства вошло в строй эллинги, на которых в конце марта 1703 года были заложены фрегат "Штандарт" и другие корабли.

Уже 22 июня 1703 года здесь было спущено на воду первое судно, а спустя два месяца - 22 августа сошел со стапелей военно-морской корабль - 28-пушечный фрегат "Штандарт". На торжестве спуска первого фрегата Балтийского флота присутствовал Петр I. К лету 1704 года суда, построенные на верфи, - шесть фрегатов, четыре шнявы, четыре галеры, 24 полугалеры, один галиот, один пакетбот - составили первую эскадру флота, сыгравшего большую роль в сражениях Северной войны и победном её исходе.
Более ста кораблей построила Олонецкая судостроительная верфь за годы Северной войны, и не было, пожалуй, ни одного морского похода, ни одной крупной вылазки на Балтике, ни высадки десанта, ни одной морской баталии, в которых они не участвовали бы. Всего же за 127 лет существования Лодейнопольской верфи с её стапелей сошло более 450 судов разных типов.

Верфь на Свири официально именовалась Олонецкой. Но любопытно, что в походном журнале Петра I за 1703 год встречаются такие фразы: "Приехали на Лоденою пристань"; "Капитан к нам пришел на Лодейную пристань". В письме начальнику верфи Яковлеву от 20 июля 1705 года Крюйс называет территорию верфи "Лодейное поле". Так, очевидно, её именовали в быту.
Указом Екатерины II от 1785 года местность, где была расположена верфь, и прилегающие к ней селения объединены и преобразованы в город: "…За нужное находим на левом берегу Свири при Олонецкой казенной верфи, именуемой Лодейным Полем, устроить город, к которому и округу приписать по способности, и в нем установить места, кои должны быть на основании учреждений наших, по свойству жителей."

*) Полное собрание законов Российской империи с 1649 г., ч. XII, 1830, стр. 397.

Другим указом императрицы был утвержден план города, а спустя три года учрежден герб Лодейного Поля.

Лодейнопольцы строили суда прочно, добротно. Сделанные их руками корабли выдерживали и ураганный ветер, и мощные удары волн, и сжатие льдов, и любой шторм на море. Недаром русские моряки избирали эти суда для путешествий по неизведанным морским путям.

В первой половине XIX века лодейнопольские суда ходили в кругосветные плавания, обогатившие науку всемирно-историческими открытиями. В 1807-1809 годах на военном шлюпе "Диана" под командованием лейтенанта В.М. Головнина, ставшего впоследствии знаменитым адмиралом, совершен переход из Кронштадта на Камчатку. Для этого путешествия долго не могли найти на флоте нужного судна. "Наконец сие затруднение, - писал позже прославленный путешественник, - уничтожилось прибытием в Петербург транспортных судов, построенных на Свири… Выбор пал на транспорт "Диана". Судно сие длиною по гондеку 91 фут., по килю 80: ширина его 25, а глубина трюма 12 футов… В построении "Дианы" рука иностранца не участвовала, а потому, говоря прямо, "Диана" есть первое настоящее русское судно, совершившее такое многотрудное и дальнее плавание".

*) В.М. Головнин. Путешествие на шлюпе "Диана" из Кронштадта в Камчатку в 1807, 1808 и 1809 гг. М.-Л., изд-во Главсевморпути, 1949, стр. 17, 19.

Спустя десятилетие после путешествия Головнина русские военные мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен, тоже в последствии знаменитые адмиралы, на военных шлюпах "Мирный" и "Восток" совершили кругосветное плавание, в котором пробыли 751 день. Они прошли 50 тысяч миль, шесть раз пересекли южный Полярный круг, открыли шестую часть света - Антарктиду. Успеху способствовал правильный выбор шлюпов, о которых мореплаватели отзывались добрыми словами.
Шлюп "Мирный" был построен на Лодейнопольской верфи в 1818 году корабельным мастером Колодкиным. Длина его - 36,6 метра, ширина - 9,2 метра, водоизмещение - 530 тонн. Оба шлюпа, как писал затем М.П. Лазарев, "оказались впоследствии самыми удобнейшими из всех прочих как по крепости своей, так вместительности и покою… Приятно было видеть, что шлюп наш в шторм, при чрезвычайно сильном и неправильном волнении так крепок, что малая течь, которую мы обыкновенно имели, стоя в тихий ветер на якоре, то есть по два дюйма в сутки, нисколько не прибавилась".

*) А.В. Соколов и Е.Г. Кушнарев. Три кругосветных плавания М.П. Лазарева.

М., Географгиз, 1951, стр. 433.

Описание тайника

Содержимое тайника

1.Какова высота якоря, установленного на месте Олонецкой верфи?

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

ЖЖ и Chuma (05.09.2016 10:11:15)
Ради этого тайника взяли с собой в путешествие рулетку, совершенно ненужную вещь в поездке :)
Dionisiy (02.08.2016 19:01:50)
В Лодейном Поле уже бывал несколько раз. И у якоря тоже был. Но вот измерял его впервые.
Vladsc (29.06.2016 12:22:29)
Fishus (20.06.2016 15:06:29)
Rog&Co (15.06.2016 22:15:48)
Trankvill (07.05.2016 15:05:15)
Sergafan (22.03.2016 21:30:48)
Карелия (22.03.2016 13:44:33)
ВОЛХОВЧАНИН (27.11.2015 14:44:35)
0k0 (07.09.2015 15:03:59)
sikmir (21.07.2015 22:56:44)
PumBA! (20.07.2015 21:05:22)
Kniz (16.01.2015 17:45:01)
Leo-Scorpion (24.08.2014 10:42:31)
lmi (20.08.2014 23:50:18)
Matador (28.07.2014 22:37:59)
tve (23.07.2014 22:55:09)
rozalski (16.04.2014 16:31:57)
Sergio79 (06.11.2013 08:14:51)
mamalena (16.09.2013 11:26:26)
Zёbra и Бобр (23.08.2013 16:41:02)
Romeo (20.08.2013 17:23:29)
Шуруп (20.08.2013 14:52:04)
Lёva&Lёpa (11.07.2013 23:08:43)
deaff (20.07.2012 03:01:25)
Чумазики (19.07.2012 23:31:03)
NR5 (16.07.2012 21:55:30)
-nz- (26.06.2012 12:38:32)
dedal (10.05.2012 13:30:36)
БШ (22.04.2012 22:16:44)
navi (12.01.2012 19:38:41)
Gek Finn (12.10.2011 12:26:35)
banderaz (21.09.2011 22:05:06)
Nick371 (12.09.2011 09:44:53)
MagDi (09.09.2011 21:40:52)
maxspb (29.08.2011 17:36:10)
Примус (23.08.2011 22:18:57)
samid (23.08.2011 09:47:38)
STem&mollka (15.08.2011 14:10:10)
Костамашик (12.07.2011 10:08:56)
Digeo (06.06.2011 23:59:57)
gh (10.01.2011 23:23:54)
Tolga (09.09.2010 23:18:38)
Alexandr_Bel (01.09.2010 15:56:52)
Zacats (14.07.2010 21:50:11)
passerby (08.06.2010 11:51:24)
Tasuxa (14.04.2010 12:21:33)
Игорь&Ольга (26.01.2010 19:48:17)
опелевод (28.10.2009 21:17:39)
Volchki (01.09.2009 21:22:29)
Jackie (31.08.2009 00:17:32)
Путники (24.08.2009 22:25:13)
DKorovin (03.08.2009 12:01:32)
drabbat (16.07.2009 18:03:36)
Fritz (17.06.2009 22:49:22)
mvmail (30.03.2009 14:13:56)
Оберон (20.10.2008 11:47:28)
Семья Тумановых (11.08.2008 23:39:28)
Vladdy&Lanka (02.07.2008 19:27:16)
Y.U.S.&Анюткин (17.06.2008 09:19:27)
slapingist (24.10.2007 21:20:49)
olegas (03.08.2007 22:29:36)
Nata&Serg (30.07.2007 00:12:56)
Kesha&Ko (13.06.2007 21:18:47)
Cossacks (09.06.2007 01:15:08)
Stereometria (07.06.2007 17:50:23)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115