Старинное село Сарафоново. Уже издали видна верхушка массивной коло¬кольни в стиле классицизма, невысокий четверик храма с новыми куполами. Похоже, что перед нами один из многочис¬ленных типовых храмов начала XIX века. Но не будем спешить с выводами. Вот мы подошли к памятнику совсем близко - и на наших глазах происходит чудесное превращение: заурядный сельский храм, не упомянутый ни в одной из современных туристических схем, оказывается интереснейшим памятником архитектуры ХVII столетия. Трудно отвести взгляд от великолепных по рисунку кокош¬ников, некогда ярусами поднимавшихся над сводами храма, от редких по типу наличников в виде трехзубой короны, или, как говорили в Древней Руси «коруны». По чьему заказу и когда был построен этот храм? На пер¬вую часть вопроса ответить не так уж сложно. Известно, что в XVI-XIX веках Сарафоново было владением старин¬ного, ярославско-костромского по происхождению дворян¬ского рода Долгово-Сабуровых. Уже в XVI веке представи¬тели этой фамилии занимали видные места при дворе. Многие из них сложили головы во время опричного «перебора людишек», проведенного Иваном Грозным в Ярослав¬ском уезде в конце 60-х годов XVI века. Однако род Долгово-Сабуровых устоял. Один из последних его предста¬вителей, служивший ярославским исправником, был страстным охотником и на этой почве близко подружился с Н.А.Некрасовым, который в письме к И. С. Тургеневу называл Долгово-Сабурова «хороший мой приятель». Сложнее ответить на вопрос о том, когда была выстроена Казанская церковь в Сарафонове. До тех пор пока не прове¬дено тщательное архитектурное исследование, не обнаруже¬ны новые архивные материалы, относящиеся к этому Па¬мятнику, можно высказать лишь самые общие предполо¬жения. Композиция бесстолпного, увенчанного ярусами кокошников четверика, слегка вытянутого по оси север ¬юг, известна по целому ряду памятников ХVII столетия. Она характерна для московских посадских храмов и очень редко встречается в ярославском зодчестве. Здесь первые ее образцы появляются лишь в середине ХVII века. Возмож¬но, храм в Сарафонове воздвигла та же артель московских каменщиков, которая в 1660 году выстроила аналогичную по композиции Благовещенскую церковь в Борисоглебской сло¬боде (современный Тутаев). Но вернемся к самому памятнику с тем, чтобы вниматель¬нее рассмотреть его фасадный декор. Все четыре стены зда¬ния оформлены по-разному. Северная имеет одно окно и три декоративных полукружия в завершении; восточная вообще лишена окон и украшена лишь поясом из четырех полукружий; южная стена имеет два окна и три полу¬кружия. Богаче других выглядит западная стена: четыре полукружия сочетаются здесь с двумя наличниками того же, что и на других окнах, изощренного рисунка. Верхняя часть наличников – «очелье» - дополнена длинными, свисающими по сторонам окна «цепями», со¬ставленными из сложных по рисунку ромбовидных элемен¬тов. Наличники отличаются тончайшей профилировкой и почти скульптурной пластичностью. Ювелирную сложность рисунка наличников выгодно оттеняет не расчлененная ло¬патками или полуколонками, гладкая поверхность стены. При солнечном свете формы наличников дают богатую светотень, которая еще более усложняется многочислен¬ными круглыми и прямоугольными углублениями, своего рода гнездами, устроенными в верхних гранях «очелья» и полочках-карнизах у основания кокошников. В целом оформление окон Казанской церкви напомина¬ет богатый женский головной убор со свисающими по сто¬ронам лица драгоценными подвесками - ряснами. Пря¬мым прообразом наличников, возможно, послужили изго¬товлявшиеся ювелирами коруны - зубчатые, отделанные жемчугом и драгоценными камнями украшения, помещав¬шиеся на иконах над головой Богородицы. Не забудем, что храм был посвящен иконе Казанской Богоматери, кото¬рой приписывали чудесное избавление России от поль¬ско-литовских интервентов. Многочисленные копии Казан¬ской Богоматери, оригинал которой хранился в Казанском соборе в Москве, пользовались особым почитанием в самых раз¬ных уголках России, и в особенности - в ярославском крае, сильно пострадавшем в период иностранной интервенции. Сарафоновский храм не избежал участи многих других замечательных памятников русской архитектуры XVII века. Его первоначальный облик претерпел со временем большие искажения. Помимо трапезной и колокольни первой половины XIX века к числу позднейших добавлений относятся наличники окон алтарной части, выполненные в ви¬де выгнутой полочки с мелкими частыми зубцами по верхней грани. Церковь сейчас восстанавливается, но только на пожертвования прихожан.
Источник: Борисов Н.С. Окрестности Ярославля М., 1984 г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: