Святые места Важеозера [MS/2493]

Храм Всех святых
Храм Всех святых
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Природный
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Карелия респ.
Олонецкий р-н
Ближайший нас.пункт
Интерпосёлок
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 5
Рейтинг
4.33Рекомендаций: 3Нашли: 12
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Преображенский храм
Преображенский храм
Часовня во имя Новомучеников Российских
Часовня во имя Новомучеников Российских
Церковь Свято-Митрофаниевой пустыни
Церковь Свято-Митрофаниевой пустыни
Без подписи
Без подписи
Автор: Cossacks
Создан: 20.05.2007
Опубликован: 24.05.2007
(отредактирован: 26.07.2023)

Описание окружающей местности

«На далеком севере, в пустынном Олонецком крае, на берегу небольшого озера Важи, среди векового, почти непроходимого леса, увлажненного местами болотным мхом, расположена небольшая иноческая обитель — Важеозерская, или Задне-Никифоровская. Более уединенного места для обители, для подвигов молитвенных трудно, кажется, и найти. На много верст вокруг нет никаких селений. Всюду пустынная тишина, все полно покоя, изредка нарушаемого голосами птиц, криком зверя да тихим звоном небольших колоколов монастырского храма. И паломников редко встретишь в обители, особенно зимою, когда вьюгами заметаются дороги, и самый след их изглаживается под сугробами снега...» — рассказывал в 42-м номере «Русского паломника» автор, побывавший там в 1900 г.

У каждого святого места своя судьба. Рассматривая монастыри Карелии, про каждый можно рассказать свою историю зарождения, процветания, испытаний советского времени и сегодняшнего положения. Если создавались монастыри практически одинаково трудами святых людей, развивались, строились и принимали толпы паломников, а в годы советской власти мало кому удалось избежать разграбления и разрушения, то в наши дни они оказываются в совершенно разных ситуациях. Один успешно процветает и восстанавливается, принимая в своих стенах ежедневно сотни туристов, но теряя при этом очарование уединенного, лишенного мирской суеты места; другой стал тихой обителью в суровом труднодоступном краю, испытанием выдержки для десятка монахов, практически недоступным местом для большинства паломников и туристов; третий постигла куда более скорбная участь доживать свой век в руинах среди глухих лесов. На долю Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря выпала не самая плохая участь: на данный момент он восстановлен, наполнен умиротворением и даже относительно близкое соседство с оживленной трассой "Кола" на удивление не делает это место менее уединенным – паломники не часто наведываются в эти места, не мешают живущим в нем монахам предаваться молитвам.

Монастырь основан, по преданиям, в XVI веке преподобными Никифором и Геннадием, учениками великого русского святого, преп. Александра Свирского. Преп. Геннадий с немногими учениками молился Богу в тесных землянках на озере Важе. С приходом преп. Никифора образовался небольшой пустыннический монастырь и около 1530 г. был воздвигнут деревянный Преображенский храм. Преподобные Никифор и Геннадий погребены в пустыни.

Государь Иоанн Васильевич в 1557 г. даровал монастырю грамоту на владение пахотной землей "на все четыре стороны по версте, оприч мхов и болот, и глыб", а 1588 г. монастырь получил от государя Федора Ивановича еще одну царскую жалованную грамоту - на угодья и рыбные ловли.

В Смутное время отряды литовцев, опустошая северные пределы России, напали и на беззащитную пустынь. Отшельники не оказывали сопротивления грабителям. Под ножами литовцев приняли смерть многие старцы.

Долгое время древняя обитель не имела самостоятельности. Ее возрождение началось с 1800 г., когда она была приписана к Александро-Свирскому монастырю.

С 1830 г. здесь поселился строгий отшельник из Коневского монастыря о. Исайя с тремя учениками. В то время пустынь пребывала в совершенном запустении. Две ветхие деревянные церкви, деревянная же часовня, две небольшие келии и хлебная, полуразрушенная временем, - вот и все постройки, сохранившиеся от некогда славной обители. Стараниями и трудами отца Исайи в пустыне были сделаны каменные фундаменты у двух деревянных церквей, ветхая часовня над мощами преп. Геннадия и Никифора была перестроена, вновь было отстроено несколько братских келий. Тело блаженного старца Исайи, так много сделавшего для восстановления обители, покоится под царскими вратами каменного храма во имя Всех Святых, освященного в 1858 г.

В 1840 г. число братии возросло до 15 человек. В 1846 г. указом Св. Синода обитель была возведена в степень самостоятельной. К этому времени число братии увеличилось до 22 человек.

Страшный пожар в 1885 г. уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим обителям епархии. В 1887 г. за устройство монастыря энергично взялся иеромонах Геннадий. Монастырь вновь был отстроен с духовной и материальной помощью св. праведного Иоанна Кронштадского, который неоднократно приезжал и останавливался в обители. В 1892 г. он освятил новую деревянную Преображенскую церковь. Именно в это время были построены дошедшие до нас храмы, игуменский и гостиничный корпуса.

Духовное влияние обители было настолько велико, что в монастырь съезжались тысячи паломников со всей России. О значимости Важеозерского монастыря для Северо-Запада России говорит еще и то, что в Санкт-Петербурге было построено Важеозерское подворье, через которое поступала большая часть пожертвований.

На другой стороне Важеозера в 5 км от обители располагался скит с церковью во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, построенный в 1904 г. предпоследним настоятелем Спасо-Преображенского Геннадиево-Никифоровского монастыря игуменом Митрофаном (1889-1911 г.г.) на месте, почитаемом местными жителями, как святом. Там с незапамятных времен стояла деревянная часовня.

После установления советской власти монастырская жизнь прервалась. В 1923 г. обитель закрыли и на ее территории расположился совхоз им. Зиновьева. В 1935 г. пустынь подверглась разорению. Все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена, скит были уничтожены. На ее территории началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, а Святодуховский — клубом. После 1945 г. в стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних преступников и психбольница.

Монастырь возвращен Русской Православной Церкви в 1991 г. С этого момента по ноябрь 2000 г. монастырь был женским. Деревянный Преображенский храм немного отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас. Началось восстановление колокольни. Были восстановлены каменный зимний храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского. Монахини восстановили у автомобильной трассы часовенку, что стояла на этом месте до революции.

В 1999 г. была восстановлена Свято-Митрофаниева мужская пустынь.

20 марта 2000 г. в монастыре сгорел небольшой деревянный надвратный храм во имя св. Иоанна Рыльского. Несчастье случилось из-за неисправности печи старой конструкции.

Летом 2000 г. в Важеозерский монастырь были перенесены мощи блаженного инока Владимира. После разорения обители он жил в Санкт-Петербурге и был хорошо известен петербуржцам подвижнической жизнью и подвигом юродства.

С ноября 2000 г. монастырю возвращен статус мужского. Сейчас в обители проживает 20 человек братии (из них 8 священников), 10 сестер образованной при монастыре женской общины, трудники.

В описании частично использована информация с сайта: http://www.dorogami.ru/TOROPOV2/vazhozero.html, а также из буклета о монатыре.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Sergio79 (16.07.2023 10:53:33)
Приехали на Важеозеро вечером 01.07.2023 с целью ночевки.
Успел прогуляться по монастырю до темноты и закрытия. Красивый монастырь. Разноцветные деревянные домики, церковь. Особенно понравилась часовня у пристани.
Затем отправились в сторону скита. В месте, указанном Kesha&Ko, не доезжая 1 км до скита, разбили лагерь на берегу. Теперь дорога до скита отличная. Видимо, монастырь постарался и отсыпали, выровняли. Никаких луж, бродов и гатей нет, а только ровная грунтовка. Ехать лучше прям от монастыря. Утром следующего дня доехали до скита и нашли тайник. Традиционно заселили 2 геокрота.
Автору спасибо!
jamget (29.05.2022 20:59:34)
Смахнул пыль с этого тайника 25.05.22 г. С него началось моё "паломничество" по Карелии
С монастырём проблем не возникло, но вот со скитом..., дорога к нему
просто ЖЕСТЬ, и это сейчас, пока не сезон дождей..., но я проехал. С трубами действительно не всё однозначно, но решаемо. Старой полусгнившей берёзе похоже не долго осталось жить.
Автору спасибо.
Dionisiy (28.07.2016 20:04:52)
балалаечник (14.07.2015 21:52:54)
juceser (12.12.2014 10:10:40)
Kesha&Ko (09.06.2014 10:18:12)
Шуруп (20.08.2013 01:52:47)
-nz- (26.06.2012 10:50:52)
YMV (24.08.2011 16:00:22)
STem&mollka (15.08.2011 14:01:00)
gh (10.01.2011 20:38:10)
Bulo4ka (04.10.2010 13:33:14)
Vera&Serv (20.06.2010 00:36:31)
Vera&Serv (14.07.2009 19:45:03)
Y.U.S.&Анюткин (18.06.2008 20:50:30)
BrDr (25.07.2007 00:36:38)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.