"Запорожец за Дунаем" в Саксонии-на-Ольшанке [VI/2683]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Черкасская обл.
Городищенский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Городище
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 2
РЕЙТИНГ
4.00Нашли: 9
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Safari
Создан: 30.06.2007
(отредактирован 02.07.2007)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Что стоит за столь замысловатым названием тайника?

1) Родина знаменитых Гулаков-Артемовских поэта Петра и музыканта Семена - автора знаменитейшей украинской опер "Запорожец за Дунаем"

2) Необыкнвенной архитектуры Михайловская церковь, воздвигнутая на средства графа Воронцова (см. тайники, посвященные Мошнам).
Этот благородный человек отличался по тем временам прогрессивностью взглядов или как сейчас говорят был "продвинутым олигархом".
В архитектуре церкви угадывается больше немецкая кирха, попадая на ее территорию с аккуратно выстриженными газонами, клумбами, дорожками, и свежей, по-пуритански ухоженной и чистой отделкой стен, кажется, что временно переносишья с берегов Ольшанки на как минимум берега Дуная, Рейна или Эльбы ... ну, например в САКСОНИЮ. Мало кто знает, но эта церковь с момента основания была православной и действовала всегда, за исключением 30х годов, когда там был склад, и 70х, когда тут был спортзал. Несмотря на это церковь открыли в 80х, причем сохранилась роспись.

А теперь немного о людях, прославивших скромный городишко-Городище...

16 февраля 2003 года исполнилось 190-лет со дня рождения С.С. Гулака-Артемовского, украинского певца, композитора, актера, драматурга.

"откуда это ты взял? Где ты до сих пор пропадал?..". Какой украинец не встрепенется, только услыша первые аккорды знаменитого дуэта Одарки и Карася из оперы Семена Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем"! Если бы наш земляк оставил по себе только эту воистину народную оперу, то и этого было бы достаточно, чтобы обессмертить свое имя в украинской культуре. Семен Гулак-Артемовский был не только композитором, но и певцом, актером, драматургом, оставив в искусстве яркий и неповторимый след многогранностью своего щедрого таланта.
Происходил Семен Степанович из старинного казацкого рода, который осел в местечке Городище, что на нынешней Черкащине. Хорошо известно, что уже с восемнадцатого века хутором Гулакивщина владел Патрикий Гулак-Артемовский. Его отпрыски были священнослужителями, в частности отец Семена - Степан Петрович. А дядя - Петр Гулак-Артемовский - профессор Харковского университета, больше известный нам как баснописец ( и поныне в школьной программе изучается его басня "Пан и Собака").
Детские годы Семена прошли на берегах извилистой, волшебной реки Ольшанки, в атмосфере домашнего уюта и согласия (отец и маты были людьми образованными, своих детей Петра, Павла, Семена и Марию не только любили, но и воспитывали в уважении к книге, песне, Святому Писанию ). Парень еще сызмала выделялся прекрасным дискантом, но отец по семейной традиции отдал сына в 1824 году в Киевское духовное училище. Так-сяк осваивая премудрость сана священника, наш будущий певец и композитор зато выделяется своим незаурядным голосом, что и приводит его в митрополичий хору, который пел в Софиевском соборе.
Судьбоносным стал для двадцатипятилетнего Гулака-Артемовского 1838 год. В июне в Киев прибыл славный уже на то время композитор Михаил Глинка с целью набрать ребят с красивыми голосами для придворной певчей капеллы. Одарение Семена Гулака-Артемовского поразило Глинку и он сразу предложил ему переехать в Петербург. В начале октября того же года молодой певец уже был в столице России.
Немалым препятствием в светском обучении Гулака-Артемовского была принадлежность к духовному ведомству, но благодаря ходатайствам Глинки специальным постановлением Синода он был освобожден от духовного сана и имел теперь возможность "вступить на гражданскую службу".
Отныне Гулак-Артемовский стал свободным человеком. Началась прекрасная пора: Глинка учил его не только выразительности исполнения, дикции, игре на музыкальных инструментах, а и, что наиболее важно, основам композиторского искусства. Уже весной 1839 году при помощи композитора Даргомыжского и князя-мецената Волконского в театральном зале Юсуповского дворца произошел первый публичный концерт Гулака-Артемовского. Успех окрылил молодого исполнителя, а предложение известного владельца уральских заводов П. Демидова финансировать его обучение в Италии добавила уверенности в овладевании высот исполнительского мастерства. Летом этого же года он выезжает в Париж, а потом во Флоренцию.
Публика Флорентийского оперного театра в 1841 году услышала Гулака-Артемовского в опере В. Беллини. Один сезон пропел он с труппой флорентийцев и получил приглашение к Петербурга. Его контракт был чрезвычайно кабальным, но это был единственный случай заниматься излюбленным делом. Партия лорда Генриха в опере Доницетти „ Лючия ди Ламмермур „ стала и дебютом и трамплином к длительному успеху на сцене Большого театра. Действительно творческой победой стала партия Руслана в опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила". На одном из представлений был Тарас Шевченко: „...Ну и опера! Особенно, когда Артемовский поет Руслана.
Прекрасный певец - ничего не "скажешь, писал он в письме к Г. С. Тарновского.
Теплая дружба на протяжении многих лет связывала Гулака-Артемовского с Тарасом Шевченком. В период ссылки поэта именно Семен Степанович находил возможность всячески помогать ему и материально, и морально.
До конца 1850-х лет творческая карьера певца складывалась удачно и многогранно: насыщенная концертная деятельность, насыщенная и оперные партии, композиторская работа (именно в это время он написал музыку к народным словам "Стоит явор над водой" с посвящением Тарасу Шевченко); в планах вынашивался замысел написать оперу из украинской истории. Тем временем критика с сожалением отмечала, что его когда-то чистый и бархатный бас теряет свою силу и чистоту.
Это осознавал и сам Гулак-Артемовский. Поэтому уже с начала шестидесятых настойчиво работал над оперой „Запорожець за "Дунаем. Сюжет оперы был подсказан профессором-историком Николаем Костомаровым, а все остальное - текст вокальных номеров и прозы, оркестровая партитура и клавир, а также либрето - оригинальная авторская работа композитора. За своей по форме „Запорожец за "Дунаем - типичный образец лирико-комичной оперы, в которой наряду с комедийной линией ( Карась - Одарка ) развивается лирико-романтическая (Оксана - Андрей ).
Всего в опере было 22 музыкально-вокальные номера. Музыка Гулака-Артемовского глубоко народна. Он воспользовался интонациями, мелодикой богатейшей украинской песни, проявив как композитор всю глубину понимания национальной тематики.
Впервые опера "Запорожец за Дунаем" была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге 14 апреля 1863 года. Первым исполнителем партии Карася был сам композитор. Публика восторженно приняла спектакль, а хореографические номера требовала выполнить повторно. Рецензии были сплошь одобрительными, а о Гулаке писали, что он " ... показал свой блестящий комедийный "талант.
Но при всей любви и почете к нему, певец чувствовал, что его артистичный путь завершается. Двадцать два года самоотверженного труда на сцене пролетели невероятно быстро. В 1864 году его освобождают из Мариинского театра, назначив пенсию, но, благодаря покровительству великого князя Николая Николаевича, Гулака-Артемовского перевели в Москву в Большой театр. Там он еще некоторое время пел низкие басовые партии, но в 1865 году оставил сцену навсегда.
Последние годы жизни нашего великого земляка прошли в Москве, где он и похоронен (умер 17 апреля 1873 года). Длительное время его могила на Ваганьковском кладбище была совсем запущена, только в 1952 году стараниями артистов Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на ней был установлен памятник с надписью "Семен Степанович Гулак-Артемовский. Композитор, певец, автор оперы „Запорожец за "Дунаем.
Триумфально шла эта неповторимая опера не только на отечественной, а и многих сценах мира. И в настоящее время репертуар Национальной оперы имени Т. Шевченко в Киеве невозможно представить без "Запорожца за Дунаем". Многогранное творческое наследство Семена Гулака-Артемовского служит на славу Украине независимой.

Несколько слов о родственнике Семена...

Артемовский-Гулак Петр Петрович - Артемовский-Гулак, Петр Петрович, талантливый украинский поэт. Родился 16 января 1790 года, в местечке Городище, Черкасского уезда, Киевской губернии. Сначала учился в киевской академии, потом в Харьковском университете, где преподавал польский язык, русскую историю, географию и статистику; защитив магистерскую диссертацию: ""О пользе истории вообще и преимущественно отечественной и о способе преподавания последней"", занял кафедру русской истории; одно время читал статистику; с 1841 по 1849 год был ректором университета. Состоял также инспектором харьковского института благородных девиц. Умер 1 октября 1866 года. Его рассказы в стихах: ""Пан та собака"" (напечатан в ""Украинском Вестнике""), ""Солопия та Хивря"", ""Тютхий та Чванько"" и другие доставили автору большую известность среди украинцев, особенно первый, в котором изображен произвол пана по отношению к крепостными крестьянам. Несмотря на то, что стихи написаны ямбом, не свойственным украинской народной поэзии, они очень звучны. В журнале ""Славянин"" в 1827 году помещена переведенная А.-Гулаком из Мицкевича баллада ""Твардовский"". В украинской литературе за А.-Гулаком признается заслуга развития малорусского слова, после Котляревского . Произведения его изданы полностью в 1878 году в Киеве, под заглавием: ""Кобзарь Гулак-Артемовского"", под редакцией профессора Потебни , и в более полном собрании во Львове в 1904 году под редакцией Романчука . В ""Пан та собака"" и в ""Суплике до Квитки"" А.-Гулак выступает решительным противником крепостничества. Посылая Квитке свою сатиру ""Пан та собака"", А.-Гулак прямо ставил вопрос ""дочи ж буде нас зле панство зневажити"". А.-Гулак находил, что и сам Квитка ""буцим на пана бакрививсь""; но, вместе с тем, он признал и оценил в Квитке его народнические стремления, глубокий его демократизм; он хвалит этого писателя за то, что он ""не сбился з панталыку"", что в селе никто от него не плакал. Протест А.-Гулака против крепостничества представляется одним из самых ранних по времени; он не остался без влияния на последующих украинских писателей, в частности на того же Квитка, который чутко отнесся к высказанной А.-Гулаком еще в 1818 году просьбе: ""не дай загинуть нам, не дай з нас кепковати"" (т. е. насмехаться), и энергично принялся за составление повестей и драм на малорусском языке. Вообще и литературно, и лично А.-Гулак имел влияние на развитие в 1830-х - 40-х годах украинской харьковской школы ученых и писателей: Метлинского , Костомарова , Срезневского . Метлинский жил в семье А.-Гулака и пользовался его поддержкой при вступлении в университет. Костомаров был его гостем. Другая ценная черта в личности и литературной деятельности А.-Гулака состояла в его сочувственном отношении к женскому образованию. В 1819 году, в рассказе ""Солопий та Хивря"", А.-Гулак обрушился на врагов женского образования в такой резкой форме:

Плюнь, сердце, на того, хто тобі сказав,
Що буцим Бог жінкам волосся довше дав
За те, що розум им укоротив немало,
То погань так верзла, школярство так брехало...

Стих А.-Гулака сильный, выразительный и красивый. А.-Гулак в этом отношении превосходит даже Котляревского.

Описание тайника

Содержимое тайника

Тайник виртуальный.
В заголовке даны координаты объекта, который относится к церкви
Что это и из чего он сделан: из металла, дерева или камня?

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

gh (09.01.2012 23:56:53)
Посетили 05.01.2012г. Красивый храм, действительно ухоженный.
Alex1204 (25.09.2010 21:43:59)
Место зачетное. Понравилось Автору спасибо.
dombrovskii_а (28.09.2009 20:07:17)
TanyaK (28.08.2008 21:22:41)
Butcher (28.08.2008 19:39:20)
WakeUp (18.06.2008 01:12:16)
Mitresko (02.08.2007 01:50:16)
happyness (31.07.2007 16:06:49)
G-H (30.07.2007 16:25:51)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116