Варшавский шлюз [TR/2940]

Варшавский шлюз
Варшавский шлюз
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Природный
Размер: Неизвестно
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Вологодская обл.
Чагодощенский р-н
Ближайший нас.пункт
Оксюково, Вожани (ЛО)
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 4
Рейтинг
4.75Рекомендаций: 5Нашли: 24
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Шлюзовочная камера
Шлюзовочная камера
Один из шлюзов Горюна
Один из шлюзов Горюна
Останки ещё одной плотины на р. Горюн
Останки ещё одной плотины на р. Горюн
Гриб "в малиновом платочке"
Гриб "в малиновом платочке"
Автор: Cossacks
Создан: 12.08.2007
Опубликован: 17.08.2007
(отредактирован: 07.08.2018)

Описание окружающей местности

Тихвинская водная система, наряду с Мариинской и Вышневолоцкой, являлась важным средством сообщения и торговым путем, соединявшим р. Волгу с Балтийским морем. Начинаясь от столицы Российской империи, она заканчивалась в г. Рыбинске. Общая протяженность Тихвинского водного пути составляла 869 верст 87 сажен.

Тихвинская водная система включила в себя: р. Неву до устья Обводного канала в Санкт-Петербурге, канал императора Петра I, канал императрицы Марии, р. Сясь, участок р. Тихвинки от впадения ее в р. Сясь до Киевского шлюза, включая последний, оз. Лебедино и Крупино, канал между ними, канал между оз. Крупино до р. Валчины, р. Валчину (до Нижегородского шлюза), оз. Сомино, р. Соминку, оз. Вожанское, р. Горюн, р. Чагодощу, р. Мологу до впадения в нее р. Чагодощи, р. Волгу от впадения в нее р. Мологи до г. Рыбинска.

Тихвинский водный путь был задуман еще Петром Первым. Подробнее о его роли в строительстве Тихвинской водной системы, а также о значении этого водного пути см. в описании тайника "Памятник Петру Великому ".

За 4 года строительства водной системы к 1806 г. удалось выкопать несколько каналов, устроить некоторые шлюзы и подшлюзы с плотинами. В 1810 г. работы были временно приостановлены. Путь открылся для судоходства в незаконченном виде в 1811 г., но только для судов малого размера. Отделочные работы гидротехнического хозяйства Тихвинской системы затянулись вплоть до 1837 г.

В начале XX века Чагодощей река называлась, начиная от впадения в нее реки Горюн. Названия многих озер сейчас также звучат несколько иначе.

В момент своего открытия Тихвинский водный путь имел семь шлюзов и пятьдесят подшлюзов с соединительным каналом между реками Тихвинкою и Валчиною, с устройством для питания раздельного плеса из озер Пятино и Долгомощь. С 1812 по 1819 г. удалось построить еще два шлюза на реке Валчине, тринадцать шлюзов на реке Тихвинке, а также десять плотин. Но эти меры не принесли желаемого результата, поскольку полушлюзовая система требовала большого расхода воды и создавала неудобства для шлюзования и продвижения судов. Вследствие этого ввели в действие еще восемь шлюзов в 1822 г., а к 1833 г. прибавили десять шлюзов. Для улучшения условий судоходства проводились различные гидротехнические работы в 1840, 1852, 1853 годах, однако, несмотря на это, Тихвинский водный путь продолжал страдать мелководьем, а значит, и медленным продвижением судов.

Оставшиеся четырнадцать старых полушлюзов с 1872 по 1876 г. были заменены семью новыми однокамерными шлюзами шириною до 16 футов. Тем не менее система продолжала оставаться незаконченной. Причина состояла в том, что реки Сясь и Чагодоща в своем естественном состоянии представляли значительные неудобства для судоходства. Все это вызывало массу жалоб на несовершенство Тихвинского водного пути, с плохими бечевниками и полуразрушенными шлюзами, переустройства которых производились с десятилетними перерывами.

Проектные изыскания и работы 1882 и 1885 гг. привели к тому, что в 1890 г. общее количество шлюзов увеличилось до 62.

Тихвинский канал начинался от Херсонского шлюза, в 10 верстах от Тихвина и заканчивался Варшавским шлюзом на реке Чагодоще. На протяжении всей системы было построено 52 шлюза, вырыты деривационные каналы, углублены и расчищены реки.

В начале XX в. Предполагалось выполнить большой объем работ, касающихся расчистки реки Мологи и шлюзования реки Чагодощи. Этими мерами необходимо было приспособить к навигации 1907 г. весь Тихвинский водный путь для прохода по нему транзитных судов длиною 12 сажен.

В целом система представляла собой интересный синтез накопленных к концу XIX-началу XX века и воплощенных на практике гидротехнических знаний.

Чтобы представить полнее картину водной системы, необходимо дать характеристику тех ее частей, которые связаны непосредственно с нашим краем.

Средняя часть водного пути проходила по реке Соминке, которая в своем нижнем течении образует озеро Вожанское, довольно мелководное. Для подъема воды до судоходного уровня там была построена Остроленская плотина. Поскольку на озере отсутствовали бечевники, то суда передвигались на шестах в тихое безветренное время. Из озера Вожанского вытекает река Горюн, которая из-за мелководья ранее была непригодна для судоходства. С целью устранения мелководья были сооружены в деривационных каналах три шлюза: Остроленский, Кулевченский, Варшавский - все с плотинами.

Особо неблагоприятной для движения судов являлась река Чагодоща. На протяжении 225 километров река делала очень крутые повороты, во время паводков часто меняла свое русло. Начиная от устья реки Горюн, дно реки Чагодощи было каменистым. Там находился опасный мыс Растеряйка, первый крупный порог Смердомец и за ним Бестолковый плес. Всего каменистых порогов на реке Чагодоще было восемь. Из них самым трудным для судоходства считался порог Вялец, где суда поднимались при помощи шести лошадей. Каменистых гряд насчитывалось десять, а главных мелей - шестнадцать. Река Чагодоща образовала на всем своем течении, входящем в состав Тихвинской системы, до 21 староречья. Кроме этих сложных участков, имелись и другие.

Понятно, что все перечисленные неудобства заставляли искать новые способы улучшения судоходства. Вопрос об этом был впервые поставлен в 1883 г. на собрании инженеров путей сообщения. Была выдана техническая записка по устройству Балтийско-Волжско-Азовского водного пути через планируемый Воложбинско-Кобожский соединительный канал. Смысл этого проекта сводился к тому, чтобы устроить канал от реки Чагоды до реки Кобожи через озера Карасинец, Колпянец, Сиглинец, причем без постройки шлюзов, используя искусственный фарватер соединительного канала. Проект этот не был претворен в жизнь в силу своей трудоемкости.

С 1861 г. Тихвинский водный путь капитально не ремонтировался. Причиной тому были постоянные работы по замене оборудования шлюзов и плотин, очистка фарватеров.

Тихвинский водный путь выполнял свои функции до XX в. В настоящее время отдельные его участки используются для местных перевозок. Сохранились остатки Варшавского шлюза и плотины с деривационным каналом, чугунные якоря с барж по берегам рек. Ныне нижний участок водного пути от затопленного г. Мологи и ниже входит в систему Волго-Балта.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Leshiy&Yolochka (27.07.2022 17:55:27)
Решили заехать к этому тайнику когда возвращались из поездки по городам Золотого кольца. Поехали наверное по лёгкой дороге. Пару дней назад прошёл дождь, но дорога была почти сухой. В дождливое лето или весной, осенью на дороге скорее всего глубокие лужи, но дно твёрдое. В трёх местах есть лежнёвка из досок. Несколько мест с глубокой колеей и грязью. В любом случае даже высокая пузотёрка там не пройдёт. В одном месте свернули не туда и уткнулись в лес, Хотя навигатор показывал уверенную дорогу. Вернулись пару километров назад и поехали дальше. Правильная подсказка- это ехать по азимуту. Дорога до шлюза очень красивая, сосновый лес с зелёным мхом. Ёлочка постоянно искала медведя. Медведя не видели, Ну вот его отходы производства попадались несколько раз. Так что Мишки там гуляют. Шлюз уже совсем в плачевном состоянии. Контейнер нашли, он внутри был сырой. Решили разложить на солнце ништяки, вытереть контейнер, а сами пообедать. За час ништяки высохли, Но их пришлось освободить от истлевшей бумаги. Так что отсанитарили контейнер по полной. Ништяки разложили по ЗИП пакетам. Положили весь наш оставшийся силикагель. Сейчас это настоящий сундук с Добром. Контейнер положили на то же самое место, но сверху сделали крышу из шифера Так что мокнуть не должно. Забрали крота чтоб не мок. Обменяли два воздушных шарика на монетку из Египта. Тайник понравился, ставим ему рекомендации. Образец какими должны быть тайники в геокешинге. Спасибо авторам и Привет.
ЖЖ и Chuma (23.08.2021 14:47:50)
Заезжали по типа легкому пути, и далее по стрелке. В одном месте не свернули в нужном повороте и уехали слегка дальше. Тут впервые поели брусники и собрали грибов. По факту для кроссовера дорога не представляет никаких проблем, насчет легковых не уверен, так как есть пара участков с лесовозными лежневками. А так в основном дорога просто прекрасная, проходящая по чистому сосновому лесу. Прибыв на шлюз, увидели, что по нему нынче не то, что не проедешь, а даже и не пройдешь. Я попытал пару экстремальных вариантов, как перебраться на другой берег, но благоразумие взяло вверх. Уже ни на что не надеясь прошли метров 100 дальше по дороге и увидели, что на тот берег можно перебраться через ручеек даже не замочив ног. В тайнике поселился геокрот.
Alexandr_Bel (21.06.2020 07:54:05)
88QSL73 (22.07.2018 20:40:07)
Gluker (27.05.2018 14:34:08)
nerpa (29.07.2013 23:58:50)
in-gener (03.07.2013 12:28:02)
Gek Finn (02.10.2012 15:46:03)
Rog&Co (11.08.2012 21:45:37)
King (21.07.2010 23:21:49)
Basilius (18.07.2010 21:47:56)
kij (14.06.2010 14:15:07)
Stereometria (10.12.2008 00:27:46)
Seriy Volk (18.08.2008 21:25:19)
Ёжик и Белочка (18.07.2008 00:17:46)
Cossacks (17.07.2008 01:44:09)
Y.U.S.&Анюткин (07.07.2008 12:38:15)
Kesha&Ko (07.07.2008 00:49:42)
Nata&Serg (06.07.2008 21:30:47)
soft (23.06.2008 22:50:36)
ПУХЛЯ И ПУХЛЯ (28.04.2008 11:08:33)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.