Лесопильный завод Максимовых [MV/31084]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Волгоградская обл.
Ближайший нас.пункт
Волгоград
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Волжанка
Создан: 14.04.2024
Опубликован: 15.04.2024
(отредактирован: 15.04.2024)

Описание окружающей местности

   На территории бывшего завода им. Куйбышева, на Тулака, стоят два дореволюционных здания. В одном из них располагалось в своё время заводоуправление, в другом — котельная. Когда-то завод, получивший впоследствии имя Куйбышева, принадлежал знаменитому на всю Россию купцу (сегодня бы сказали — «олигарху»!) Петру Романовичу Максимову.

     Сам П.Р. Максимов был из Ростова-на-Дону, там и располагалась его «штаб-квартира», а по многим городам России стояли его лесопильные заводы. Был такой завод и в Царицыне.

     Согласно «Указателю фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского» за 1887 год (стр. 115), завод П.Р. Максимова появился в Царицыне в 1881 году, в деревне Ольшанка (современная Ельшанка). На 1887 год это был крупнейший лесопильный завод в городе. На заводе выпускалось продукции на 160 тысяч рублей в год и работало 65 рабочих. Для сравнения: следующим за максимовским шёл завод А.М. Шлыкова, производивший продукции на 44 тысячи рублей при 28 рабочих. На третьем месте — И.Е. Воронин, с производством на 22 тысячи руб. и с числом рабочих 17 человек. Если же брыть данные по уезду, курупнейшими лесопромышленниками были купцы И.И. Жемарин (79 тысяч, 40 человек) и бр. П. и З. Казеевы (62 тысячи, 40 человек). Таким образом, Максимов был вне конкуренции. К 1910 году уже наследники Максимовых, согласно отчётам Фабричной инспекции, имели на заводе 394 рабочих с годовым производством в 1.375.000 рублей.Успех этот был неслучаен. Выйдя из семьи купца самой меньшей, III гильдии, Максимов сумел подняться на огромную высоту. Это был человек, активно вкладывавший средства в развитие дела, искавший новые решения и пути. Одним из первых на Волге и на Дону он заменил широко распространеённый сплав леса плотами на перевозки в сухом виде на баржах, буксируемых пароходами. Для этого ему пришлось закупить целую флотилию буксирных пароходов и барж.

    Надо сказать, что такое решение выглядело в те времена смело и не бесспорно. Лес сплавляли по Волге двумя способами — в плотах (этот способ, кстати, использовался до 60-х гг. XX века) и белянами. Беляна была, пожалуй, самым грузоподъёмным речным судном в истории. Судно это было одновременно и кораблём и материалом, который оно перевозило. строилась беляна на месте начала сплава леса и по прибытии на место разбириралась целиком. Будучи «одноразовой» беляна могла доставить на место до 800 тысяч пудов (12800 тонн!). Отказаться от таких махин в пользу дорогих, ещё не обкатанных толком буксирных пароходов, требующих, в отличие от белян обслуживания, ремонта, расходов на топливо — было большим шагом вперёд! И этот шаг окупился сторицею.

    Максимов расширял производство географически (тогда как большинство купцов того времени ориентировались на развитие в пределах своего региона), приобретая земельные участки в Пермской, Костромской, Нижегородской, Вятской губерниях, организуя там заготовку и разработку леса. Его лесопильные заводы в Ростове-на-Дону и Царицын были паровыми, механическими. Максимова звали «лесной король», «царь лесных бирж». Считается, что своими достижениями в лесопромышленной отрасли он значительно способствовал и общему экономическому росту России. В Царицыне на заводе Максимова одной из первых (в 1913 году) была построена собственная электростанция (два генератора на 2600 л. с.), давшая имя современной улице Электролесовская. Кроме леса Максимов занимался добычей угля, строительством и целым рядом других видов деятельности. Умер П.Р. Максимов 7 июля 1895 года. Его место занял младший брат Владимир, руководивший производством до самой революции.

  Интересно то, что П.Р. Максимов содержал своего архитектора, имел постоянные артели строителей, возводил производственные и жилые здания на лесных дачах в российских губерниях, при каменноугольных шахтах Донецкого бассейна, грозненских промыслах, активно застраивал Ростов-на-Дону. «Наши» здания, вероятно, сооружались таким же образом. Максимов был энергичным и талантливым в своем деле человеком — не зря его называли «лесным королём» и «царём лесных бирж». Сегодня бы мы назвали его олигархом. Однако данное слово, которое в наши дни правильнее считать ругательством, к Петру Романовичу, да и вообще к купцам тех лет, неприменимо ибо они не только зарабатывали свои капиталы, но и развивали экономику городов, в которых вели дела, а также оказывали немалое положительное влияние на развитие всей страны.

    Максимов постоянно развивал свое дело. Расширял географию, организовал заготовку и разработку леса в Пермской, Вятской, Костромской, Нижегородской губерниях. Не боялся новых решений, например, одним из первых начал перевозить лес сухим способом — на баржах, которые буксировали пароходы. Это был затратный способ доставки леса, Максимову пришлось сразу закупить несколько пароходов и барж. Однако вложение оправдалось с лихвой.

   В отличие от многих других купцов, он постоянно вкладывал деньги в развитие своего дела, в модернизацию. Одним из первых построил на своем предприятии электростанцию — это случилось в 1913 году именно в Царицыне. После Октябрьской революции 1917 года национализированный завод Максимовых получил название Электролес. Кстати, отсюда произошло название улицы Электролесовской. Максимов занимался не только лесом, но и добычей угля, строительством и другим. Считается, что его деятельность, особенно в лесопромышленной области, внесла существенный вклад в экономическое развитие России.

    Теперь о зданиях.

   Собственно, на бывшей территории завода им. Куйбышева, которая сейчас превращена в оптово-строительный рынок, стоит два дореволюционных корпуса.

    Первый корпус, был до революции цехом, после революции — заводоуправлением. Он стоит фасадом прямо на дорогу (ул. Туркменскую). 

     Внутренняя планировка здания имеет ярко выраженную коридорную систему, в которой коридор расположен по центру здания. Сохранилась внутренняя лестница с коваными перилами. Здание Котельной построено в 1914 году. Его архитектура сочетает в себе элементы модерна и неоклассицизма. Фасады решены в виде плоскостей, их декоративное оформление подчеркивает конструкцию стены: цоколь, стена, карнизная часть. В отделке применяются сандрики, обрамление окон второго этажа штукатурными тягами, лопатки по углам здания, горизонтальные пояса образованные выпусками кирпича, консоли в виде волют, поддерживающие карниз. Здание производственное, без подвала. Конструктивная схема – с несущими наружными и внутренними кирпичными стенами.

      Второй корпус изначально был котельной. Котельной он остаётся и сейчас. Видно, что здание очень красивое. На фасаде видны цифры - 1914. Это год постройки. В глаза также бросается кирпичная кладка, точнее то, что в ней просматриваются вставки из силикатного кирпича. Это следы разрушений, полученных во время Сталинградской битвы. Пробоины от бомб и снарядов заделывали другим кирпичом. Обычно это был белый силикатный, а изначально здание строилось из красного кирпича.

По материалам сайтов: http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/2012/09/25-zavod-maksimovyh.html, 

https://dzen.ru/a/ZT5qYRpNSB2vtagy

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.