Автор: Железнодорожник
Создан: 15.09.2007
Опубликован: 18.09.2007
(отредактирован: 13.09.2021)
Компаньоны: November
Описание окружающей местности
Узкоколейная железная дорога. Узкоколейка... Когда-то их было много – более 100 000 километров по всей стране, что сравнимо с протяженностью обычных железных дорог. По УЖД возили лес, торф, руду (в т.ч. урановую), песок, зерно и даже сахарную свеклу. На многих линиях было и пассажирское сообщение. Лесовозных и торфовозных узкоколеек было много больше всех остальных – крупным леспромхозам выгоднее вывозить лес с делянок к месту первичной переработки именно поездами, а УЖД является удивительным примером сочетания низких затрат на строительство и подвижной состав, с высокой провозной способностью. Ну а дешево вывозить торф с болот без использования линий узкой колеи в промышленных масштабах до сих пор не научились, несмотря на появившееся огромное количество импортной автотехники.
В эпоху перестройки и всеобщего развала большинство узкоколеек погибло – было разобрано на металлолом после банкротства леспромхозов и торфопредприятий. Исчезли огромные узкоколейные системы в Шатуре, Балахне, Керженце, Туровце. Как оазис былого величия еще действует лесовозная Алапаевская УЖД. В самом сердце Кировской области притаился еще один оазис – на этот раз торфовозных узкоколеек. УЖД Пищальского торфопредприятия сумела пережить лихие времена и сохраниться до наших дней почти в том виде, который она имела в 1970-х годах.
Поселок Мирный выглядит почти так же, как и в те годы. На поляне в живописном еловом лесу расположено депо, в котором стоят несколько тепловозов ТУ-4, ТУ-6 и ТУ-8. Есть несколько ЭСУ-2а – самоходных узкоколейных электростанций, которые использовались только на торфовозных УЖД. Каждый день в 7 утра от станции Центральный Поселок («Павильон»), имеющей высокую бетонную платформу, отправляется рабочий поезд на болота. Тепловоз от него сразу же возвращается назад, а вагоны стоят там до вечера – пока тепловоз не вернется и не потащит их обратно в поселок. Почти сразу за рабочим поездом отправляется и «эсушка». В километре от поселка расположена главная станция УЖД – Перегрузочная. Обычно почти все ее пути уставлены торфовозными вагонами ТСВ – как прибывшими с болота с грузом, так и порожними. Немного севернее ее можно увидеть странные на вид конструкции самого перегруза – вращающийся ажурный цилиндр, сквозь который проходит линия узкой колеи. Вагон с торфом здесь переворачивают вместе с отрезком рельсов, груз высыпается на транспортер, с которого попадает в вагон широкой колеи. Приняв в себя содержимое нескольких узкоколейных составов, состав широкой колеи выводится на станцию Марадыковский, где его прицепляют к проходящему грузовому (сборному) поезду в сторону сортировочной станции Лянгасово.
Эта УЖД ведет историю от 1961 года – именно тогда было создано торфопредприятие и основан поселок Мирный. Эта дорога являлась своеобразным полигоном, где испытывалась новейшая техника – путеукладчики, механизированные снегоочистители и выправочные машины. Причины этого неизвестны – ведь Марадыковский на 800 км. удален от подмосковных Губино и Демихово, где производились почти все эти машины. Последний эксперимент перед крахом торфяной промышленности заключался во внедрении автосцепки – как на «большой» железной дороге (обычно на узкоколейках вагоны соединяются толстозвенными цепями). До сих пор на некоторых вагонах можно увидеть знакомой формы головку автосцепки, к которой приварена упряжь для совместимости с цепной системой – дорога так и не была вся переведена на автосцепку, и сейчас на ней вернулись к старому способу.
Пищальское торфопредприятие продолжает работать. Сейчас торф используется как топливо в небольших котельных, а также в сельском хозяйстве и даже городском озеленении. Пока работает предприятие – будет работать и УЖД. И посетители этих мест смогут увидеть, как лязгая сцепками и смешно покачиваясь на стыках, на станцию вползает поезд из далекой, почти незнакомой современному поколению эпохи…
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: