Мещерская магистраль I [MS/3316]

Перегон Ласково-Криуша
Перегон Ласково-Криуша
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Прогулка
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Рязанская обл.
Клепиковский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Малиновка
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.71Нашли: 23
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Кобылинка
Кобылинка
Криуша
Криуша
Ласково
Ласково
Бывший переезд и мост около Шумаши
Бывший переезд и мост около Шумаши
Автор: Железнодорожник
Создан: 30.09.2007
(отредактирован 27.04.2010)
Компаньоны: almor, Один в поле

Описание окружающей местности

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: "мерин". Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося "мерина". Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

К.Г.Паустовский. Мещерская сторона.



      Мещерская магистраль (Рязано-Владимирская узкоколейная железная дорога) была одной из самых крупных УЖД России. Воспетая Паустовским, лесная узкоколейка стала одним из символов Мещерского края. Когда-то маленький поезд был единственной связью многих сел и деревень левобережья Оки с Рязанью и "большой землей" вообще.

      История дороги началась в 1893 г, когда после крупного низового пожара к востоку от Криуши, было принято решение организовать заготовку древесины погибшего леса на дрова. Объем работ был настолько велик, что гужевой транспорт не мог справиться с ним в разумные сроки. Московское общество подъездных путей (МОПП) предложило проложить линию узкоколейки от берега Оки до района лесозаготовок. После получения высочайшего дозволения, Ока-Пенкинская линия была проложена, а весь лес вывезен по ней всего за два года.
      В конце XIX века в России все еще шел "железнодорожный бум". Строилась Транссибирская магистраль и многие другие линии в разных уголках страны. Московское общество подъездных путей планировало построить вместо временной лесовозной линии УЖД общего пользования, которая бы соединила Рязань и Владимир с ответвлениями к Спас-Клепикам и Касимову. Сооружение этой линии началось в 1897 г, причем частично была использована трасса Ока-Пенкинской линии.
      Купцы из старинного торгового городка Спас-Клепики были против первоначального проекта линии, который не предусматривал заход магистрали в этот город. В результате их требований МОПП было вынуждено изменить проект, направив линию от Криуши не на Горки, а на Болонь. Через широкую пойму Пры у Спас-Клепиков был построен длинный 200-метровый деревянный мост, а длина дороги увеличилась примерно на 20 км. Впоследствии понесенные дополнительные затраты с лихвой окупились - Спас-Клепики давали до половины погрузки-выгрузки на Рязано-Владимирской дороге и львиную долю пассажиропотока.
      В 1898 году поезда пришли в Туму, а в 1900 - во Владимир. Мещерская магистраль дала мощный толчок развитию всего лесного края. Получил вторую жизнь живичный промысел, лесозаготовки. В районе Спас-Клепиков открылись ватные фабрики, снабжавшие своим сырьем почти всю Россию. Транзитных грузов почти не было - мост через Оку в Рязани так и не был сооружен, и узкоколейка начиналась в заречных лугах напротив города. Пассажиры и грузы на станцию Рязань-Пристань попадали через наплавной плашкоутный мост.

      У Мещерской магистрали была одна особенность - часть железной дороги каждую весну затапливалась водами разлива Оки. Ока-Пенкинская линия уходила под воду на протяжении почти 20 км, Мещерская же магистраль, проложенная от Шумаши новой трассой - на протяжении примерно 6 км. Начальная станция Рязань-Пристань имела второе название: Рязань-затопляемая. В период паводка поезда ходили от Шумаши (Рязань-незатопляемая). Но в годы с особенно сильного подъема воды затопляло и Шумашь. При этом затопление части линии не было стихийным бедствием - такой режим был предусмотрен при строительстве.

      Период расцвета УЖД пришелся на первую половину XX века. Пожар гражданской войны обошел ее стороной, и очень долгое время в Мещере оставалось все так же, как и в конце XIX века. Лишь индустриализация 1930-х внесла свои коррективы - изменился состав перевозимых грузов, магистраль обросла многочисленными боковыми ветками на лесозаготовки, самая крупная из которых проходила через Куршу-2 - поселок с трагической историей. В Великую Отечественную войну немцы подошли на 60 км к Рязани, и по узкоколейке вглубь страны эвакуировалось оборудование заводов и фабрик.
      По иронии судьбы, тяжелые времена для Мещерской магистрали наступили в 1970-х годах, когда узкоколейки в нашей стране достигли пика численности и протяженности. Линия общего пользования, в отличие от специализированных лесовозных или торфовозных веток, очень уязвима при конкуренции с автомобильным транспортом. В 1972 году был открыт автомобильный мост через Оку. От него, параллельно старой железной дороге, протянулась нитка асфальтированного шоссе Рязань - Спас-Клепики - Тума - Касимов - Сасово. Сначала пассажиропоток, а затем и грузопоток переместились на шоссе - для УЖД это стало началом конца.
      История отдельных участков магистрали сложилась совершенно разным образом. Линия Тума-Владимир еще в 1924 году была перешита на нормальную колею (1520 мм) и сохранилась в таком виде до наших дней. Весной 1971 г. последний поезд пришел в Рязань-Пристань, и шестикилометровый затопляемый участок от нее до Шумаши был разобран. Ответвления в районе Курши-2 просуществовали до 50-х годов. Но участок главного хода Шумашь-Солодча-Клепики-Тума работал еще довольно долгое время.

      Дорога погибла уже в 90-х. Сначала украли рельсы с перегонов Шумашь-Солодча и Солодча-Ласково, а к 1999 году разобрали оставшуюся часть линии. Мост в Спас-Клепиках сгорел в новогоднюю ночь 2003 г. От былого великолепия остался лишь 6-километровый участок от Тумы до разъезда Гуреевский, где на юг ответвляется ветка на станцию Голованова Дача (пос.Голованово). Этот поселок до сих пор не имеет нормальной дороги на "большую землю", и Горьковская железная дорога вынуждена содержать участок ведущей к нему узкоколейки. Еще в 2007 году два раза в неделю, по пятницам и воскресеньям, по этому участку курсировал пассажирский поезд. Сейчас он отменен из-за плохого состояния пути. Конечно, тепловоз и вагоны были уже другие - не те, что ходили когда-то на Рязань. Но эта небольшая ветка, последняя оставшаяся в ведении РЖД линия узкой колеи - все, что осталось от легендарной Мещерской магистрали...

      Хотя гудок поезда уже не нарушает тишину Мещерских лесов, магистраль продолжает жить в памяти людей - жителей этих мест, краеведов, любителей железных дорог. Путешествующие по Мещере туристы иногда натыкаются на грунтовую дорогу, проложенную по насыпи на удивительно прямой просеке. Находка нескольких шпал заставляет их по-другому смотреть на историю этого края. Финальной точкой первой цепочки тайников Мещерской магистрали я решил сделать Кобылинку. Здесь, в 7 км от Криуши, на небольшой поляне в глухом лесу, располагался разъезд с вокзалом и пакгаузом, а вокруг - несколько домов работников железной дороги. Сейчас от зданий ничего не осталось, и лишь три старых тополя указывают на место, где стоял когда-то вокзал. По бывшей насыпи проходит малоиспользуемая лесная дорога.
      Это тихое место все еще хранит память о железной дороге. Кажется: пошарь под травой - откроются рельсы, вдали послышится гудок, а в конце длинного лесного коридора появится маленький квадратик поезда…


Перед поездкой в Рязанскую Мещеру, очень рекомендую найти книгу А.Берзина и В.Миронова «Мещерская магистраль» - удивительный, берущий за душу рассказ об истории лесной узкоколейки.
Информация из этой книги была использована при написании данного текста.

Описание тайника

Содержимое тайника

Разные предметы.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

EvgenySamoylov (02.11.2014 20:26:13)
Сегодня почти весь день ездили по маршруту старой узкоколейки в поисках тайников автора, постепенно открывая для себя давно утраченную прелесть лесной железной дороги. Вот бы автотрасса Рязань-Клепики была такой же прямой, как просеки в лесу, оставшиеся от узкоколейки! Маршрут отличный, информация интересная, тайники хорошо подготовлены. Однако в силу давности закладок, проблемы были:
1. В Шумаши уже нет никакого депо и близко. В итоге число для координат финального тайника подбирали перебором. Справились ;) Однако думаю эту часть тайника смело можно исключать из маршрута - в Шумаши не осталось ничего, что бы хоть как-то напоминало об узкоколейке.
2. В Криуше у вокзала уже нет старого тополя к сожалению;(
3. Сам тайник в Криуше пришел в негодность: вода проникла в гермопакет с блокнотом, и всё размокло. Надпись оставить не смогли. Заменить блокнот и сам пакет к сожалению тоже было нечем;( Требуется перезакладка.

В остальном всё супер! Положили несколько новых ништяков, забрали и выкинули пришедшие в негодность (кто-то додумался положить бумажные платочки и карамельки в контейнер). Финальный тайник рядом с Кобылинкой брали уже в сумерках;) Автору большое спасибо! Обязательно поедем на вторую часть "Мещерской магистрали"!
Proximo (29.10.2013 17:09:53)
Отличная автопрогулка от Рязани в сторону Клепиков! Брали тайник в компании с Vovchiki и Pilanin 12 октября 2013 года.
Автору тайника отправил информацию, депо в Шумаши уже огорожено и находится за высоким забором. Тем не менее задание выполнимо.

Спасибо большое, все очень понравилось!
SERaGON (20.06.2011 14:30:13)
Партизан (25.05.2010 13:34:05)
confessor (18.04.2010 16:46:08)
Romanoff Vlad (06.07.2009 10:51:36)
johnson (05.07.2009 22:55:20)
Grey (06.11.2008 11:43:22)
Sp[ai]der (26.10.2008 16:34:17)
str1ker (24.10.2008 20:28:57)
Chet (13.10.2008 01:29:01)
whitewolf (15.04.2008 01:20:15)
ЖЖ и Chuma (01.04.2008 11:35:47)
lastochka491 (10.11.2007 11:56:11)
Stereometria (01.11.2007 12:25:30)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116