Мещерская магистраль I [MS/3316]

Перегон Ласково-Криуша
Перегон Ласково-Криуша
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Прогулка
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Рязанская обл.
Клепиковский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Малиновка
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.71Нашли: 23
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Кобылинка
Кобылинка
Криуша
Криуша
Ласково
Ласково
Бывший переезд и мост около Шумаши
Бывший переезд и мост около Шумаши
Автор: Железнодорожник
Создан: 30.09.2007
(отредактирован 27.04.2010)
Компаньоны: almor, один в поле

Описание окружающей местности

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: "мерин". Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося "мерина". Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

К.Г.Паустовский. Мещерская сторона.



      Мещерская магистраль (Рязано-Владимирская узкоколейная железная дорога) была одной из самых крупных УЖД России. Воспетая Паустовским, лесная узкоколейка стала одним из символов Мещерского края. Когда-то маленький поезд был единственной связью многих сел и деревень левобережья Оки с Рязанью и "большой землей" вообще.

      История дороги началась в 1893 г, когда после крупного низового пожара к востоку от Криуши, было принято решение организовать заготовку древесины погибшего леса на дрова. Объем работ был настолько велик, что гужевой транспорт не мог справиться с ним в разумные сроки. Московское общество подъездных путей (МОПП) предложило проложить линию узкоколейки от берега Оки до района лесозаготовок. После получения высочайшего дозволения, Ока-Пенкинская линия была проложена, а весь лес вывезен по ней всего за два года.
      В конце XIX века в России все еще шел "железнодорожный бум". Строилась Транссибирская магистраль и многие другие линии в разных уголках страны. Московское общество подъездных путей планировало построить вместо временной лесовозной линии УЖД общего пользования, которая бы соединила Рязань и Владимир с ответвлениями к Спас-Клепикам и Касимову. Сооружение этой линии началось в 1897 г, причем частично была использована трасса Ока-Пенкинской линии.
      Купцы из старинного торгового городка Спас-Клепики были против первоначального проекта линии, который не предусматривал заход магистрали в этот город. В результате их требований МОПП было вынуждено изменить проект, направив линию от Криуши не на Горки, а на Болонь. Через широкую пойму Пры у Спас-Клепиков был построен длинный 200-метровый деревянный мост, а длина дороги увеличилась примерно на 20 км. Впоследствии понесенные дополнительные затраты с лихвой окупились - Спас-Клепики давали до половины погрузки-выгрузки на Рязано-Владимирской дороге и львиную долю пассажиропотока.
      В 1898 году поезда пришли в Туму, а в 1900 - во Владимир. Мещерская магистраль дала мощный толчок развитию всего лесного края. Получил вторую жизнь живичный промысел, лесозаготовки. В районе Спас-Клепиков открылись ватные фабрики, снабжавшие своим сырьем почти всю Россию. Транзитных грузов почти не было - мост через Оку в Рязани так и не был сооружен, и узкоколейка начиналась в заречных лугах напротив города. Пассажиры и грузы на станцию Рязань-Пристань попадали через наплавной плашкоутный мост.

      У Мещерской магистрали была одна особенность - часть железной дороги каждую весну затапливалась водами разлива Оки. Ока-Пенкинская линия уходила под воду на протяжении почти 20 км, Мещерская же магистраль, проложенная от Шумаши новой трассой - на протяжении примерно 6 км. Начальная станция Рязань-Пристань имела второе название: Рязань-затопляемая. В период паводка поезда ходили от Шумаши (Рязань-незатопляемая). Но в годы с особенно сильного подъема воды затопляло и Шумашь. При этом затопление части линии не было стихийным бедствием - такой режим был предусмотрен при строительстве.

      Период расцвета УЖД пришелся на первую половину XX века. Пожар гражданской войны обошел ее стороной, и очень долгое время в Мещере оставалось все так же, как и в конце XIX века. Лишь индустриализация 1930-х внесла свои коррективы - изменился состав перевозимых грузов, магистраль обросла многочисленными боковыми ветками на лесозаготовки, самая крупная из которых проходила через Куршу-2 - поселок с трагической историей. В Великую Отечественную войну немцы подошли на 60 км к Рязани, и по узкоколейке вглубь страны эвакуировалось оборудование заводов и фабрик.
      По иронии судьбы, тяжелые времена для Мещерской магистрали наступили в 1970-х годах, когда узкоколейки в нашей стране достигли пика численности и протяженности. Линия общего пользования, в отличие от специализированных лесовозных или торфовозных веток, очень уязвима при конкуренции с автомобильным транспортом. В 1972 году был открыт автомобильный мост через Оку. От него, параллельно старой железной дороге, протянулась нитка асфальтированного шоссе Рязань - Спас-Клепики - Тума - Касимов - Сасово. Сначала пассажиропоток, а затем и грузопоток переместились на шоссе - для УЖД это стало началом конца.
      История отдельных участков магистрали сложилась совершенно разным образом. Линия Тума-Владимир еще в 1924 году была перешита на нормальную колею (1520 мм) и сохранилась в таком виде до наших дней. Весной 1971 г. последний поезд пришел в Рязань-Пристань, и шестикилометровый затопляемый участок от нее до Шумаши был разобран. Ответвления в районе Курши-2 просуществовали до 50-х годов. Но участок главного хода Шумашь-Солодча-Клепики-Тума работал еще довольно долгое время.

      Дорога погибла уже в 90-х. Сначала украли рельсы с перегонов Шумашь-Солодча и Солодча-Ласково, а к 1999 году разобрали оставшуюся часть линии. Мост в Спас-Клепиках сгорел в новогоднюю ночь 2003 г. От былого великолепия остался лишь 6-километровый участок от Тумы до разъезда Гуреевский, где на юг ответвляется ветка на станцию Голованова Дача (пос.Голованово). Этот поселок до сих пор не имеет нормальной дороги на "большую землю", и Горьковская железная дорога вынуждена содержать участок ведущей к нему узкоколейки. Еще в 2007 году два раза в неделю, по пятницам и воскресеньям, по этому участку курсировал пассажирский поезд. Сейчас он отменен из-за плохого состояния пути. Конечно, тепловоз и вагоны были уже другие - не те, что ходили когда-то на Рязань. Но эта небольшая ветка, последняя оставшаяся в ведении РЖД линия узкой колеи - все, что осталось от легендарной Мещерской магистрали...

      Хотя гудок поезда уже не нарушает тишину Мещерских лесов, магистраль продолжает жить в памяти людей - жителей этих мест, краеведов, любителей железных дорог. Путешествующие по Мещере туристы иногда натыкаются на грунтовую дорогу, проложенную по насыпи на удивительно прямой просеке. Находка нескольких шпал заставляет их по-другому смотреть на историю этого края. Финальной точкой первой цепочки тайников Мещерской магистрали я решил сделать Кобылинку. Здесь, в 7 км от Криуши, на небольшой поляне в глухом лесу, располагался разъезд с вокзалом и пакгаузом, а вокруг - несколько домов работников железной дороги. Сейчас от зданий ничего не осталось, и лишь три старых тополя указывают на место, где стоял когда-то вокзал. По бывшей насыпи проходит малоиспользуемая лесная дорога.
      Это тихое место все еще хранит память о железной дороге. Кажется: пошарь под травой - откроются рельсы, вдали послышится гудок, а в конце длинного лесного коридора появится маленький квадратик поезда…


Перед поездкой в Рязанскую Мещеру, очень рекомендую найти книгу А.Берзина и В.Миронова «Мещерская магистраль» - удивительный, берущий за душу рассказ об истории лесной узкоколейки.
Информация из этой книги была использована при написании данного текста.

Описание тайника

Содержимое тайника

Разные предметы.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

EvgenySamoylov (02.11.2014 20:26:13)
Сегодня почти весь день ездили по маршруту старой узкоколейки в поисках тайников автора, постепенно открывая для себя давно утраченную прелесть лесной железной дороги. Вот бы автотрасса Рязань-Клепики была такой же прямой, как просеки в лесу, оставшиеся от узкоколейки! Маршрут отличный, информация интересная, тайники хорошо подготовлены. Однако в силу давности закладок, проблемы были:
1. В Шумаши уже нет никакого депо и близко. В итоге число для координат финального тайника подбирали перебором. Справились ;) Однако думаю эту часть тайника смело можно исключать из маршрута - в Шумаши не осталось ничего, что бы хоть как-то напоминало об узкоколейке.
2. В Криуше у вокзала уже нет старого тополя к сожалению;(
3. Сам тайник в Криуше пришел в негодность: вода проникла в гермопакет с блокнотом, и всё размокло. Надпись оставить не смогли. Заменить блокнот и сам пакет к сожалению тоже было нечем;( Требуется перезакладка.

В остальном всё супер! Положили несколько новых ништяков, забрали и выкинули пришедшие в негодность (кто-то додумался положить бумажные платочки и карамельки в контейнер). Финальный тайник рядом с Кобылинкой брали уже в сумерках;) Автору большое спасибо! Обязательно поедем на вторую часть "Мещерской магистрали"!
Proximo (29.10.2013 17:09:53)
Отличная автопрогулка от Рязани в сторону Клепиков! Брали тайник в компании с Vovchiki и Pilanin 12 октября 2013 года.
Автору тайника отправил информацию, депо в Шумаши уже огорожено и находится за высоким забором. Тем не менее задание выполнимо.

Спасибо большое, все очень понравилось!
SERaGON (20.06.2011 14:30:13)
Партизан (25.05.2010 13:34:05)
confessor (18.04.2010 16:46:08)
Romanoff Vlad (06.07.2009 10:51:36)
johnson (05.07.2009 22:55:20)
Grey (06.11.2008 11:43:22)
Sp[ai]der (26.10.2008 16:34:17)
str1ker (24.10.2008 20:28:57)
Chet (13.10.2008 01:29:01)
whitewolf (15.04.2008 01:20:15)
ЖЖ и Chuma (01.04.2008 11:35:47)
lastochka491 (10.11.2007 11:56:11)
Stereometria (01.11.2007 12:25:30)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры