Недалеко от села Погребы есть село Зазимье - второе от Киева. Почти каждые выходные проезжаем мимо, и никогда не удосуживались узнать его историю или заехать к храму в селе, а геокешинг помог поглубже узнать историю родного края.
Из исторических документов мы узнаем о происхождении села Зазимье на Придесенни. В 1113-1125гг. великим князем Киевским был Владимир Мономах. Он выдал свою дочь Агафию за князя Всеволода Городецкого, жившего в Городце Остерском на берегу Десны. Великий князь выделил молодому семейству часть роскошных земель левобережного Придесення на Киевщине. Князь же Всеволод Городецкий в 20-х годах XII в. основал здесь поселения, которые носят ныне названия Зазимье и Летки, в начале называвшиеся Зазимовье и Летковичи. Так назвал эти села летописец. Само название За-зимовье имеет интересное происхождение. В те далекие времена територию современного села обнимали рукава древней Десны, и первое поселение, которое здесь находилось, было как бы на острове. При вьезде в село есть давнее урочище «Придверная». Это была южная часть острова на котором находился дитинец: княжеский зимний дом-терем, двор, деревянный храм Преображения Господня. К этому берегу причаливали коробли и здесь была переправа. Дальше, на северном берегу этого острова, за княжеским двором стали селиться люди, работавшие на князя. Это поселение имело место за зимним двором князя и потому называлось оно вначале За-зимне, За-зимовье, позже название трансформировалось в Зазимье. Со временем Десна стала менять русло, отходить на север в результате чего рукав Десны с Южной части острова превратился в болото, которое в одном месте жители загатили (засыпали, утрамбовали) сейчас это место носит название Старая Гать. Князь Всеволод умер в 1140 г. Еще во время его жизни в 1136 г. Остер и придеснянские земли перешли во владения Сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. В 1139 г. эти земли перешли во владения князя Всеволодда Ольговича Черниговского. Между двумя княжествами (Киевским и Черниговским) шла междуусобная война за эти земли и они часто переходили от одного князя к другому. В 1240 г. Придеснянские земли разделили судьбу всей Руси – нашествие татаро-монгольского ига. Т.о. вся южная Русь была окупирована татарами. По древнему сельскому преданию недалеко от этого поселения однажды произошло чудо. В урочище "Церковное" девушка пасла скот священника, и вот неожиданно она услышала странный шум, и плеск воды который доносился из болота, но кроме того, из того дивного места исходил яркий свет. Прибежавши к болоту, она нашла икону Божией Матери в свете, а возле ее фонтан воды, который вырывался из земли. Посмотреть на такое чудо пришло множество людей, и все радостно восхваляли Бога за такое проявление Его ласки к этой земле. Икону отнесли в церковь, а на том месте, где появился родник, сделали криницу. Благодаря тому, что там никогда зимой не замерзала вода, (она была как бы теплая) ее назвали "Кип'ячкой". До нашего времени это место почитается зазимцами как святое. С давних времен люди приходили сюда помолиться, при жаркой погоде попросить у Бога дождя. Крестным ходом шли они от церкви к Кип'ячке, с пением молитвы: "Даждь дождь земли жаждущей Спасе". И Господь всегда подавал людям по их вере. В 1648 г. украинское население поднялось на освободительное движение против польского владычества. Гетьманом Богданом Хмельницким стала создаваться регулярная армия, был создан Киевский полк в состав которого входили сотенные города. В составе Киевской сотни Киевского полка били Зазимье и Погребы – они ближе к Киеву. В 1651 г. Киевский полк во главе с Антоном Ждановичем защищал Киев от нападения польско-литовского войска. В январе 1654 г. в г.Переяславе и в марте в Москве был заключен между государственный договор. В этом договоре Украина получила статус автономии в составе России. В 1667 г. Польша и Россия подписали Андрусовский мир, по которому левобережная Украина с Киевом оставалась за Россией а правобережная за Польшей. В конце XVII начале XVIII в. на правом берегу против поляков боролся фастовский полковник Семен Палий. Его стремления были – объединить левобережную и правобережную Украину. Известно то, что жену он себе нашел в селе Зазимье и даже венчался в сельской церкви
К 1875 г. завершается строительство прекрасного трехпрестольного кирпичного храма в честь Воскресения Христова в центре села, украшенного фигурной кладкой из желтого кирпича. Старая деревянная церковь была перенесена в соседнее село Погребы, где она простояла до прихода большевиков. Главным инициатором строительства был архиепископ Павел (Субботовский). Родился владыка Павел в конце 18 столетия в простой зазимской семье. Рано остался без родителей и, единственное, что его утешало и давало надежду в жизни, это чистая вера и сердечная молитва к Богу, которые как живоносный источник укрепляли его духовные силы для служения Богу. С детства он любил старенький деревянный храм, постоянно ходил на службу, помогал священнику, пел на клиросе - славословил Творца, молился за "искренняя своя". И вот однажды его пламенную веру замечает какая-то высокопоставленная неизвестная особа, она забирает его к себе… затем семинария, академия, монашество… Далее, о его жизни нам известно то, что он был архимандритом в Смоленском Свято-Авраамиевом монастыре и ректором Смоленской Духовной семинарии. В 1817г. его рукоположили в сан епископа с поставлением на Харьковскую епархию. В Харькове архипастырь строит архиерейский дом, который сохранился до настоящего времени и церковь в братском корпусе во имя св. апостола Иоанна Богослова. В 1826 г. владыку Павла переводят на Астраханскую кафедру с титулом архиепископа Астраханского и Кавказского. Неутомимо трудился старенький епископ на ниве Христовой и в Кавказском крае. Именно здесь в 1832 г. владыка Павел скончался. Все деньги, которые остались, он заповедал на строительство большого кирпичного храма в своем родном селе, о котором помнил до конца своей жизни. Вечная память владыке Павлу! В строительстве нового храма принимало участие все село. Кирпич высокого качества привозили на подводах из Вышгорода и частично выжигали на месте. Последние отделочные работы были завершены в 1875 г. С этого момента история храма тесно переплелась с историей Зазимья: революция, голод, война, советская власть - все это "помнят" стены церкви. В 1920 г. возле храма была решительная битва между советской властью и восставшими зазимцами. Храм пострадал, сгорели многие иконы, книги, настенная роспись. На протяжении шести лет церковь отремонтировали, возобновилось богослужение, но не на долго… в тридцатых годах новая власть закрыла храм и приняла решение перестроить его на клуб для молодежи. Но Господь не допустил такого святотатства. Нашлись люди, которые помогли храму выжить и сохранили его, как ценный памятник архитектуры. Но не смотря на это, богоборцы нашли другой способ попрать святыню. В 1937 г. Броварское НКВД арестовало и расстреляло настоятеля священника Михаила Подольского. Храм был закрыт и оборудован под зернохранилище. Даже сегодня можно увидеть в полу отверстия, в которых стояли перегородки и станки. Это было в конце 30-х годов. Наступила Отечественная война, пришли немцы. Церковь была открыта, богослужение возобновилось, с этого времени храм уже не закрывали. История продолжается… (по материалам сайта http://www.zazimye.org.ua)
А община известна тем, что очень активно развивает в украине ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ! На сайте прихода - лучшее в уанете расписание паломнических экскурсий!
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: