Хотимль [VI/3756]

фото 1
фото 1
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ивановская обл.
Южский р-н
Ближайший нас.пункт
Хотимль
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
3.71Нашли: 14
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
фото 2
фото 2
фото 3
фото 3
Автор: Gek Finn
Создан: 09.03.2008
Опубликован: 10.04.2008
(отредактирован: 21.11.2021)
Компаньоны: LSDinka

Описание окружающей местности

Более десятка веков назад на территории нынешнего села Хотимль было древнее селище, о чём свидетельствует ныне сохранившийся курган-могильник 5-9-го веков н.э., находящийся между деревней Кишариха и селом Хотимль. Насчёт названия села существует несколько предположений. Согласно одному, название Хотимль могло происходить от слов, или фразы, "хотим ли мы?", то есть хотели ли остановиться новопоселенцы в этих местах или нет. По другой версии, название Хотимль пришло с западными славянами, переселившимися в здешние места в очень давние времена с территории нынешней Украины и Белорусси, там и по ныне сохранились такие названия, как Путивль, Новолукомль и другие.
Село Хотимль было основано взбунтовавшимися холопами суздальских бояр и беглыми монахами в 1560 году, о чём свидетельствует чудом сохранившаяся до нашего времени рукописная летопись старожилов села рода Саловых-Тюревых и устное предание основателей Хотимля - рода Рыжаковых-Виноградовых.
...С раннего утра и до позднего вечера гнули холопы спины, обрабатывая бескрайние поля своих господ. Бояре подчас не считали их за людей, жестоко наказывали за малейшее непослушание или провинность. Провинившихся холопов принародно во дворе раздевали догола, клали лицом вниз на плаху и секли розгами до крови.
Первым из холопов, взбунтовавшимся против постыдной порки, стал Ивашка Рыжак, получивший это прозвище из-за своих рыжих кудрявых волос.
Обладая недюжинной силой и ловкостью - был одним из первых в кулачных боях, - он легко раскидал своих палачей, стащил с лошади приехавшего посмотреть на экзекуцию боярского сынка, выхватил у него саблю-тесак, вскочил в седло и пустил коня вскачь в сторону леса.
Эта дерзкая выходка стала сразу известна всем холопам суздальских бояр, и буквально на следующий день примеру Ивашки Рыжака последовали два его сотоварища по регулярно проводимым в Суздале кулачным боям - Емелька Кузнец и Фофан Мороз. На взмыленных конях, отнятых у боярской прислуги, они прискакали в лес, решив соединить свою судьбу с разудалым Ивашкой Рыжаком.
В отмеску за унижение и издевательство над ними всесильных господ озлобленная троица напала на направлявшуюся во Владимир карету одного из самых влиятельных в Суздале бояр, разбросала охрану, отобрала у неё оружие, выбросила на дорогу боярина и угнала карету с добром в лес.
Этот случай подтолкнул некоторых холопов бросить своих хозяев и присоединиться к лихой троице. Вскоре у Ивашки Рыжака появилось более полутора десятков добровольных помощников: это был хорошо вооружённый конный отряд вольных холопов, храбрых и отчаянных мстителей. Вожаком избрали Ивашку Рыжака, его первыми заместителями стали Емельян Кузнец и Феофан Мороз. Позднее к ним присоединились и пятеро беглых монахов из суздальских монастырей. Вольные холопы, как они себя называли, действовали на трассах Владимир - Суздаль - Юрьев-Польский, периодически нападая на кареты бояр и обозы купцов, отбирая у них ценности, деньги, оружие и коней.
Более трёх лет наводил страх на бояр и купцов неуловимый конный отряд вольных холопов. Его поддерживали землепашцы, с которыми вольница делилась отобранными богатствами.
Банда "рыжаков", как её называли власть имущие, стала настолько опасной в округе, что владимирский воевода вынужден был направить на её поимку конный эскадрон регулярных войск. Сражаться с регулярной конницей у вольных холопов не было сил, и они решили навсегда покинуть родное суздальское полесье. Навьючили на лошадей всё своё добро, забрали жён, детей и невест, прихватили несколько коров, чтобы снабжать детей молоком, и однажды ранним июльским утром углубились в лес, взяв направление на восход солнца.
Более месяца беглецы пробирались по лесной чащобе, заметая следы. В день преодолевали всего по несколько километров, часто сбиваясь с первоначально взятого направления. Когда же измученные вольные холопы и выбившиеся из сил женщины и дети достигли поймы многоводной реки Тезы, то решили остановиться на отдых, благо для этого как нельзя кстати подходило возвышавшееся на левом берегу в устье речки Ключевой бывшее городище древних жителей этого чудесного края. Привольная местность полюбилась всем: полноводная Теза, впадающая в неё речка Ключевая, роскошные заливные луга с озёрами, свободные от леса поляны, изобилие рыбы, дичи, зверей, в частности лосей, диких кабанов, зайцев. Видимо, не зря жители древних племён поселились здесь, даже соорудили себе городище-крепость, прорыв вручную неширокий канал между речкой лючевой и Тезой.
После непродолжительного отдыха отряд должен был двинуться дальше, на восток, но женщины стали умолять своих мужей остаться тут навсегда, считая, что лучшего места им не найти. Ивашка Рыжак вынужден был опросить каждого: хотим ли действительно остаться здесь или пойдём дальше? Хотим ль или нет?
- Хотим ль или нет? Конечно хотим! - ответило подавляющее большинство измученных длинным переходом людей. А монахи подтвердили, что это веленье божье, ибо принято оно верующими в святой день Успеня Богородицы августа месяца 1560 года от Рождества Христова.
Сразу же приступили к рытью землянок на месте древнего городища, рубили лес для их обустройства, стали косить травы на заливных лугах, собирать грибы и ягоды в лесу, ловить рыбу в реке и озёрах, охотились, заготавливали дрова на зиму.
Зиму прожили безбедно, а с весны, уверовав, что погони за ними не будет, начали возделывать поля под посевы.
Рено было в срочном порядке строить добротные дома для каждой семьи, выбрали место за речкой Ключевой. Однако своих сил не хватало, и тогда разослали гонцов по всей округе для набора плотников, обещая им большую плату за работу. Одновременно, по настоянию монахов, должна была на территории древнего городища возводиться и деревянная церковь.
Первым на строительство домов будущего села Хотимль откликнулся плотник Фёдор Салов с сыновьями. Потом появились семьи Маньковых, Разиных, Брюховых, Куликовых и многих других. Все они впоследствии остались жить в Хотимле. Возведена была и деревянная церковь, построены кельи для монахов, началось богослужение в храме. Весь деревянный ансамбль, сооружённый на месте древнего городища, стал называться монастырём.
Поселяне жили общиной, занимались охотой, ловлей рыбы, разрабатывали поля под посевы, разводили коров и овец на заливных лугах. Вскоре о богатом селе и о его монастыре, затерянных в лесах, разнеслась по округе. Одни стали приходить на богомолье в святой монастырь, другие нанимались в работники к богатым хозяевам.
Впоследствии община распалась. Бывшие вольные холопы захотели жить обособленно, благо свободной земли на правом берегу Тезы было много. Привезённые из Суздаля деньги и ценности по-братски разделили между собой. Началось создание новых поселений - деревень. Первым в полутора километрах от села Хотимль обосновался Емельян Кузнецов.
В километре от него выбрал для себя место на обочине роскошных заливных лугов Фофан Морозов, который был далёким предком А. П. Чехова по материнской линии. Облюбовали для себя места и остальные вольные холопы. Деревни получали названия по именам и прозвищам своих создателей - Емельяново, Фофаново, Максимово, Федьково, Тараканово, Круглово. Центром оставался Хотимль со святым монастырём, в котором верховодил бывший вожак вольных суздальских холопов Иван Рыжаков.
В 16 и 17 веках село Хотимль входило во владения князьям Мезецким, которым в здешних местах принадлежали довольно большие владения, в том числе и соседнее с Хотимлем село Алексино (в настоящее время это Савинский район). Писцовые книги времён царя Михаила Федоровича Романова упоминают о пожалованных монастырю Хотимльскому царём Иоанном Грозным землях, пустошах, покосах и лесных дачах.
Имеется ряд исторических документов, подтверждающих подчинение Хотимльской пустыни с угодьями и крестьянами Троице-Сергиевой лавре.
В начале 17 века богатый Хотимльский монастырь был причислен Шуйско-Троицкому монастырю, который в свою очередь находился в ведении старейшего и знатного в России Николо-Шартомского монастыря, расположенного поблизости от Шуи, в старинном селе Введенье. Поселяне вошли в сословие монастырских крестьян. Со вреенем из их среды вышли известные в округе купцы Морозовы из деревни Фофаново, Архангельские - из Емельянова, Хамины - из Максимова, Замыцкие - из Кишарихи. Они сплавляли из Шуи на стругах, а потом и на специально построенных баржах-тезянках полотно, кожу, мыло и другие товары. Плыли по Тезе, Клязьме, Оке, Волге и даже добирались до Дона и Аральского моря. Обратно привозили "заморские товары" на местные ярмарки и сырьё для фабрик и заводов Шуи.
Хотимль рос и богател. Уже в 1640 году значится, что при Хотимльской пустыни в день Успения Богоматери была по тем временам значительная сельская ярмарка, которая проводилась вплоть до 20-х годов 20 века. Перепись 1659 года указывает, что в Хотимлье - церковь, базар, 61 двор и 217 человек населения. После "Великого раскола" (при патриархе Никоне) и гонения на старообрядцев, а также после морового поветрия 1650-х годов население резко сократилось. Переписная книга !678 года указывает: "Хотимльский монастырь, при монастыре две кельи, в нём живёт смотритель и двое монахов. Рядом деревня Дубнево 8 дворов, два пусты (вымерли)". В 1694 году монастырь был упразднён, и его храмы стали приходскими.
По инициативе хотимльских купцов взамен устаревшей деревянной церкви в начале 18 века началось сооружение каменной Никольской церкви с шатровой колокольней. Поблизости, на месте залежей глины, был построен кирпичный завод, известь закупали в Шуе и на стругах по реке доставляли в Хотимль. Внутреннюю роспись куполообразного храма делали местные "богомазы", которые снабжали деревянными иконами всех односельчан. Роспись осуществлялась с таким расчётом, чтобы сплошь неграмотные поселяне могли по фрескам изучить священную историю. В верхней части куполообразных стен изображались сюжеты картин Ветхого Завета, а в нижней - Нового Завета. Фрески безымянных художников, частично сохранившиеся до наших дней, уникальны по своему замыслу и исполнению, не имеют себе равных и представляют большую ценность.
Для шатровой колокольни на месте отливали 10 колоколов.
Особый звон, малиновый, был у большого колокола, при литье которого местные богатеи бросали в расплавленный металл золотые и серебряные изделия.
Освятил Никольскую церковь суздальский митрополит в 1725 году. Значительно позднее к ней был пристроен придел, почти равный по размерам самому храму.
Несколько ранее, в 1721 году, в Хотимлье на берегу Тезы была возведена деревянная вальцовая мельница, прославившаяся помолом лучших сортов муки, в том числе и знаменитой крупчатки. На помол стали съезжаться крестьяне всей округи: из-под Шуи, Коврова, Вязников, из соседних старинных сёл Палех и Холуй.
В 1775 году, после Генерального межевания, Хотимль с деревнями Кишариха и Погорелка отошли в Ковровский уезд Владимирской губернии.
Ярмарка и знаменитая водяная мельница давали хорошие доходы, что позволило прихожанам округи в начале 19 века начать строительство огромного для села Успенского храма (45 метров высотой) на 500 человек. Такой храм сделал бы честь и большому городу. Строительство началось в 1829 году.
Успенская церковь построена в русско-византийском стиле. Удивительно было сочетание цветов внешней окраски её стен красной, жёлтой и белой красками. В солнечный день церковь ярко светилась, отчего в народе её прозвали "солнечной", "пречистой". Внутреннюю роспись производили художники Холуя. Впечатляло разнообразие огромных фресок. Так, архангел Михаил изображён на фреске размером 5х8 метров. Примечательно, что палехские художники, братья Белоусовы, прежде чем приступить в 80-хгодах 19 века к новой росписи Грановитой палаты Кремля, делали зарисовки части сюжетов и ликов святых в хотимльской Успенской церкви.
Успенская церковь села Хотимль была самой богатой во всей округе. В ней находилось много дорогих дарственных реликвий, в основном из серебра. Особенно выделялось почти двухпудовое Евангелие в серебряном окладе с драгоценными камнями - во время службы его выносили из алтаря два священнослужителя. Была глубоко чтимая прихожанами чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. Художественную ценность представляли деревянные, в рост человека иконы алтаря. Изображённые на них святые не меняли своего лика, с какой бы стороны на них не поглядели прихожане. Находились в церкви также и дорогие святые посуды, плащаницы, покровы, древние славянские книги. Был знаменит и колодец святой ключевой воды на месте высохшего русла речки Ключевой.
При храмах действовала церковно-приходская школа с 4-х летним сроком обучения, просуществовавшая до 1904 года, после чего её сменила земская. Также была и библиотека.
Успенская церковь имела 12 собственных торговых лавок, она ежегодно на престольный праздник Успения Богородицы (28 августа) устраивала в Хотимле ставшие знаменитыми недельные Успенские ярмарки, на которые по водному пути Теза-Клязьма-Ока-Волга съезжались купцы из многих городов Центральной России.
И сейчас, уже в 21-ом веке, старинные храмы не потеряли былого величия, несмотря на то что долгое время были в страшном запустении. Но до сих пор величественные храмы являются главным украшением села.
Возле села Хотимль, на реке Тезе, расположен центральный шлюз №3. До 2003 года он был деревянным (в рабочем состоянии он находился до 1997 года), после чего на его месте была сооружена новая бетонная плотина.
К старинным деревянным сооружениям села Хотимль и соседних деревень, представляющих несомненную ценность, можно отнести дом смотрителя шлюза (1837 год), земскую школу (1904 год), земскую больницу (1905 год).
При советской власти в предвоенные годы в Хотимле был возведён народный Дом культуры, построена новая школа-семилетка. В деревнях Суземье, Максимово и Тараканово открылись начальные школы. Значительно улучшилось и оказание квалифицированной медпомощи населению, Хотимльскую больницу вместо сельского фельдшера возглавлял опытный специалист - главный врач. В деревнях образовались колхозы.
В 1938 году прекратилась служба в Никольской и Успенской церквях. С шатровой колокольни были сброшены колокола. Церковную утварь разграбили. Деревянные, в рост человека, иконы колхоз использовал для обустройства сусеков в амбарах и для стойла телят. Кирпичную ограду разобрали на фундамент для скотных дворов. С Успенской церкви скинули все пять красавцев куполов, в её приделе устроили пекарню, в алтаре - продмаг, в центральной части - склад и хранилище (до 1998 года) туш забитых животных. В колокольне и трапезной Никольского храма - гараж, в алтаре - пивная, продмаг и хозмаг. В остальной части придела был устроен склад и вырыли, забетонировали громадные чаны для квашения капусты. Могильные памятники и камни шли на фундамент сараев и свинарнике.
В 60-70-х годах 20-го века на территории Хотимльского сельского Совета был образован один объединённый колхоз имени Фрунзе. Он был известен по всей округе благодаря очень хорошему картофелю (сорт Северянка), за сортами которого приезжали даже из южных районов СССР. Также в это время были построены из кирпича новая средняя школа, детсад, магазин, столовая. Для колхозников начали возводить трёхкомнатные дома. Буквально за считанные годы появились три новые улицы, село выросло в два раза. Проезжие части покрыли асфальтом. Проложили добротные грунтовые дороги от села к райцентру Юже до Преображенского и в сторону Шуи через сёла Ряполово и Волокобино. Ещё значительно раньше все дома были электрофицированы. В центре села был воздвигнут величественный памятник хотимльцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Перестройка и 1990-ые годы сильно сказались на Хотимле: был развален известный на всю Ивановскую область колхоз им. Фрунзе, обнищали окрестные сёла, поля заросли бурьяном, прекратила своё существование деревня Фофаново, претендовавшая на одну из достопримечательностей Южского района (а может, и всей Ивановской области), был ликвидирован маслозавод в Емельянове. В самом селе были закрыты больница, столовая и детсад.
Население сёл Хотимльского сельсовета в начале нового тысячелетия постепенно уменьшается (около 500-550 человек на 2006-2007 гг). Основу экономики составляет СПК "Колхоз "Теза", созданный в 2002 году на базе колхоза им. Фрунзе. Хозяйство специализируется прежде всего на мясомолочном производстве.
Источник : http://yuzhanews.narod.ru/history/preobr_hotiml_ryapolovo_volokobino.htm

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DidJ (30.11.2021 23:12:53)
Восстановили с НЕСЕЗОН.
НЕСЕЗОН (30.11.2021 12:37:14)
Классная деревня. В меру удалённая, в меру уединённая, 4G, прелестные деревенские домики, дороги не посыпают реагентами, мало людей 👍
Храмы интересные и такие огромные!
Но особенно круты резные наличники и остальные деревянные украшения домов деревни, просто произведения искусства!
Маршрут тайника полностью переделали, вернув его в игру из красных.
Авторам спасибо за тайник, который послужил поводом побывать в этом прекрасном месте! Как это часто бывает с вашими, Света и Гена, точками =)))
Fess.kl (05.01.2019 10:36:57)
Savil (15.09.2018 13:48:40)
ivah1 (17.06.2018 20:49:45)
perun_nn (29.04.2012 21:29:32)
Mac (03.08.2011 20:03:30)
vulkan1979 (16.07.2009 23:12:20)
Stereometria (05.08.2008 13:00:30)
RaFaeL (16.06.2008 20:42:25)
Hope (18.04.2008 13:44:44)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.