При упоминании термина «мегалит» – огромный камень – большинство вспоминает общепризнанные и раскрученные бренды мегалитической культуры: Стоунхендж, аллеи менгиров в Бретани, каменных исполинов острова Пасхи...
Но современная наука, оперируя накопленным фактическим материалом, утверждает, что поклонение большим камням и сооружение из них ритуальных построек – явление глобальное и характерно на определенном этапе практически для всех регионов и культур от заполярной Аляски до субтропической Австралии.
В ранней мегалитической культуре доминируют универсальные черты. С развитием цивилизации древние обряды трансформируются, появляется национальный колорит, новые традиции наслаиваются на старые, зачастую полностью искажая и переиначивая изначальную сущность.. Но, не смотря на все культурно-исторические метаморфозы, поклонение камню продолжает жить и по сей день.
В нашей стране в отношении к мегалитической культуре также не обошлось без штампов. Вначале право на обладание мегалитическими памятниками бесспорно признавалось только за югом (дольмены) и севером (сейды и лабиринты). Затем это право отвоевали Белоруссия, Северо-запад, Сибирь и, уже в последнюю очередь, Центральная Россия. У истоков этой борьбы стоял шуйский краевед С.Н.Ильин. Именно его считают одним из авторов популярного сейчас термина «камень-следовик». Борьба принесла свои плоды. Первопроходцы убедительно доказали, что «пуп земли» и «отец всех камней» легендарный Алатырь, камни-кладовики, чашечники, крестовики, жертвенные и исцеляющие камни – все это отголоски древней мегалитической культуры. Память о ней хранят мифы, легенды, предания. С первым упоминанием мегалита мы встречаемся уже в детстве. Это былинный камень на развилке дорог с извечным русским вопросом – куда идти?
Наши предки доверяли камню, он казался им вечным. Время и люди опровергли этот постулат. Незнание, равнодушие, воинствующее неприятие и просто наплевательское отношение к своему прошлому погубили многие бесценные памятники. До нас дошла лишь малая доля великой мегалитической культуры. И это, как оказалось, хрупкое наследие необходимо сохранить. Есть надежда, что в будущем из этих осколков и фрагментов будет восстановлен единый мегалитический узор. Но сохранение и изучение лишь часть проблемы, необходимо продолжать поиск. Опыт работы последних десятилетий показал, что мы только приоткрыли завесу над тайной, новые открытия впереди.
Ревякинский валун - это серый гранитный валун, форма указывает на явное ледниковое происхождение. Больше всего поражают размеры: длина около 5 метров, ширина 2,5-3 метра. О высоте судить трудно, камень лежит ниже уровня поля, видимая часть над землей не выше 30 см. Но по рассказам мытских старожилов раньше он был выше человеческого роста и гораздо шире и длиннее. Они утверждают, что на нем могла развернуться запряженная тройка лошадей. Вот что сообщает о ревякинском валуне в своей книге «Здесь Родины моей начало» директор мытского музея Е.Локтева:
«…Лухская крепость в 1329 году была сожжена (возможно, опечатка, т.к. документально зафиксированное нападение казанских татар на Лух относится к 1429 году – А.Л.). До сих пор существует легенда со ссылкой на неизвестного автора-летописца, что в трех верстах от деревни Ванино, у реки Водопежки был бой с татарами. Находки в разное время татарского вооружения, копий, сабель, кистеня на поле близ бывшей деревни Ревякино это подтверждают.
Существует еще одна легенда, связанная с этим периодом. Недалеко от деревни Ревякино лежит громадный камень-валун, под которым татары якобы спрятали свои сокровища после разорения Луха, поскольку встретили упорное сопротивление здешних крестьян. Жители окрестных деревень (Н.И.Люкова и А.И.Балясова) рассказывали, что эта история была известна еще их бабушкам, и те утверждали, что над этим камнем ночью мерцал огонек»/ По описанию Е.Локтевой это типичный камень-кладовик. Предания о нем известны как минимум четырем поколениям. Легенда о кладе не давала покоя местным искателям сокровищ. Под валун делали подкопы, рыли ямы, а в семидесятые годы прошлого века проложили траншею и пытались вытащить валун трактором с помощью металлического троса; трос лопнул, а камень остался на месте. О ревякинской «золотой лихорадке» сейчас напоминают старые кладоискательские ямы и траншея, заполненная водой.
Клад давно никто не ищет и правильно делает, а вот о камне не забывают. Вокруг валуна чисто, умельцы смастерили лавочку, а 1 августа 2003 года, в день памяти Серафима Саровского (244 года со дня рождения и 100 лет со дня открытия мощей старца) на березах закрепили иконы с молитвами и поставили поминальные свечи... В Мыту о камне знают если не все, то многие. Мытский музей часто водит сюда школьников, бережно сохраняя связь с прошлым.
Но к огромному сожалению, ревякинский валун постепенно уходит под землю. Песчаный грунт, подземные и паводковые воды делают свое дело, да и человек, как мы помним, приложил здесь свою руку. Местные человеческий фактор считают определяющим, им конечно виднее.
Обидно, что нельзя лицезреть этот исполин целиком, осмыслить его форму. Форма и образ, сокрытый в ней, имели для наших предков огромное значение. По ассоциативному восприятию формы или другим характерным признакам они давали мeгалитам имена. И если все-таки предположить, что ревякинский валун когда-то лежал на поверхности, он должен был привлечь внимание наших предков своими гигантскими размерами. Камень такой величины в нашей полосе большая редкость и он не мог быть безымянным. Имя – начало истории. Правда, если он был вне конкуренции и не было необходимости его четкой идентификации, то уже само слово «камень» могло быть именем. Необходимо отметить, что в процессе сбора предварительной информации встречается и другой вариант названия камня – чертов камень. Но информация не проверена, да и характеристика «чертов» в нашем языке очень многогранна.
С противоположного берега рва, любуясь гигантом, можно уловить в камне сходство с головой спящего медведя. Будто он спрятался в земляную берлогу и ждет своего часа, чтобы предстать во всей своей дикой мощи. Медведь в финно-угорской, славянской и русской мифологиях занимает одно из главенствующих мест, особенно в нашем регионе. Есть и еще одна очень тонкая гипотетическая нить, связывающая валун с образом медведя: на Руси медведя иногда называли "ревяка"…
Можно попробовать развить эту гипотезу и дальше, предположив, что камень раньше стоял на холме, затем, как и многие языческие символы, был низвергнут вниз, а на его месте выросла деревня Ревякино.
Интересно, но – исключительно как рабочая гипотеза, основанная на спорном умозрительном сходстве формы видимой части валуна с головой спящего медведя и аналогией топонима Ревякино с одним из многочисленных, используемых в обрядовой практике русского народа, наименований медведя. Вернее всего, общепринятая расшифровка топонима ближе к истине. Но «медвежий след» – это попытка выйти на более архаичный пласт легенд, если он конечно есть, с целью локализации валуна во времени. Так как легенды о кладе с их типовой атрибутикой достаточно молодой мифологический комплекс и если базироваться только на нем, то можно предположить, что ревякинский валун попал в сферу внимания человека относительно недавно, возможно после того, как был вымыт рекой Водопежкой из моренной гряды.
Пока больше вопросов, чем ответов. Где проходило русло Водопежки? Как располагается валун относительно ее береговой полосы? Был ли валун на дневной поверхности? Мог ли он стоять на ревякинском холме? Повлияло ли на месторасположение валуна строительство высоковольтной линии? Не обойтись и без помощи археологии, только она может опровергнуть или подтвердить данные о водопежской битве или отыскать аргументы в пользу более древней истории камня...
Но необходимо признать, что у ревякинского валуна уже солидная и интересная биография, человек давно оказывает ему знаки внимания и дань уважения, а по своим размерам он достоин звания мегалита и статуса памятника природы.
По материалам журнала "Наша Родина - Иваново-Вознесенск" /"Медведь, ждущий своего часа. Ревякинский мегалит: тайны, легенды, судьба". А. Лапыкин
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: