Николо-Одрин [TR/3922]

Церковь иконы Божией Матери "Споручница грешных" и источник Николая Чудотворца
Церковь иконы Божией Матери "Споручница грешных" и источник Николая Чудотворца
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Брянская обл.
Карачевский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
с. Одрина
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 3
РЕЙТИНГ
3.92Рекомендаций: 1Нашли: 25
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Братский корпус с домовой церковью Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Братский корпус с домовой церковью Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Святые врата
Святые врата
Игуменский дом
Игуменский дом
На братских могилах кресты уже ставят
На братских могилах кресты уже ставят
Автор: Feodor
Создан: 11.06.2007
(отредактирован 15.06.2009)

Описание окружающей местности

Николо-Одрин монастырь – православная обитель, возникшая около 500 лет назад в тогда еще труднопроходимых Брянских (Дебрянских) лесах, в той их части, которую позднее назвали Полесьем. Без сомнения эта обитель один из старейших православных монастырей Центральной России.

Монастырские хроники. По местным преданиям монастырь возник около XIII или XIV в., когда на «речке Одрине, на древе сосне», произошло чудесное явление иконы святителя Николая. Три родных брата, жители Брянска, принесли образ в свой город, где сразу же прекратилась страшная моровая язва. Но церковь, построенная для нее в Брянске, сгорела, и икона повторно явилась на прежнем месте. Братья расценили это как предзнаменование свыше и на берегу Одрины была построена небольшая деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря. Древнее существование монастыря подтверждается и грамотой дочери Литовского князя Ольгерда, инокини Евпраксии, в миру Елены, пожертвовавшей монастырю земли в 1352 г. Также сохранилось имя священника Симеона, которому дважды являлся образ свт. Николая и на это место на берег р.Песочня при впадении ее в Одринку был перенесен монастырь, где и находится до сего времени. Очень сильно монастырь пострадал в Смутное время. Однако первоначальный этап существования монастыря для потомков, все же остается малоизвестным. Более известно то, что возник он в Карачевском княжестве, обосновавшемся в землях вятичей. После гибели в Орде 1246 г. Михаила Черниговского его сыновья разделили отцовские владения на ряд мелких княжеств. Карачев достался четвертому сыну Мстиславу, от которого пошли роды князей Козельских, Звенигородских (Древний Звенигород), Болховских, Мосальских, Елецких и Хотетовских. К 1407 г. Карачев был уже во владении Литвы, та же учесть постигла и многие Верховские княжества (княжества расположенные в верхнем течении Оки). И только в 1503 г. Карачев в составе Московского государства, становится одним из передовых укреплений для противодействия набегам крымских татар.
Рост благосостояния обители началось в 1705 г. с назначением указом Императора Павла I, на должность настоятеля игумена Варнавы. К 1710 г. был построен каменный собор во имя святителя Николая, в 1704-1707 теплая Знаменская церковь. Среди благотворителей числились имена знатных особ, таких как генерал-фельдмаршал князи Иван Трубецкой, начальник Посольского приказа Лев Нарышкин, князь Юрий Барятинский и многие др. Монастырь стал местом усердного паломничества. Это не могло радовать многочисленные шайки разбойников, обретавшихся в окрестностях. Они напали на обитель в 1720 г. и буквально стерли ее с лица земли, а старца Варнаву предали пытке огнем, от которой он и скончался.
Одрина пустынь, превращенная в развалины, долгое время не могла восстановиться. Только при игумене Иувеналии (1763-1767 гг.), состояние монастыря несколько улучшилось. Были построены высокая колокольня над Знаменской церковью и каменная ограда.
Во времена царствования Екатерины II вся принадлежащая монастырю земля, была отобрана в пользу государственных крестьян с. Одрина, и он сделался заштатным. Однако в 1784 г. орловский помещик, тайный советник граф Н.Б. Самойлов пожертвовал монастырю тогда уже прославившуюся в Москве многочисленными чудотворениями икону Божией Матери «Утоли моя печали». Тогда же помещик Языков подарил монастырю 30 десятин земли. И в XIX веке наступает период рассвета и всероссийской славы.
В 1843 г. прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Споручница грешных». Эта икона не пользовалась должным почитанием и стояла в деревянной часовне у монастырских ворот. По молитве перед иконой были исцелены младенец Тимофей, сын карачевской жительницы Александры Почепиной, страдавший эпилепсией (мать увидела икону во сне), парализованный малолетний сын орловского помещика Новикова, прозрела трехлетняя дочь карачевского купца Павла Сытина. Эти исцеления, произошедшие почти одновременно, прославили икону по всей округе. После этого образ был перенесен в собор. В скором времени списки (копии) с иконы распространились по всей России. Особым почитанием пользовался список, подаренный монастырем подполковнику Д.Н. Бонческулу, пожертвовавшего ее в свою очередь церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. Молитва перед этой иконой способствовала избавлению от свирепствующей в 1847-1848 гг. холеры. И по сей день эта икона одна из главных святынь Москвы.
К началу XX в. монастырь достигает максимум своего развития. Обитель обнесена двумя оградами: внешней и внутренней, которая охватывала все хозяйственные территории. Была открыта гостиница для паломников на 40 номеров, садовая школа, бесплатное училище для мальчиков. Девятиглавый собор Николая Чудотворца поражал величием и красотой. Во владении монастыря было 300 га земли, при нем имелись огромный плодовый сад, пасека, мельница, скотный двор. Дважды в год ходил крестный ход в Карачев. Здесь проживали 40 человек братии и до 100 трудников.
Все закончилось с возникновением Советской России. В 1920-х годах на территории монастыря размещается детская опытно-показательная школа. Оставшиеся монахи были объединены в коммуну «Новая жизнь» и проживали здесь же, по-прежнему сохраняя богослужебный устав. В 1922 г. здесь же размещается и команда полигона Западного фронта. В 1924 г. церкви монастыря были закрыты и монахи покинули стены обители. В 1925 г. школу, после того как трое ее воспитанников погибли от взрыва неразорвавшихся на полигоне снарядов, перевели в другое место. Вскоре территорию монастыря покинул и полигон. Никем не охраняемый монастырь, начал постепенно разбираться местными жителями. Здание собора было полностью разобрано, строительный материал использовался для расширения Дятьковской хрустальной фабрики и постройки элеватора. Во время немецкой оккупации в братском корпусе размещался штаб и школа, затем детский дом и школа-восьмилетка, база отдыха, скотоводческая ферма и просто свалка.
К 1993 г., за два года до открытия монастыря, когда община Тихвинского храма приступила к расчистке территории, от более чем 70 монастырских построек остались всего две – игуменский дом и братский корпус (постройки середины XIX в.), и то в аварийном состоянии. В декабре 1994 г. архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек вручил монахине Мариам настоятельский крест и благословил приступить к началу создания на месте разоренного мужского монастыря женской обители. 2 марта 1995 г. по благословлению Патриарха Одринская пустынь объявлена действующим Николо-Одринским женским монастырем.
Первые годы возрождения обители, которая фактически исчезла с лица земли, занимались расчисткой территории и приведением в порядок оставшихся строений. Летом 1994 г перед открытием монастыря, был расчищен и освящен источник свт. Николая и над ним возведена каменная сень. Расчищен фундамент Никольского собора. В отремонтированном братском корпусе освятили домовой храм Трех Святителей. Восстановили Игуменский дом, один из лучших в Брянской области образцов архитектуры позднего классицизма. К 2004 г. выстроили деревянный храм во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных». Возвели со стороны дороги стену. Монастырь обзавелся и сельхозугодиями.

Разбойники и «воры». Эти края издревле славятся лихими людьми. Один из них Соловей Разбойник обосновавшийся в урочище Девять Дубов и возможно промышлявший судами купцов и воинскими караванами, когда они пользовались сухопутной переволокой, чтобы попасть бассейна Десны в Оку. По мнению В. М. Неделина в былине про Илью Муромца и Соловья Разбойника изображено реальное историческое событие – карательный поход княжеского дружинника против непокорного вятического князька или старейшины Соловья Рахматовича. Вполне возможно, что имя Соловей было родовым или племенным тотемом. В XIX в. известный исследователь былин В.Ф. Миллер, основываясь на том, что в наиболее архаичных записях былин Муромского или Карачаровского следа в биографии Ильи нет, а последнее в письменных источниках известно только с XVII в., делает предположение, что Илья местный караческий, а топоним Карачев со временем трансформировался в Карачарово.
Атаман Кудеяр и его подручный Опта - легендарные разбойники, орудовавшие в этих краях. После того как Опта раскаялся и в искупление своих грехов основал Козельскую Оптину пустынь
и Болховский Оптин монастырь, Кудеяр ушел на Дон. В память о нем осталось большое количество названий урочищ, верхов, ручьев и пр., даже железнодорожную станцию назвали его именем. А местные жители стали первыми черными археологами, раскапывая в том числе «воровские городки», в действительности разновозрастные городища, в поисках кладов Кудеяра. Кудеярова же география настолько обширна, что его подозревают, чуть ли не во франчайзинге.
В Смутное время эти места наводнили всевозможные «воры» – Лжедмитрий I, «Тушинский вор» Лжедмитрий II, Иван Исаевич Болотников, «известный партизан» Лисовский. Их было очень много, и местные города попеременно присягали каждому, в результате чего появилась поговорка «Орел да Кромы первые воры, Елец всем ворам отец, Ливны всем ворам дивны, а Карачев им на поддачу». Напомним, что в то время «воры» покушались, прежде всего, не на имущество, а на власть.

Монастырские святыни. Чтимая чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Считается, что эта та самая икона прославившаяся в 1843 г. В 20-е годы прошлого века, когда уцелевшие иконы из разоренного монастыря, расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице с. Старое Хотынецкого района современной Орловской обл. В 70-е годы ее дом сгорел, она отдала икону соседям, а в последствии передала Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 г. последняя была подстрижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 г. поступила Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась в Украине. Вернуть ее обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по ее просьбе из Оптиной пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом, были парализованы ноги, и передвигался он на доске с колесиками, его миссия осложнялась еще и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции и наличием таможни. Однако 24 октября 1996 г. чудотворная икона вернулась в стены родной обители.
Старинное напрестольное Евангелие. Надо сказать, что во время Великой Отечественной войны эти края почти два года были оккупированы Германией и летом 1943 года войска 11-й гв., 50-й и 61-й армий в ходе Хотынецкой наступательной операции, одной из четырех главных операций, составляющих грандиозную битву за Орловский плацдарм, освободили Карачев. При этом немцы оказали упорное сопротивление, объясняемое тем, что у Карачева кончается открытая холмистая местность и начинаются брянские леса, через которые идет на запад лишь одна шоссейная дорога, и он являлся опорным узлом, закрывающим единственно выгодный путь к Брянску с востока. Во время отступления немецких войск, солдат по имени Хельмут, скрываясь от обстрела, укрылся в церкви Сергия Радонежского, выстроенной монастырем для жителей села. Находясь в смятении, он «взмолился Господу о спасении и дал обет, если останется в живых, то посвятит себя Богу». Пройдя всю войну с найденным в храме Евангелием, вернулся домой и стал пастором Лютеранской церкви. Все годы Евангелие он хранил дома. Отреставрировал оклад и отремонтировал переплет. В 1993 г., незадолго до кончины пастор Хельмут посетил Одрино, но храма к тому моменту уже не было, и он передал Евангелие в карачевский собор Михаила Архангела. Через полтора года, когда возобновился Одрин монастырь, настоятель собора передал Евангелие в обитель. В первые годы существования монастыря его посещали родственники уже покойного пастора Хельмута.
Освобожденный 15 августа 1943 года Карачев, был в очередной раз полностью разрушен и сожжен. К. Федин писал «Стоя в центре города, свободно видишь горизонты. Ничто не препятствует взору, все сооружения, возвышавшиеся, когда-то над землей, низвергнуты и сровнены с низиной, набегающие сюда из далеких болот и лугов. Признаки жилья всюду так основательно уничтожены, что между центром и окраинами не стало разницы, и ветер беспрепятственно несет сюда с недавнего пригородного боя тонко-сладкий, приводящий в содрогание живого человека трупный запах. Воистину можно сказать: здесь был Карачев.»
Конечно, этими артефактами список святынь не ограничивается, были выделены две, на мой взгляд, наиболее интересных светскому человеку. Они находятся в домовом храме Трех Святителей в братском корпусе.

Монастырские праздники. Помимо общепринятых двунадесятых и великих праздников и памятных дат РПЦ, у обители есть свои чтимые праздники:
19 декабря и 22 мая – память свт. Николая;
12 февраля – престольный праздник храма в честь Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
20 марта и 11 июня – празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных»;
24 октября – празднование в честь возвращения в обитель чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Для посещения монастыря советую ориентировать на эти даты. В эти дни накануне совершается праздничное Всенощное бдение, а в дни праздников – Божественная Литургия с молебном и крестным ходом. Мы посещали монастырь 11 июня и, хотя приехали довольно поздно, поучаствовали в крестном ходе и...трапезе! Было много гостей-паломников из Брянска, Карачева, Орла. Сейчас крестный ход, конечно, не такой, каким был до революции, когда проходили многие километры с иконой свт. Николая в Карачев и по окрестным селам Вельяминово, Дроново, Войейково, Алымово и Девять Дубов, но тем не менее все было замечательно.

Источники:
Неделин В.М. Орел изначальный.- Орел, Вешние воды, 2001.
Е.Е. Щекотихин «Орловская битва» Орел, Издатель Воробьев, 2006.
Николо-Одринский женский монастырь. Буклет, СПб, Агат, 2006.

Описание тайника

Содержимое тайника

Рулетка, фонарик, тестер, пазлы, точилка, блокнот и карандаш.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

TrailRyder (20.01.2015 14:15:46)
Тайник нашли 05.01.2015. Ехали к нему со стороны полесья по полям от Большого Юрьева, что несколько беспокоило женскую часть экипажа, так как места там довольно глухие.
В целом и место и монастырь и дорога туда очень понравились.
Fess.kl (10.08.2014 23:51:13)
Приехали к тайнику поздним вечером 9 августа 2014 года. Планировали заночевать где-то недалеко от закладки, а утром уже съездить в монастырь. На деле оказалось, что въезд в лес возле тайника перегорожен шлагбаумом. Рядом есть корявый съезд, но он наезжен тракторами, и куда ведет, мы в темноте выяснять не захотели. Поэтому свернули в сосновую посадочку в паре километров от тайника, и проехавшись песчаной, плохо накатанной дорожкой, нашли симпатичную лужайку среди молодого сосняка. Там и переночевали. А тайник взяли уже 10 августа, перед посещением монастыря.
Автору спасибо!
Arilent (09.06.2014 13:57:24)
fgr (01.06.2014 09:55:37)
avantis (15.03.2014 20:55:18)
borisss (27.08.2013 16:43:41)
Dionisiy (28.07.2013 22:18:48)
Dionis57 (13.04.2013 13:27:21)
Байдерины (12.09.2012 21:04:47)
Aleslav (14.07.2012 00:09:38)
Cossacks (27.05.2012 21:37:35)
Oksana77 (28.11.2010 10:55:32)
sansanch01 (27.09.2010 12:21:54)
Ed111 (23.05.2010 13:30:59)
Инструктор (12.05.2010 21:32:10)
sashulya (05.10.2009 12:26:57)
FAMS (15.09.2009 17:38:32)
SkiverRus (08.09.2009 22:24:33)
DisaV (27.03.2009 22:55:22)
ZAV (17.07.2008 00:34:11)
Юрбас (06.07.2008 01:04:13)
Ars-techno (27.06.2008 21:14:48)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121