Петриковская роспись [TR/3979]

Малевка
Малевка
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Музей/экскурсия
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Днепропетровская обл.
Петриковский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Петриковка
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 2
РЕЙТИНГ
3.63Рекомендаций: 2Нашли: 27
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Петриковка
Петриковка
Роспись
Роспись
Виртуальный вопрос
Виртуальный вопрос
Криница с журавлем
Криница с журавлем
Автор: WakeUp
Создан: 25.05.2008
(отредактирован 13.07.2009)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Петриковская роспись возникла задолго до появления христианства и играла роль оберега. Люди верили, что в красоте есть какое-то волшебство, духовная сила, и поэтому окна и двери домов и даже одежду обрамляли магическим орнаментом, который защищал хозяев. Эта древняя традиция орнаментики сотни лет широко использовалась в быту украинцев, в частности, у запорожских казаков, и была популярна в 200х поселениях южных районов Приазовья... сохранилась только в старинном казацком селе Петриковка.

Петриковка - удивительный уголок Украины, где сохранились национальные традиции самобытного искусства украинской живописи. Рассматривая картины, общаясь с мастерами, мы познаем собственную историю, приобщаемся к культуре наших предков, обогащаем свой духовный мир.

Благодаря тому, что в районе, где сейчас располагается районный центр Петриковка, преобладает равнинный рельеф местности и лишь изредка встречаются балки, овраги и болотца, здесь еще с середины XVIII в. начали селиться казаки. Первое упоминание о храме, расположенном на Куриловских низменностях, относится к началу XVIII века. Это было деревянная церковь в честь великомученика Георгия Победоносца, выстроенная Низовым казачеством и находилась на содержании казачьего войска. В связи с весенним паводком весь поселок, в том числе и храм, претерпели большие разрушения. Поселение перенесли в Елизаветовку и в новую слободу Петровку, куда и была перемещена Свято-Георгиевская церковь. К этому времени относят и основание хутора казаком Петриком, давшим название будущему селению. Годом основания считается 1772-й. Так гласит одно из устных преданий, зафиксированное в книге Н.Т. Янко «Топонимический словарь Украины».

Изначально Петриковка была «казенной государственной слободой» и поэтому никогда не знала крепостного гнета. Это подтверждается и архивными документами. Жители трех сел — Петриковки, Могилева и Гупаловки - обратились в кафедральную контору с просьбой разрешить сооружение храмов в этих селах. И называют их «казаками сел вольностей Запорожских». А разрешалось строить церкви в населенных пунктах, где есть не менее 50 дворов. Эти документы опубликованы академиком Д.И. Яворницким в его книге «До icтopiї степової України», вышедшей в Днепропетровске в 1929 году.

Однако местные жители уверены в том, что основателем села является атаман Войска Запорожского Петр Калнишевский, стараниями которого было создано множество казацких зимовников, которые с течением времени переросли в большие поселения.

Петро Калнишевский – это неординарная, сильная личность с яркой судьбой: успешный воин, умелый политик, хороший хозяйственник. Легенда гласит, что еще, будучи восьмилетним мальчиком, он стал джурой, казацким оруженосцем, и ушел на Запорожскую Сечь. На Сечи его дважды избирали кошевым атаманом.

Создавая «экономическую базу казацкой республики», Калнишевский помогал крестьянам, перебираться на пустынные приднепровские земли. Благодаря его заботам в дикой степи выросло не одно украинское село.

В 1768 году, прорвав российские границы, турецкие войска огромными полчищами прокатились по Украине, уничтожая все на своем пути, вырезая жителей целыми селениями, а молодых здоровых парней и девчат угоняли в Кафу (Феодосия) на торг для продажи в Стамбул. Пока пока армия подтягивалась к линии военных действий, первый удар приняли на себя в забугских степях запорожские казаки. Со своим войсковым атаманом Калнишевским они сдерживали наступление турок и крымских татар, успешно били их под Очаковом и в апреле 1769 года взяли в плен даже самого "татарского начальника" Башлей-ага-Османа. К осени того же года "...кошевой запорожский атаман захватил деревню Гаджан Гассан" и освободил "64 пленных христианина". В ответ на эти дерзкие действия казаков, турецкое командование направило под Очаков "сильную партию" войск и 13 августа в междуречье Джеснарлеи и Янчекраком произошло сражение. В этом бою казаки разбили турок и захватили 8 знамен. Затем 1 октября они разгромили "при деревне Хаджибей (с 1795 года Одесса) партию турок.., шедших из Очакова в Аккерман.., отбили два знамени, булаву и литавры", а несколько дней спустя уничтожили еще более 200 янычар и захватили одно знамя. Но особый эпизод случился на речных водах у Кастырского урочища, где Днепр делает крутой поворот. Два десятка турецких судов "храброго Асан-Кызыл-Исары" с пушками и тысячью отборных янычар были встречены артиллерийским обстрелом из густых береговых зарослей. Неожиданное нападение запорожцев войскового старшины Филиппа Стягайло привело турок в панику. Часть судов была разбита, другие "пустились в бег" обратно к морю. Сражение завершилось жестоким рукопашным боем. Семерых пленных турок и двух прекрасных жеребцов под седлом Стягайло отправил в подарок командующему армией Румянцеву, а несколько янычар - прямо в Петербург. Екатерина II "премного была довольна" успешными боевыми действиями Калнишевского и наградила его золотой медалью, "осыпанною бриллиантами", для ношения на широкой шейной ленте нового, учрежденного 26 ноября 1769 года ордена св. великомученика Георгия Победоносца.
После заключения мира с Турцией в 1774 году Запорожская Сечь оказалась далеко от государственных границ и, утратив свое назначение южного форпоста, превратилась в некое "неуправляемое автономное устройство". В июне 1775 года она была ликвидирована, а сам Калнишевский, по указу Потемкина, был сослан на Соловки "...для содержания безвыпускно из монастыря и удаления не токмо от переписок, но и от всякаго с посторонними людьми обращения за неослабным караулом...", где содержался в одной из башен тюрьмы для особо опасных преступников около четверти века. В звключении он почти ослеп, одичал, но из ума не выжил.
Прощение узнику даровал Александр І, Калнишевскому на тот момент уже исполнилось 110 лет, Умер последний запорожский атаман в 1803 г. в возрасте 112 лет в Соловецком монастыре

Прославилась же Петриковка благодаря самобытной декоративной росписи, которая возникла вместе с первыми поселенцами во второй половине XVIII века. Они начали строить светлые глиняные дома, украшая их цветной глиной, хозяюшки старались расписывать свои хаты цветочными узорами. Разрисовывали стены, печь, камин, внешний фасад дома - все это создавало единый художественный ансамбль.
В основе петриковского искусства лежит образное восприятие родной природы, любовь к украинской земле. Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем.Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.

Свои шедевры жительницы села создавали посредством кисточек, палочек, обмотанных материями и просто пальцами. Палитра используемых красок изобиловала самыми яркими, самыми насыщенными цветами. Каждая хозяюшка стремилась сделать свой дом самым живописным, считалось, что яркие красивые картины являются внешним проявлением духовных богатств внутреннего мира человека. К обитателям же нерасписанных хат относились как к людям темным и морально убогим, с которыми даже здороваться не стоит. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Именно они передавали навыки росписи из поколения в поколение.

В наши дни найти найти в Петриковке расписанную хату оказалось делом не простым и заставило меня изрядно поколесить по селу. В архитектуре Петриковки сейчас преобладают либо "мазанки" либо современные дома из кирпича. Поэтому фотографии расписных хат в фотоальбоме в высшей степени приветствуются.

Основоположники традиции росписи не отличались материальным достатком, поэтому их изобразительные средства были предельно простыми: дешевые анилиновые красители, кисточки из кошачьей шерсти, заостренные или обмотанные тканью палочки, а то и просто пальцы. Но именно такие немудреные инструменты, использующиеся, кстати, до сих пор, позволяли создавать самобытные образы.

Помимо самих петриковцев активное участие в развитии промысла принимают и их... кошки. Дело в том, что петриковские художники рисуют не только профессиональными, но и самодельными кисточками, сделанными из кошачьей шерсти  (так называемые "кошачки"). Для этого годится только шерсть самой обычной (ни в коем случае не пушистой!) сельской кошки: на животике или с бочков у нее отрезают пучок снопиком, наматывают на отточенный черенок и делают такой кисточкой самые тонкие и сложные узоры. Так что если увидите на петриковских улицах Мурку с выстриженными боками или пузом, в общем, с узорами, не удивляйтесь — искусство, как известно, требует жертв.

Родилась петриковская роспись на чистой белой стене украинской хаты-мазанки, а также на цветном насыщенном фоне народной мебели и музыкальных инструментов. В сок растений добавляли яичный желток, и этими природными красками хозяйки разрисовывали свои дома внутри, а иногда и снаружи. Рисунки не были рассчитаны на долгую жизнь. Раз в год под великий праздник все настенные росписи смывали и наносили новые. Это отвечало внутренней потребности человека освежить среду обитания, обновить мир вокруг себя. Любая женщина могла расписать интерьер своего дома, причем каждая хотела сделать это лучше, чем соседка, явив миру свой вкус, темперамент, духовность. Отсюда и выражение: "У неї в хатi, як у церквi".

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари — посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриков¬ка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность в других регионах Украины.

Возросший спрос на петриковские малевки вызывал не только стремление его удовлетворить, но и определил более высокие требования к технике исполнения и художественному уровню рисунков. Занятие художественным ремеслом постепенно становилось уделом наиболее квалифицированных народных мастеров, избравших рисование профессией. И уже к началу XX столетия тривиальный бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства.

В конце XIX столетия Петриковка легко освоила масляные краски, которыми местные мастера ранее не пользовались (сегодня к ним добавились даже акриловые и керамические). Искусство росписи развивалось, появлялись новые сочетания цветов, совершенствовалась техника, и тогда же возникла категория живописцев-полупрофессионалов, работавших на заказ.

Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые малёвки. Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. В композиции рисунков сокращается количество мотивов, упрощаются их формы, что придает изображению выразительность и эффектность. Но, как и прежде, основу бесконечного орнаментного многообразия составляют вековые традиции домовой росписи, воспевающие образное восприятие природы и любовь к родной земле.

К сожалению, с наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Вопреки расхожему «жить стало лучше, жить стало веселей», крестьянский быт лишился радости, а с ней — и желания творить красоту.

Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника — местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Сама она это отрицала: "Меня научили мама с бабушкой, а их — родители". Тем не менее именно эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, первой начала преподавать в основанной в 30-е годы школе декоративного рисования и обучила тонкостям мастерства целую плеяду мастеров (раньше мастерство передавалось только внутри семьи).
И хотя деятельность школы ограничилась лишь двумя довоенными выпусками, усилия не были напрасными. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение «Петриковка»,
а затем — экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.

В послевоенные годы, когда некоторые петриковцы уехали работать в Киев на экспериментальный завод художественной керамики, их искусство поначалу вызвало массу критических отзывов. Селянське мистецтво" казалось несовместимым с таким аристократическим материалом, как фарфор, но петриковская роспись утвердилась и там. Пример тому — подаренная ООН ваза, которую расписала известная художница из Петриковки Марфа Тимченко.

Как художественный промысел петриковская роспись сформировалась в конце 50-х годов, когда при художественно-промысловой артели "Вiльна селянка" (затем — фабрика "Дружба"), которая специализировалась на выпуске изделий с вышивкой, был организован цех по изготовлению сувениров. Народный промысел загнали на конвейер — после утверждения определенного образца его тиражировали без ограничений. Так на протяжении последних 40 лет у обывателя сложилось представление, что петриковка — это обязательно яркая роспись на черном фоне. На самом деле черный фон никогда не был характерен для традиций петриковской росписи. Родоначальники таких цветовых сочетаний — азиатские культуры. Но поскольку роспись на черном фоне выглядела эффектно и такие изделия хорошо продавались, вышестоящие инстанции в Киеве охотно утверждали рисунки, а заводское начальство "гнало поток". (Немаловажным фактором было и то, что черный фон скрывал дефекты дерева).

В 60-х годах возродился давний вид народной графики — роспись деревянной посуды. Тарелки в Украине расписывали еще с XVIII века. Вначале их выдалбливали, а позже — вытачивали на токарном станке.
На ровную поверхность тарелки, которую тщательно зарисовывали масляной краской в один цвет, масляной же краской наносили растительный орнамент или натюрморт, и дерево с лицевой стороны тарелки полностью исчезало под краской. Когда в украинском народном творчестве утвердилась подлаковая роспись, мастера декоративной графики вернулись к росписи деревянной посуды. В краски подмешивали немного лака, благодаря чему они становились прозрачными и сквозь них хорошо просвечивалось дерево. Первые такие тарелки появились в 1963 г.

1991 г. возник центр народного искусства "Петриковка", который стал первым в Украине предприятием, находящимся в собственности народных умельцев. Все работы выпускаются в авторских сериях, и трудно поверить, что несколько десятилетий петриковский умелец годами повторял 2-3 утвержденных в Киеве узора. Тогда петриковцы "дошли" до того, что расписывали даже пластмассовые тарелки.

В начале нынешнего века начали поговаривать о том, что самобытное народное искусство Петриковки себя исчерпало. Видимо, поводом для этих слухов послужило известие о банкротстве в 2003 году фабрики «Петриковская роспись». Столь же незавидная судьба постигла и концерн «Украинский художественный промысел», имевший представительства во всех регионах страны.

К счастью, судьба народного искусства оказалась небезразлична тем, для кого оно стало делом жизни. Около 40 художников создали «Центр народного искусства «Петриковка», объединивший 22 членов Союза художников и шестерых заслуженных мастеров народного творчества. Это производственное творческое предприятие — главный хранитель и продолжатель славных традиций петриковской росписи, образцы которой представлены в художественных музеях более чем 40 стран мира.

Сегодня 45 мастеров работают только по собственным замыслам и эскизам. Наибольшим спросом пользуются работы Нины Турчин, Валентины Деки, Катерины Тимошенко, Андрея Пикуша.

Но, пожалуй, намного важнее, что не иссякает поток посетителей центра, среди которых много детей. Их восхищенные глаза — ценнее наивысших оценок самых титулованных искусствоведов. Ведь, в отличие от взрослых, ребятне незачем лукавить, они способны безошибочно распознать обыкновенное чудо подлинного искусства.

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества (через перекресток от точке указанной в заголовке тайника в координатах N48 43.0058' E 34 37.8203), его экспозиция включает множество шедевров этнической живописи – это картины, расписные предметы быта, украшения. Здесь также находятся мастерские, где можно не только понаблюдать, как работают художники, но и самому попробовать научиться что-нибудь рисовать в петриковском стиле. И, конечно, тут продаются всевозможные сувениры, также мастера с удовольствием рисуют поздравительные открытки, расписывают украшения индивидуально для любого желающего.
Режим работы музея с9:00 до 17:00, выходной суббота, воскресенье.

Описание тайника

Содержимое тайника

Деревянная ложка, бусы, узбекский нецке, дискеты

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

малой1990 (01.04.2016 19:12:41)
Тайник на месте,взяли на великах из Днепродзержиска.Контейнер намок,просушили как могли.Все супер.
November (24.01.2014 23:55:41)
Полюбовались на роспись, купили сувениры.
Nick371 (10.09.2013 15:20:37)
zelazny (28.04.2013 11:41:41)
relicts (08.03.2013 23:11:05)
@ленушк@ (19.06.2012 02:33:14)
андрей_88 (18.09.2011 09:59:28)
Interkysa (07.06.2011 16:20:51)
Miles (03.05.2011 22:26:31)
Оливия (03.05.2011 19:27:19)
fire-dpo (25.01.2011 14:32:40)
volya-nz (31.08.2010 22:18:10)
absent (07.08.2010 22:01:41)
master89 (07.08.2010 12:37:34)
igorka (12.07.2010 14:36:11)
baltima (18.07.2009 22:23:20)
WakeUp (13.07.2009 07:28:44)
igorka (07.06.2009 20:24:47)
dombrovskii_а (03.06.2009 21:57:39)
Будьмо (12.05.2009 09:20:52)
kanow (05.05.2009 12:23:07)
ruler (03.05.2009 21:21:01)
Maks Paine (15.04.2009 21:06:39)
G-H (15.10.2008 14:11:56)
SV (14.09.2008 20:01:45)
Боцман (01.09.2008 14:48:44)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117