Подвесная дорога – сооружение для транспортирования грузов и пассажиров по подвесному канатному или монорельсовому пути, расположенному выше уровня земли на опорах. Подвесные дороги начали применяться в XIX веке в горнодобывающей промышленности. Подвесные дороги строят в горных, пересечённых и труднопроходимых местностях, при необходимости пересечь по кратчайшему расстоянию автомобильную или железную дорогу, реку, озеро и т.п., а также в городах с развитым наземным транспортом. По назначению различают подвесные дороги грузовые, пассажирские и комбинированные, по устройству — двухканатные и одноканатные, с кольцевым или маятниковым движением вагонеток. Длина грузовых подвесных дорог практически неограничена, т.к. их образуют последовательно соединённые самостоятельные секции (6—12 км). Известны грузовые дороги длиной 200 км (Швейцария) с углом подъёма до 30°. По кольцевой канатная дорога перемещают от 30 до 500 т (а в отдельных случаях до 1000 т) груза в час при скорости движения вагонеток 1,5—3,3 м/сек. При меньшей протяжённости трассы строят двухканатные маятниковые дороги с 1 или 2 вагонетками, перемещающими до 150 т груза в час при скорости движения 10 м/сек. Протяжённость таких дорог до 3 км, максимальный угол подъёма 45°. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью 1—2,5 м/сек. Движение вагонеток обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог 10—150 т/ч, наибольший угол подъёма 25°. На Украине одной из самых длинных является Лисичанская подвесная дорога, введенная в эксплуатацию во время второй мировой войны. Дорога кольцевая, ее длина (в одну сторону) составляет 14 км. В настоящее время, в отличие от большинства других подвесных дорог, находится в хорошем, работоспособном состоянии. Является единственным использующимся средством доставки высококачественного мела из Белогоровского мелового карьера на Лисичанский содовый завод. Используются вагонетки объемом 1•1,5 м3. Вагонетки движутся по верхнему хорошо натянутому тросу. Скорость движения вагонеток, замерянная GPS’ом, составляет примерно 2,3-2,5 м/с. Нижний трос является движителем: при помощи электродвигателей он все время движется, а к нему присоединяются вагонетки. Присоединение происходит на ходу. Вагонетки принимают и отправляют женщины - вручную. Механизмы опор и вагонеток позволяют быстро и эффективно выполнять многие операции. Например, для того, чтобы натянуть в струну трос диаметром сантиметров 6•7, свитый из стальных шин, понадобилась рабочая сила (4•5 человек, включая сварщика, тракториста и начальника), сварочный агрегат и трактор. Все остальное предусмотрено конструкцией самих опор. Интересной особенностью подвесной дороги является то, что она не прямая. Дорога состоит из двух прямолинейных участков, которые находятся под углом 20•30 градусов друг к другу. Для поворота существует специальная станция «Угловая», которая позволяет осуществлять поворот в движении вагонеток на значительный угол без остановки движения. Вагонетки движутся в двух направлениях, соблюдая правила правостороннего движения: из карьера - груженные мелом, обратно - пустые. Выгрузка мела осуществляется опрокидыванием кузова вагонетки автоматически после того, как она специальным рычагом зацепит установленный в нужном месте опрокидыватель. Использованы материалы сайта http://narrow.parovoz.com, Большой Советской Энциклопедии.
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: