Каждый настоящий киевлянин знает, что в давние времена нынешний проспект Победы назывался Брест-Литовским (у самого города Бреста приставку Литовский отобрали давно, а вот у киевского проспекта и шосе ее не отнимешь, киевляне стараются соблюдать традиции и следить за старинными названиями). Но само шоссе сейчас все называют Житомирским, все верно, оно ведет на Житомир, но мне милее дореволюционное название, от которого веет стариной. Отправимся и мы с Вами, судари и сударыни геокешеры и геокешини, на поиски старины вдоль Брест-Литовского шосе. (Спасибо неутомиму Сергею М.С.Кифе за отчет о путешествии в Шпитьки, помещенный на его сайте: http://www.mskifa.narod.ru/shputku.html)
Многие, наверное, обращали внимание на старинные одноэтажные здания в неоготическом стиле (15-й, 32-й и 53-й км трассы). В них сейчас магазины, бары, кафе, даже отель. А раньше это были почтовые станции, те самые на которых меняли казенных лошадей и почтовые кареты и дилижансы продолжали путь. Все три здания занесены в реестр памятников архитектуры национального значения, построены в 1846 году. Киевска почтовая контора была создана в 1669 году. Вначале она обслуживала только царскую администрацию, но со временем стала принимать частные письма и посылки. В XVIII в. кроме официальной корреспонденции, приватных писем, мешков с деньгами и боченков с монетами, багажных ящиков и чемоданов, в дорожные почтовые кареты принимались еще и 7 пассажиров, которым дозволялось провозить бесплатно до пуда ручной клади. Запрещалось курить, брать в дорогу скоропортящиеся продукты и собак "больших и злобных". Время отправления экипажей назначал сам почтальен. Окончив сдачу и прием корреспонденции, он садился на козлы и рижды сигналил в рог, кони трогались... Почтальены были одеты в кафтаны с большим императорским орлом груди. По дороге они также дули в рог "особливо ночью в жилье (поселках) на местах (в городах), плотинах и лесах... дабы они везде за императорских почтальонов признаны были", а все встречные "проезжие, какого б кто чину и звания не был" освобождали им дорогу. В 1820 году по дорогам Российской империи стали курсировать пассажирские дилижансы, их содержало уже не почтовое ведомство, а частные лица, получая от правительства дотации. Станции предназначались для содержания лошадей и обслуживания экипажей, для проезда служилых чиновников и частных лиц. Один из почтовых трактов, проходивших через Киев, проходил как раз по Брест-Литовскому шосе (ныне известный как трасса Е40). Одна такая станция перед Чайкой (50*27.188 - 30*19.240), следующая в Гуровщине, 50*26.024 - 30*04.000), до третей еще ехать и ехать, но станции однотипные, так что смело разворачиваемся и едем на поиски неизвестной усадьбы и парка Терещенков в селе Шпитьки. В инете очень мало инфы, даже уже упоминаемый фото-мандривнык С.Кифоренко не смог найти... Известно лишь, что в Шпитьках до революции была небольшая усадьба и парк, принадлежавшие сахарозаводчикам и меценатам Терещенко. Увы, усадьба не сохранилась, сохранился лишь ЛЕС, в который превратился ПАРК...столетние дубы, корабельные "шишкинские" сосны, величественные разлогие ели, осины, березы, рассажено было все в английском стиле - максимально нерегулярно - по природному. В парке просматриваются даже парковые аллейки. Очень замусорено, местные жители явно не испытывают никаких сентиментов по поводу такого уникального богатства, или может делают все, чтоб отвадить от этого места заезжих туристов... (?)... А местный мебельный цех вовсю рубит и пилит под корень столетние дубы... Из зданий усадьбы сохранились лишь хозяйственные постройки, но и они по своему уникальны! Особенно пяти-ярусная восьмигранная кирпичная водонапорная башня с смотровой площадкой... А к ней пристроены еще и конюшни (или каретные?), вобщем гаражи :) На башню автора не пустили, башня сейчас на частной территории, хотя ни ворот нет, ни сторожей, лишь пара злых овчарок патрулируют заросшие гигантскими лопухами подходы к башне...Смотришь на башню, и думаешь, а всетаки качественный кирпич делали в начале 20-го века буржуи Терещенки :)
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: