«...Боратынскому оставалось увидеть открытое море, и потому осенью поехали мы в Роченсальм. Погода была ветреная, и когда мы взобрались на прибрежные скалы, море играло во всей красоте своей. Прекрасно, -- воскликнул поэт и умолк. Я оставил его, удалясь в сторону. Он сел при подошве огромной башни маяка и долго любовался на торжественное явление. Если вы будете в пустынном Роченсальме, подойдите к маяку, поклонитесь месту, где творческая природа, играя необъятной бездной, создавала бурю в груди поэта, стихотворение, полное думы и чувства:
... Кто, возмутив природы чин, Горами влажными на землю гонит море? Не тот ли злобный дух, геены властелин, Что по вселенной розлил горе, Что человека подчинил Желаньям, немощи, страстям и разрушенью И на творенье ополчил Все силы, данные творенью! ... Когда придет желанное мгновенье, Когда волнам твоим я вверюсь, океан? Но знай, красой далеких стран Не очаровано мое воображенье ; Под небом лучшим обрести Я лучшей доли не сумею; Вновь не смогу душой моею В краю цветущем расцвести!»
(A.M.Песков. «Боратынский»)
***
Город Котка был основан в 1878 году, однако основан был не на пустом месте. Ранее на том же месте существовал город Роченсальм.
Территория, на которой сейчас расположен город Котка, отошла к России в результате русско-шведской войны 1741 – 1743 годов. По Абоскому мирному договору, заключённому 7 (18) августа 1743 года, граница между Россией и Швецией прошла по западному рукаву реки Кюмень. В 1788 году, стремясь вернуть утраченные в результате предыдущих войн земли, Швеция объявила России войну. В ходе войны в проливе Роченсальм, где сейчас расположен город Котка, состоялись два крупных морских сражения между галерными флотилиями России и Швеции. Русским галерным флотом в обоих сражениях командовал адмирал Карл Нассау-Зиген. 13 (24) августа 1789 года русская галерная флотилия одержала при Роченсальме победу над шведской галерной флотилией. Во втором морском сражении, которое произошло у Роченсальма 28 июня (9 июля) 1790 года, победу одержали шведы. В том числе был потоплен фрегат Святой Николай, обломки которого, поднятые со дна Роченсальмского пролива, можно увидеть на острове Вариссаари.
После окончания войны, учитывая стратегическое значение Роченсальмского пролива, для укрепления границы со Швецией была заложена Роченсальмская крепость. В 1790 — 1796 годах на островах Финского залива был построен ряд оборонительных сооружений, в том числе форт "Екатерина" на острове Котка. В северной части острова Котка расположился военный порт. В течение нескольких лет вокруг крепости и порта вырос город. В 1791 году недалеко от Роченсальма на берегу реки Кюмень была заложена крепость Кюмень-город (финское название — Кюменлинна). Сейчас это место вошло в черту города Котки. В ходе русско-шведской войны 1808 — 1809 годов к России отошла вся Финляндия. Граница между Россией и Швецией отодвинулась далеко от Роченсальма, крепость и порт потеряли своё военное значение. Гарнизон и флот были переведены из Роченсальма в Свеаборг. Город начал пустеть и приходить в упадок. Во время Крымской войны 1853 — 1856 годов англо-французский флот пришёл в Балтийское море. Союзники не решились напасть на Кронштадт и Петербург, но совершили нападение на ряд населённых пунктов Финляндии. Англо-французский флот обстрелял форт "Слава", 27 — 28 июля 1855 года высадил десант на острове Котка и полностью сжёг город Роченсальм.
21 мая 1878 года на месте разрушенного Роченсальма указом Александра II был основан город Котка.
Роченсальмский маяк имени Екатерины Великой был спроектирован французским полковником Жан Аугуст Прево-де-Люмиен в 1790 году. На верхнем этаже, куда поднимались по винтовой лестнице, горела сигнальная лампа для кораблей на море. В маяке использовались также оптические сигнальные приборы. В начал 17 века, после закрытия морской крепости в Роченсальме, кирпичное здание маяка постепенно обветшало, а потом было совсем разрушено англо-французским флотом во время Крымской войны в 1855 году.
***
«Бьет в окно снег, постукивая ставнями. Февраль. Метель. Ночь. Мысли прыгают. Чтобы заснуть, надо вообразить что-то утешительное: небо, солнце, степь... Бьют часы... Чьи это строки -- Державина? кого-то из московской молодежи? -- "Часов однообразный бой, металла голос погребальный..." Снег кружится, смертью заволакивая жизнь... Снегом засыпан Гельзингфорс, снегом скрыт залив. Спите, Бог не спит за вас... С точки зрения Бога, смерть, верно, -- светозарная краса, и в руке ее олива мира... Сон медленно и тягуче смешивает мысли... С миром, не с тревогой, бьет снег в ставни. Мир несет на землю холодное небо, спустившееся метелью на московские улицы: как бы прах поколений, шурша, воя, стуча ставнями, мчится, взывая слиться с ним каждого... В такие ночи кажется, что путь пройден, новых земель нет впереди: челн уткнулся в прибрежный песок того берега Леты. "Во-он ваш гроб", -- указывает перевозчик рукой на роченсальмский маяк, высящийся одиноко над плоским берегом. Странно... Вы ощупываете себя. Тело живо и не умерло: двигаются руки, видят глаза, остро осязаема близкая свежесть моря, слышен шум волн, и явны порывы бодрого ветра. Что ж? Значит, загробная жизнь нам дана не в небесной бесплотности, а там, в очарованной тени? Где ж врата Айдеса? Все это сон? и поэтому, видимо, тяжесть души не выдерживается спящим телом, а каждый шаг в сторону маяка -- словно по глубокому песку: нога плывет вглубь, вбок, дышать трудно, словно выпит яд... Хорошо, что Аид невелик... Вот и гроб-маяк... Он стоит на вершине утеса. И от него открывается страшный в своей дикой красоте очерк мира: море, небо, даль -- то, что не было видно с той стороны, где причалил челн... Боже! Вот где, оказывается, скрыта тайна гармонии и свободы! Вот где сопряжены стены роченсальмских утесов и дно марского оврага, а запредельное с земным, где двоенедоверие -- и к жизни и к смерти -- соединены в единый стройный звук... Но вечный искус тяготеет над человеком от начала бытия, и в смерти не будет ему мира, если, найдя эту точку свою, эту свою бездну и вершину, где наконец разрешены все его цепи, он не может остаться там, -- душу его влечет дальше, он уходит -- с легкостью, отбросивший тоску и сомнения, чтобы, скитаясь, принять новое уныние и снова потерять смысл. Там, там, на пустынном берегу, у маяка, на узкой грани неба и тверди, остался наш взгляд, вобравший на миг красоту и бескрайнюю волю мира, там остался след пяты, поправшей на мгновение прах от следов тех, кто ступал на эту землю прежде и после нас... Но, и предчувствуя утрату, нельзя не ступить дальше, ибо обретение любой истины всегда кажется обманчивым суетному уму. Туда! И вот палуба качается под ногами, и пироскаф, бухая колесами, уносится далее и далее от берега. Это месье Борье, старый Жьячинто, возвращается умирать в родную землю... Дует свежий теплый ветер. Летят брызги, сверкая на солнце. Пар вылетает клочьями в синее, глубокое, безоблачное небо. -- Сеньор видит землю? -- О! Да! Сеньор видит землю. -- Это Италия. Отечество Данта, Петрарки, Тасса. -- Dahin! dahin!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: