Автор: Dionisiy
Создан: 09.07.2008
Опубликован: 13.07.2008
(отредактирован: 09.06.2020)
Компаньоны: мама с папой, дядя с тётей, сестра с другом, племянники Саша и Боря
Описание окружающей местности
Этот небольшой монастырь на крутом берегу небольшой речки Письмы (левый приток реки Костромы) относится к числу древнейших обителей костромской земли. Он был основан, скорее всего, в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. К сожалению, житие святого до нас не дошло, и о нем мы знаем очень немного. Преподобный Макарий – год его рождения и мирское имя неизвестны – принадлежал к костромскому боярскому роду и был уроженцем края, прилегающего к реке Письме. Еще в молодости, отказавшись от всех преимуществ своего высокого сословного положения, он ушел в Подмосковье, в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен преподобным Сергием Радонежским и получил новое монашеское имя – Макарий. Пройдя под руководством Радонежского игумена великую духовную школу иноческих трудов и подвигов, преподобный Макарий – с благословения преподобного Сергия – оставил Троицкую обитель и вернулся на свою родину. Он поставил келью в лесу на берегу Письмы – это место находится примерно в километре от основанного позднее монастыря (последующие столетия оно было известно и почиталось как «старая пустыня преподобного Макария Писемского»), где и стал жить в уединении. Через какое-то время на Письму пришел и поселился вместе с преподобным Макарием другой ученик Сергия Радонежского – преподобный Павел Обнорский, которого Макарий почитал как своего духовного наставника. В трудах и молитвах отцы-пустынники прожили вместе около 20 лет. Около 1389 года подвижники расстались: преподобный Павел ушел в вологодские пределы, на реку Обнору, где позднее основал Троицкий Павлов Обнорский монастырь. Через несколько лет после этого преподобный Макарий вместе с поселившимися с ним учениками оставил «старую пустыню» и построил на берегу Письмы небольшую церковь во имя Преображения Господня. Рядом с храмом встали кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь – одна из многих обителей русской заволжской Фиваиды, возникшей в конце XIV века. Вероятнее всего, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна. Скорее всего, он преставился в конце первой четверти XV века и был погребен в Преображенском храме монастыря. Место его погребения вскоре стало объектом паломничества местных жителей, глубоко почитавших святого подвижника. Последующая история небольшой обители на Письме, затерянной в лесах костромского Заволжья, известна нам плохо. Скорее всего, уже в XV веке монастырь стали называть Макариево-Писемским или Макарьевой пустынью. Примерно в середине XVI века он утратил самостоятельность и был приписан к находящемуся не так далеко Павлову Обнорскому монастырю (тем самым, спустя столько лет после кончины преподобных Макария и Павла, основанные ими обители объединились). Древнейшее описание монастыря сохранилось в писцовой книге 1629 года, где говорилось: «Павлова Вологодского монастыря вотчина монастырей Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображения Христова, да другая церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы древяны клецки...» Таким образом, в первой трети XVII века на высоком берегу над Письмой стояли два небольших, так называемых «клетских» храма, зимний и летний, вокруг которых находились кельи и другие строения, обнесенные деревянной оградой. Через какое-то время взамен клетских церквей был возведен шатровый храм. В описании Павлова Обнорского монастыря за 1683 год говорится: «Да Павлова ж монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке на Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом Павла Обнорского чудотворца, верхи шатровые... да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест... да у гробницы решетка железная». После 1721 года Макарьева пустынь была обращена в приходскую церковь. На месте обители возник типичный церковный погост, называвшийся «Макарий на Письме» (или «Макарьева пустынь»), на котором находились храмы, дома церковнослужителей и приходское кладбище. В конце второго десятилетия XIX века на погосте возвели каменный Спасо-Преображенский храм, один из приделов которого был посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Выдержанный в стиле классицизма пятиглавый храм освятили в 1821 году. Неподалеку от него, в низине, стоял второй, деревянный храм, также посвященный Преображению Господня (скорее всего, он находился на месте первоначальной церкви, построенной преподобным Макарием), возведенный в 1786 году на месте более древнего, погибшего при пожаре. В подклете деревянного храма покоились под спудом мощи преподобного Макария, к раке которого непрерывно шли богомольны из Буйского и соседних уездов. При раке святого хранились принадлежавший ему деревянный посох и молитва преподобному, написанная на длинном свитке. Вблизи храма находился колодец, выкопанный основателем обители, и богомольцы после службы при раке обычно приходили к этому колодцу. В 1907 году деревянная церковь сгорела. Взамен ее над местом упокоения мощей преподобного Макария в 1909 году выстроили новый деревянный шатровый храм. После революции судьба отдельно стоящего погоста сложилась относительно счастливо. В отличие от большинства сельских храмов, закрытых в Буйском районе во время коллективизации в 30-е годы, храмы «Макарья на Письме» избежали закрытия (хотя, разумеется, с его высокой колокольни в это время были сброшены пошедшие в металлолом колокола). В годы Великой Отечественной войны сюда со всего района шли женщины, старики и дети по ставить свечку, помолиться у раки преподобного за своих близких, первую очередь – за «воинов» и «убиенных воинов»... Со второй половины 30-х годов погост на Письме остался единственным на костромской земли местом упокоения мощей святого, куда, как века назад, могли придти на поклонение верующие. Однако в 1951 году власти, спохватившись, устранили это «упущение»: распоряжением областного уполномоченного по делам Русской Православной Церкви деревянный Преображенский храм с целью прекращения доступа к мощам преподобного Макария Писемского был закрыт. Каменный храм, к счастью, уцелел. В 50-80 годы единственный уцелевший каменный храм погоста жил обычной жизнью сельского храма того времени. Как и везде, население в окрестностях «Макарья на Письме» редело, старики умирали, обретая покой на примыкающем к храму кладбище, молодежь перебиралась в города. С лица земли одна за другой исчезали издавна входившие в состав прихода старинные деревни. Возрождение обители началось осенью 1995 года, когда по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Александра было решено возобновить здесь монастырь, но уже как женскую обитель. Ее настоятельницей стала игумения Ангелина (Травина). Разменявшая к этому времени уже восьмой десяток лет, матушка Ангелина, женщина необычайно энергичная и хозяйственная, возложила на свои плечи подвиг возрождения древнего монастыря. За кратчайшие сроки ей и первому поколению пришедших на Письму сестер удалось сделать очень много: полностью отреставрирован наполовину превратившийся с 1951 года в руины деревянный храм над мощами преподобного Макария, к которым вновь открыт доступ, построены жилые кельи, заведено небольшое, но очень эффективное подсобное хозяйство. На колокольне установлено несколько привезенных из разных мест колоколов. Приведен в порядок выкопанный преподобным колодец. В 2000 году монастырь отметил свое 600-летие. В 2004 году, наряду с проведением текущих ремонтных работ в трех храмах обители, в Макариево-Писемском монастыре построены два новых дома у входа в монастырь, пробурена вторая скважина для получения питьевой воды, вырыты два пруда для разведения рыбы. В 2005 году произведен ремонт и монтаж 5 глав и колокольни Преображенской церкви из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана – под золото. Полностью приобретен материал для полной реконструкции кровли храма. Построен дом для второго священника. Число насельниц составляет 15 человек. Любителям монументальных сооружений и высоких крепостных стен с башнями монастырь вряд ли понравится (ни стен ни башен нет вообще), он скорее для любителей маленьких сельских монастырей, живущих тихой неторопливой жизнью, где когда-то подвизались великие подвижники. Чтобы доехать до монастыря надо ехать по трассе Кострома-Буй и свернуть налево по указателю (маленькому зелёному) налево в точке N58.22.833, Е41.36.346, примерно через триста метров надо свернуть налево и проехать под большой трубой, далее ехать по маленьким зелёным указателям, стоящим на всех поворотах (от трассы всего около 20 км). В монастыре есть стоянка для машин N58.19.908, Е41.21.247. В монастыре два храма. Каменный-Спасо-Преобаженский действующий, не закрывался все годы советской власти и деревянный-Макариевский(то ли действующий толи нет, мы не поняли). Служба идёт не регулярно и всё почти всегда закрыто. Но если вы скажете,что вы паломники (слово "туристы" в монастырях обычно не любят), то возможно Вам и откроют каменный храм (по крайней мере нам открыли). Правдя для этого форма одежды должна соответствовать (женщины в платках или шапках и юбках, мужчины не в шортах). По крайней мере к мощам Макария Писемского можете подойти всегда, там закрывают обычно только на ночь. В деревянной церкви сбоку от главного крыльца есть маленькая серая дверка в цокольный этаж. Мощи Макария Писемского покоятся там. На ночь ворота в монастырь обычно закрывают (во сколько выяснить не удалось).
При подготовке материала использована информация с официального сайта Костромской епархии.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: