Макариево-Писемский монастырь [MS/4253]

Спасо-Преображенский храм
Спасо-Преображенский храм
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Костромская обл.
Буйский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
село Гавриловское
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 2
РЕЙТИНГ
4.00Нашли: 3
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Макариевский храм
Макариевский храм
Вид на монастырь со стороны дороги
Вид на монастырь со стороны дороги
Макарий Писемксий и Павел Обнорский
Макарий Писемксий и Павел Обнорский
Автор: Dionisiy
Создан: 09.07.2008
(отредактирован 04.11.2009)
Компаньоны: мама с папой, дядя с тётей, сестра с другом, племянники Саша и Боря

Описание окружающей местности

Этот небольшой монастырь на крутом берегу небольшой речки Письмы (левый приток реки Костромы) относится к числу древнейших обителей костромской земли. Он был основан, скорее всего, в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. К сожалению, житие святого до нас не дошло, и о нем мы знаем очень немного. Преподобный Макарий – год его рождения и мирское имя неизвестны – принадлежал к костромскому боярскому роду и был уроженцем края, прилегающего к реке Письме. Еще в молодости, отказавшись от всех преимуществ своего высокого сословного положения, он ушел в Подмосковье, в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен преподобным Сергием Радонежским и получил новое монашеское имя – Макарий. Пройдя под руководством Радонежского игумена великую духовную школу иноческих трудов и подвигов, преподобный Макарий – с благословения преподобного Сергия – оставил Троицкую обитель и вернулся на свою родину. Он поставил келью в лесу на берегу Письмы – это место находится примерно в километре от основанного позднее монастыря (последующие столетия оно было известно и почиталось как «старая пустыня преподобного Макария Писемского»), где и стал жить в уединении. Через какое-то время на Письму пришел и поселился вместе с преподобным Макарием другой ученик Сергия Радонежского – преподобный Павел Обнорский, которого Макарий почитал как своего духовного наставника. В трудах и молитвах отцы-пустынники прожили вместе около 20 лет. Около 1389 года подвижники расстались: преподобный Павел ушел в вологодские пределы, на реку Обнору, где позднее основал Троицкий Павлов Обнорский монастырь. Через несколько лет после этого преподобный Макарий вместе с поселившимися с ним учениками оставил «старую пустыню» и построил на берегу Письмы небольшую церковь во имя Преображения Господня. Рядом с храмом встали кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь – одна из многих обителей русской заволжской Фиваиды, возникшей в конце XIV века. Вероятнее всего, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна. Скорее всего, он преставился в конце первой четверти XV века и был погребен в Преображенском храме монастыря. Место его погребения вскоре стало объектом паломничества местных жителей, глубоко почитавших святого подвижника. Последующая история небольшой обители на Письме, затерянной в лесах костромского Заволжья, известна нам плохо. Скорее всего, уже в XV веке монастырь стали называть Макариево-Писемским или Макарьевой пустынью. Примерно в середине XVI века он утратил самостоятельность и был приписан к находящемуся не так далеко Павлову Обнорскому монастырю (тем самым, спустя столько лет после кончины преподобных Макария и Павла, основанные ими обители объединились). Древнейшее описание монастыря сохранилось в писцовой книге 1629 года, где говорилось: «Павлова Вологодского монастыря вотчина монастырей Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображения Христова, да другая церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы древяны клецки...» Таким образом, в первой трети XVII века на высоком берегу над Письмой стояли два небольших, так называемых «клетских» храма, зимний и летний, вокруг которых находились кельи и другие строения, обнесенные деревянной оградой. Через какое-то время взамен клетских церквей был возведен шатровый храм. В описании Павлова Обнорского монастыря за 1683 год говорится: «Да Павлова ж монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке на Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом Павла Обнорского чудотворца, верхи шатровые... да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест... да у гробницы решетка железная». После 1721 года Макарьева пустынь была обращена в приходскую церковь. На месте обители возник типичный церковный погост, называвшийся «Макарий на Письме» (или «Макарьева пустынь»), на котором находились храмы, дома церковнослужителей и приходское кладбище. В конце второго десятилетия XIX века на погосте возвели каменный Спасо-Преображенский храм, один из приделов которого был посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Выдержанный в стиле классицизма пятиглавый храм освятили в 1821 году. Неподалеку от него, в низине, стоял второй, деревянный храм, также посвященный Преображению Господня (скорее всего, он находился на месте первоначальной церкви, построенной преподобным Макарием), возведенный в 1786 году на месте более древнего, погибшего при пожаре. В подклете деревянного храма покоились под спудом мощи преподобного Макария, к раке которого непрерывно шли богомольны из Буйского и соседних уездов. При раке святого хранились принадлежавший ему деревянный посох и молитва преподобному, написанная на длинном свитке. Вблизи храма находился колодец, выкопанный основателем обители, и богомольцы после службы при раке обычно приходили к этому колодцу. В 1907 году деревянная церковь сгорела. Взамен ее над местом упокоения мощей преподобного Макария в 1909 году выстроили новый деревянный шатровый храм. После революции судьба отдельно стоящего погоста сложилась относительно счастливо. В отличие от большинства сельских храмов, закрытых в Буйском районе во время коллективизации в 30-е годы, храмы «Макарья на Письме» избежали закрытия (хотя, разумеется, с его высокой колокольни в это время были сброшены пошедшие в металлолом колокола). В годы Великой Отечественной войны сюда со всего района шли женщины, старики и дети по ставить свечку, помолиться у раки преподобного за своих близких, первую очередь – за «воинов» и «убиенных воинов»... Со второй половины 30-х годов погост на Письме остался единственным на костромской земли местом упокоения мощей святого, куда, как века назад, могли придти на поклонение верующие. Однако в 1951 году власти, спохватившись, устранили это «упущение»: распоряжением областного уполномоченного по делам Русской Православной Церкви деревянный Преображенский храм с целью прекращения доступа к мощам преподобного Макария Писемского был закрыт. Каменный храм, к счастью, уцелел. В 50-80 годы единственный уцелевший каменный храм погоста жил обычной жизнью сельского храма того времени. Как и везде, население в окрестностях «Макарья на Письме» редело, старики умирали, обретая покой на примыкающем к храму кладбище, молодежь перебиралась в города. С лица земли одна за другой исчезали издавна входившие в состав прихода старинные деревни. Возрождение обители началось осенью 1995 года, когда по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Александра было решено возобновить здесь монастырь, но уже как женскую обитель. Ее настоятельницей стала игумения Ангелина (Травина). Разменявшая к этому времени уже восьмой десяток лет, матушка Ангелина, женщина необычайно энергичная и хозяйственная, возложила на свои плечи подвиг возрождения древнего монастыря. За кратчайшие сроки ей и первому поколению пришедших на Письму сестер удалось сделать очень много: полностью отреставрирован наполовину превратившийся с 1951 года в руины деревянный храм над мощами преподобного Макария, к которым вновь открыт доступ, построены жилые кельи, заведено небольшое, но очень эффективное подсобное хозяйство. На колокольне установлено несколько привезенных из разных мест колоколов. Приведен в порядок выкопанный преподобным колодец. В 2000 году монастырь отметил свое 600-летие. В 2004 году, наряду с проведением текущих ремонтных работ в трех храмах обители, в Макариево-Писемском монастыре построены два новых дома у входа в монастырь, пробурена вторая скважина для получения питьевой воды, вырыты два пруда для разведения рыбы. В 2005 году произведен ремонт и монтаж 5 глав и колокольни Преображенской церкви из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана – под золото. Полностью приобретен материал для полной реконструкции кровли храма. Построен дом для второго священника. Число насельниц составляет 15 человек.
Любителям монументальных сооружений и высоких крепостных стен с башнями монастырь вряд ли понравится (ни стен ни башен нет вообще), он скорее для любителей маленьких сельских монастырей, живущих тихой неторопливой жизнью, где когда-то подвизались великие подвижники.
Чтобы доехать до монастыря надо ехать по трассе Кострома-Буй и свернуть налево по указателю (маленькому зелёному) налево в точке N58.22.833, Е41.36.346, примерно через триста метров надо свернуть налево и проехать под большой трубой, далее ехать по маленьким зелёным указателям, стоящим на всех поворотах (от трассы всего около 20 км). В монастыре есть стоянка для машин N58.19.908, Е41.21.247. В монастыре два храма. Каменный-Спасо-Преобаженский действующий, не закрывался все годы советской власти и деревянный-Макариевский(то ли действующий толи нет, мы не поняли). Служба идёт не регулярно и всё почти всегда закрыто. Но если вы скажете,что вы паломники (слово "туристы" в монастырях обычно не любят), то возможно Вам и откроют каменный храм (по крайней мере нам открыли). Правдя для этого форма одежды должна соответствовать (женщины в платках или шапках и юбках, мужчины не в шортах). По крайней мере к мощам Макария Писемского можете подойти всегда, там закрывают обычно только на ночь. В деревянной церкви сбоку от главного крыльца есть маленькая серая дверка в цокольный этаж. Мощи Макария Писемского покоятся там. На ночь ворота в монастырь обычно закрывают (во сколько выяснить не удалось).

При подготовке материала использована информация с официального сайта Костромской епархии.

Описание тайника

Содержимое тайника

DVD док.фильм "Дивеево-четвёртый удел Богородицы", DVD моё домашнее видео о пяти путешествиях 2006 года, CD "Атлас автодорог России. Центральная Россия", комплект 2 аудиодиска с избранной музыкой Эннио Морриконе, брелок-рулетка, старинный кованый гвоздь (из города Городец), блокнот тайника, карандаш.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Lvitca (27.02.2013 19:35:07)
Добрались) Я и kvn 24 февраля 2013 г. посетили монастырь. Кроме нас там была еще одна машина. Спокойно и тихо. Кстати, дверка в деревянном храме теперь зеленого цвета :)
glu_iv (23.01.2010 21:20:32)
Да, так никто и не добрался... И зря, место замечательное! Т.к. у нас дом в деревне недалеко, регулярно бываем. Монастырь замечателен своей провинциальностью! Одно из немногих святых мест не пропитанное духом коммерции, где каждого выслушают... Здесь просто находится даже приятно, настолько здесь чистая аура. Как справедливо заметил автор, тут нет крепостных стен и суровых башен, но здесь есть другое, красота места в котором находится монастырь. У многих моих родственников в последние 2 года родились дети и у них встал вопрос крещения, в Ярославле за это требуют от 800 руб., ради интереса супруга спросила сколько это стоит в этом монастыре... На что ей ответили, что как таковых цен нет, кто сколько может. И касаемо венчания та же история. Своих детей только в этом монастыре крестить буду! Будете в этих краях, не пожалейте времени заехать, не пожалеете.
glu_iv (07.09.2008 23:36:40)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121