Морские ворота [VI/4401]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Латвия
Видземе
Ближайший нас.пункт
Рига
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
4.50Нашли: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: interbahus
Создан: 19.07.2008
Опубликован: 06.08.2008
(отредактирован: 06.08.2008)

Описание окружающей местности

Рига была значительным портом чуть ли не с основания, поэтому корабли в Даугаву заходили часто. А чтобы им заходить было поудобнее, устье реки следовало как-нибудь обозначить.
До конца XVII века, пока воды Даугавы попадали в море у нынешних Вецаки, а стоящий поблизости Старый Даугавгривский замок не разрушился, специально думать об этом и не стоило: одна из его башен служила отличным ориентиром. Тем не менее, её дополняли и отдельными строениями, первый из которых появился на карте 1536 года.
В 1721 году в России проводилась перепись маяков, заметившая и каменную башню с костром в устье Даугавы — наследие шведов. Ровно через тридцать лет подобная акция на том же месте уже ничего не обнаружила, а по прошествии ещё примерно такого же срока в 1788 году была построена деревянная башня с железной платформой для костра. Строение хорошо послужило бы и военным во время походов Наполеона, когда между маяком с одной стороны и Домским собором с другой наладили семафорную сигнализацию, но подобная телекоммуникация так и не понадобилась.

Первый в Латвии маяк строили с 1817 по 1819 годы. Построили новую восьмиугольную деревянную башню на каменном основании. Лишь через девять лет она получила рефлекторы — из посеребрённой медной жести; при сильном ветре она получала ещё и флаг для указания направления течения. Зимой, в мае и в июне свет не горел, как и на всех маяках наших краёв до конца XIX века. Гораздо больше пользы, чем предыдущий, военным принесла именно эта конструкция: в 1855 году в ходе Крымской войны английские корабли подошли к устью. В дело обороны пустили и маяк: сняв верхнюю деревянную часть, на каменном основании поставили пушки, которые и прогнали врага.

Довольно впечатляющий чугунный ориентир с гранитным цоколем.
Сразу после войны, в 1857 году, маяк восстановили, но это была лишь временная постройка. Дав простоять шесть лет, её снесли и возвели довольно впечатляющий чугунный ориентир с гранитным цоколем. Высота его была такая же, как и у предшественника, — около 31 метра, — зато этот уже мог давать проблесковый огонь. Прошёл слух, будто маяк отлит из вражеских пушек — хотя на самом деле всего лишь фонарь был сделан из такого же металла, как и орудия; да и много ли их было, этих трофеев? Так или иначе, слух поднимал патриотический дух. Поблизости построили лоцманский домик с обзорной башенкой и пирс для лоцманских катеров. В 1878?ом военное ведомство поставило возле маяка береговую батарею.

Далее летопись выглядит очень динамично: выключенный в начале войны маяк взорвали в 1917 году, год спустя немцы построили временную конструкцию с паровозным прожектором. В 1919 году армия Бермонта-Авалова установила внутри пулемёт и отстреливалась от французов и англичан, которым пришлось сжечь опасное сооружение. До 1921 года замена не появилась, а потом на старом фундаменте вырос железобетонный цилиндр, которому было суждено взлететь на воздух при отступлении вермахта 11 октября 1944-го часа в три пополудни. Чтобы не затруднять навигацию, в 1945 году построили временную бревенчатую пирамиду с электрическим проблесковым аппаратом на вершине, но та находилась на самом краю моря и через одиннадцать лет покорилась штормовым волнам. Огни ныненшней башни светят с 1957-ого.

Сейчас путь на Даугавгривский маяк лежит через территорию Болдерайского судоремонтного завода. Завод постепенно приходит в запустение, а недавно отремонтированный маяк, наоборот, рад показать всем свои полосатые черно-белые бока (раскраской Даугавгривский маяк напоминает зебру).
Наверху — небольшая площадка, где находятся щиты, пульты управления и батареи. Уровнем выше — собственно лампы. Сами по себе лампочки маяка не такие уж супермощные, он излучает яркий свет благодаря специальному плафону из стеклянных линз, который надевается на патрон с шестью лампами. Преломляясь, свет то собирается в пучок, то, наоборот, рассеивается. Такой световой сигнал судно способно различить за 18 миль от берега. А не будь плафона, этими лампочками от силы можно было бы осветить само здание маяка.
Сейчас маяк утратил свое военное значение. Капитаны гражданского флота отдают предпочтение спутниковой связи. Но все равно как-то не верится, что это замечательное сооружение, подобно ветряным мельницам, скоро станет всего лишь красивым напоминанием о прошлом.

Источники:

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

delia и shimp (20.05.2016 19:36:17)
Для взятия тайника понадобилось два раза посетить Ригу, о чем ни капельки не жалеем. В марте начали с осмотра Мангальсальского маяка. Здесь проблем не было. По широкой дамбе дошли до маяка, осмотрели плиты. Только короткий световой день помешал совершить марш-бросок на противоположную сторону. Решили отложить на май.
Теперь осмотрели Даугавгривский маяк и маяк на конце южного мола. Советуем не идти до конца дороги и упираться в ворота предприятий, а плавно свернуть влево и выйти на пляж. Сегодняшние карты и спутники позволят вам выбрать наилучший маршрут. Здесь нет никаких заборов и шлагбаумов, по крайней мере, мы не видели. Берегом моря дошли до первого маяка. Видим одноэтажное здание с фотографии, а вот надписи нет. Может автор так задумал? Ладно, пойдем обратно, еще раз проверим. Выходим на южный мол, он в отличие от северного в некоторых местах немного разрушен, но это не трагично. Немного напрягает ветер с моря. Хорошо, что он дует со стороны северного мола, где волны захлестываю дамбу. Здесь более-менее тише, но абсолютно сухими мы обратно не вернулись. Все же свою порцию морских брызг мы получили. Возле дальнего маяка собралась небольшая группа рыбаков. При нас они вытащили довольно приличного речного окуня. Предлагали нам его забрать. Но, что мы с ним будем делать? Отказались. Плита с номером на месте. Дорога обратно прошла более быстрее. Еще раз остановились возле одноэтажного домика, сделали фотки. Мокрые, но счастливые пошли на автобус, который предательски ушел перед носом, а следующий ждали почти 40 минут. По пути наблюдали пожар тростника возле моря. Замечены были пожарные расчеты и полицейские патрули. Хорошо, что шли обратно, а то может к пляжу не пустили.
Дома, увеличивая фотографии, все же прочитали надпись. Хорошо, что есть зум, а то краска совсем облупилась. Поняли, что на месте не могли это понять из-за яркого солнца, как раз светившего в глаза. Игорю спасибо за очередной тайник вдали от дома! Всем успехов!
Gatisk (04.11.2009 14:08:14)
Ne odnokratno bival na obejih molah, no vsegda prijatno tuda vernutsa tak kak vid ot tuda ocen prekrasnij. Osobenno nocju i kogda mimo prohodjat bolsie korabli. Na etot raz uroven morja bil nizkij i eto ocen oblegcilo putj k zapadnomu majaku. Vse kamni bili nad vodoj i suhije, ne skolzkie. Pmnju cto proslij raz dovolno prislos poprigatj po skolzkim kamnjam. Oblegcilo poiski i to cto nacal nocju s zapadnogo majaka i tam data virublena bole otcotlivee i na mnogih plitah jest nomera. U vostocnogo majaka prislos poiskatj.
Spasibo za nocnuju progulku.
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.