(При подготовке описания использовалась информация, любезно предоставленная Ириной Пустынниковой с ее сайта Замки та Храми України. Перевод с украинского - автора тайника)
Во второй половине XIX столетия началось бурное промышленное развитие Прикарпатья. Для экспорта основных богатств этого края - соли и древесины - потребовалось создание транспортной системы. В 60-х годах здесь была построена первая железная дорога, соединившая Львов и Ивано-Франковск (тогда еще - Станиславов).
В 1873г. барон Леопольд Поппер фон Подгари, специализировавшийся на заготовке и переработке древесины, переносит свой главный офис из родной Венгрии в Галицию. В поселке Выгода им была построена первая в этих местах промышленная лесопильня.
Практически сразу с момента начала работы лесопильни фон Подгари столкнулся с проблемой транспортировки сырья с лесных делянок до места их обработки в поселке. Ранее лес сплавляли по течению рек Мизуньки и Свичи, но с увеличением объемов производства и, как следствие - колличества сплавляемого леса, на реках стали образовываться заторы, приводившие к затоплению прибрежных поселений. Стало ясно, что старым "дедовским" методом тут не обойдешься. Настала пора прокладки железной дороги.
В 1913-1914 годах была построена первая ветка узкоколейной железной дороги, протянувшаяся вдоль реки Свича от Выгоды до лесных делянок в районе с. Людовиковка. Ширина колеи составляла 770 мм, что практически вдвое меньше стандартной европейской колеи (1435 мм). Протяженность первого построенного участка - 21 км. Однако разразилась Первая Мировая война и дальнейшее строительство было прекращено.
После окончания войны в 1918 году владельцами лесопильного производства в Выгоде стала английская фирма "Сильвиния". Руководство этой деревообрабатывающей компании продолжило дело фон Подагри по строительству узкоколейки.
19 февраля 1918 года началось строительство железнодорожной ветки от Выгоды вверх по течению реки Мизуньки. К концу 1920 года строительство первой очереди узкоколейки на данном направлении было завершено. Были оборудованы локомотивное депо с поворотным кругом и различные станционные сооружения. В дальнейшем строительство было продолжено в сторону урочища Буковец и к 1939 году общая протяженность узкоколейки составила 65 км.
Однако эта узкоколейка использовалась не только для перевозки древесины. Рабочие-лесорубы обычно отправлялись на лесные делянки ранним утром в понедельник, оставляя свои семьи до аж до пятницы. Но уже в среду их жены начинали осаждать машинистов, требуя доставить их на делянки к мужьям. А так как перевозить людей на открытых платформах было опасно, в 1920 году руководство компании "Сильвиния" было вынуждено организовать на данных направлениях движение пассажирских поездов. Скорость поезда составляла около 25 км/ч, его маршрут проходил по живописным местам. За окнами вагонов проплывали величественные склоны Горган, покрытые соснами-смереками, водопады, родники и горные реки... Это натолкнуло руководство "Сильвинии" на мысль о создании специального железнодорожного туристического маршрута. С того момента поселок Выгода стал одним из туристических центров.
В 1939 году Выгода, как и вся Западная Украина, вошла в состав СССР. "Великие стройки социализма" требовали огромное количество древесины, поэтому объемы производства начали резко возрастать. Возникла необходимость в прокладке новых линий узкоколейки. В 1960 годах их общая протяженность составила более 170 км.
Однако с развалом СССР объемы производства резко сократились. Отсутствие финансирования в совокупности с неблагоприятными погодными условиями привело к тому, что многие ветки узкоколейки стали приходить в негодность и разрушаться. К середине 90-х годов общая протяженность линий, пригодных к эксплуатации, составила чуть более 100 км. А страшные наводнения 1998 года уничтожили практически половину линии узкоколейки.
Сегодня восстановлена и эксплуатируется лишь Мизуньская ветка узкоколейки. Правда грузовые поезда по ней ходят мало, но зато, как в далекие 30-е годы, по этой ветке организовано движение туристического поезда - "Карпатский трамвай". Отправляется он из центра Выгоды в районе переезда по выходным дням около 11 часов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: