Башкирская трагедия (1989) [TR/4903]

пл.1710 км.
пл.1710 км.
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Башкортостан респ.
Иглинский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Красный Восход, Улу-Теляк
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
3.88Нашли: 16
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Маршрутные доски
Маршрутные доски
Монумент
Монумент
Крест и плиты с именами погибших
Крест и плиты с именами погибших
Скорый поезд №54 Харьков-Владивосток проследует 1710 км.
Скорый поезд №54 Харьков-Владивосток проследует 1710 км.
Автор: Железнодорожник
Создан: 01.11.2008
(отредактирован 07.11.2008)

Описание окружающей местности

      Вечером 3 июня 1989 г. в Башкортостане, неподалеку от 1710 км. перегона Аша – Улу-Теляк (участок Уфа-Челябинск) произошел разрыв трубы диаметром 700 мм продуктопровода высокого давления Западная Сибирь – Урал – Поволжье. Вырывающаяся из места повреждения газообразная смесь ШФЛУ (широких фракций легких углеводородов) испарялась и смешивалась с воздухом. Облако паров, будучи тяжелее воздуха, стекало в понижения рельефа и ночью достигло полотна магистральной электрифицированной железной дороги.
      Продуктопровод "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" протяженностью в 1800 км начал эксплуатироваться с 1985 г. Еще при проектировании и при его строительстве выявлялись определенные недостатки, которые серьезно не учитывались при эксплуатации продуктопровода. Продуктопровод диаметром в 700 мм был рассчитан на давление 84 атм., а эксплуатировался в режиме 36-38 атм. Автоматический регулятор давления на насосной станции, расположенный в 200 км от места утечки, был настроен на отключение при повышении давления в 39 атм. и при его понижении до 28 атм. По техническому проекту измерение давления в трассе трубопровода фиксировалось не реже, чем через 90 мин, что сильно способствовало масштабам утечки.

      Ночью, в 1 час 14 мин местного времени 4 июня 1989 года, в момент прохождения по 1710 километру двух встречных поездов – №211 Новосибирск-Адлер и №212 Адлер-Новосибирск, от искры токоприемника электровоза произошел взрыв скопившейся смеси. Сила взрыва составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. По официальным данным, в поездах следовало 1284 пассажира (в т.ч. 383 - дети) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Истинное же число находившихся в вагонах людей установить было трудно, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет, на которых билеты не брались.

      Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Была разрушена на протяжении 250 м рельсо-шпальная решетка, 3000 м контактной сети, 1500 м продольной линии электроснабжения, 1700 м сигнальной линии автоблокировки, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составляла 1500-2000 м. Зарево было видно за десятки километров.
      Пожар мог возникнуть одновременно во всех вагонах, но с различной интенсивностью. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000°С - об этом можно судить по оплавленным зубной золотой коронке у женщины, находившейся в больнице г. Уфы с тяжелейшими ожогами (температура плавления золота 1242°С). Одежда на людях истлевала от жара, не возгораясь, синтетическая одежда плавилась и испарялась.

      Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделала молодая бригада Сергея Столярова. На станции Улу-Теляк их грузовой поезд пропустил скорый №212 и отправился следом за ним. Через несколько километров увидели взрыв и пламя. Оценив ситуацию, они отцепили и закрепили вагоны и стали на электровозе подъезжать к месту катастрофы. Контактная сеть была оборвана, но уклон от места катастрофы был в сторону Улу-Теляка, и можно было разогнаться, доехать почти до завалов, а потом просто скатиться обратно на участок с целым контактным проводом. Забрав в кабину обожженных людей, Столяров двинулся назад, выгрузил их в безопасном месте и снова вернулся на 1710-й километр. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил...

      Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселенном районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

      Через несколько лет на месте трагедии был воздвигнут монумент. Вокруг - аккуратные ряды сосен одинакового 20-летнего возраста - старый лес сгорел в ночь катастрофы. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт – платформу 1710 километра. Теперь все электрички, следующие из Уфы на Ашу, Симскую и Кропачево, делают здесь остановку. Удивительно, но этим было сохранено еще несколько жизней – раньше жители расположенной в трех километрах деревни ходили на электричку по шпалам на ближайшую платформу 1712 км, попадая иногда под поезд на кривой малого радиуса, где видимость весьма ограничена. Теперь они пользуются новой платформой.

      У подножья монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер-Новосибирск. Следуя строго по расписанию, эти поезда никогда не встречались на перегоне Аша – Улу-Теляк. Опоздание поезда №212 по техническим причинам и остановка поезда №211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались, роды, привели два пассажирских состава в роковую ночь к этому месту одновременно…

Описание тайника

Содержимое тайника

Разные предметы

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

klex (04.05.2016 13:45:46)
Посетили это место по пути домой 3 мая 2016. Это было одной из главной цели поездки по Башкирии. Я помню эту трагедию. Я еще ходил в садик, и тогда 4 июня вся страна говорила про это происшествие: в садике, дома, соседи, по телевизору. Все скорбили. Родственники особенно за это переживали, потому что через несколько дней надо было ехать к бабушке и именно по этой ж/д-ветке. Помню, поезд в том районе замедлил ход, и мы через окно наблюдали выжженную холмистую местность. С тех пор, как каждый раз едем на поезде в том направлении, всегда выглядываем это место. На мемориале насчитал 29 плиток с именами погибших. У подножия обелиска лежат таблички с вагонов «Новосибирск-Адлер», неужели с того поезда? Печальное место, но помнить об этом нужно.
В тайнике взяли пинцетик и краба, положили два магнита. Спасибо автору.
MaxiLeo (15.02.2016 08:54:40)
Заехали, возвращаясь из Уфы, ограничились виртуалом.
sirena143 (16.06.2015 19:20:28)
sema72 (25.11.2012 20:34:24)
Vils (06.08.2012 17:10:16)
isilgan (06.08.2012 00:56:16)
in-gener (30.07.2012 20:02:17)
Serg-p (10.03.2012 15:06:25)
Семья Калининых (25.09.2011 00:44:54)
Байдерины (03.09.2011 19:42:52)
Spele0 (02.05.2011 19:44:08)
soqol (05.05.2010 22:00:01)
RaFaeL (09.08.2009 19:20:58)
M&B (04.05.2009 18:07:07)
brather (04.05.2009 07:17:44)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры