Скорее всего о высадке союзных сил американцев и британцев в 1944 году в Нормандии, о так называемом Втором Фронте, слышали многие. Бредущие по пояс в ледяной воде тысячи солдат на совершенно открытом пространстве песчаных пляжей под шквальным огнем немецкой артиллерии. Гигантские потери, о чем сейчас напоминают мемориалы пляжей Омаха и Юта. Почему же для высадки союзники использовали совсем неподходящую открытую всем ветрам местность, к тому же с очень мелкой береговой линией. Ведь казалось бы, что самое выгодное место, да и ближе всего к Франции это рядышком с Кале и Дюнкерком. Ответ в этом месте.
Шел 1943 год, вся Европа была покорена фашистами. Оставив попытки захватить Англию немцы рабским трудом народов Европы выстраивают гигантскую оборонительную линию, которая протянулась от Гранвиля на юге в Нормандии, до территорий Голландии на севере. Каждая высота, каждый стратегически важный узел был прикрыт мощными бункерами, окопами, батареями. И лишь совершенно непригодный, по мнению немецкого командования, для высадки кусок побережья в Нормандии остался почти неукрепленным. Кусок, на который союзники в результате и высадились.
Почти все сооружения этой линии укреплений, которая носит название Атлантическая стена можно разыскать и сейчас. В каких-то из бункеров сделаны музеи, и они открыты для посещений. Например, отреставрированный бункер в Ла-Куполе. – бывший завод, а заодно и полигон для запуска летающих ракет Фау-2, которыми всю войну обстреливали Лондон. Ведь тут до Лондона не больше 100 километров.
Посмотреть на небольшую часть этих укреплений можно с осмотра укреплений на мысе Белый Нос (Cap Blanc Nez). А продолжить, двигаясь дальше на юг к следующему мысу – Серый Нос (Cap Gri Nez). Три громадных бетонных монстра высотой в пять этажей напоминающих футуристические башни танков, зарытых глубоко в землю. Это береговые батареи Тодта у деревушки Аудинген.
Первоначально батарея называлась «Зигфрид», и была вооружена 4-мя 38-см пушками SKC/34. Эти орудия были созданы в 1934 году для линкоров «Бисмарк» и «Тирпиц». Батарею построили в июле-августе 1940 г., и первоначально они стояли в открытых оружейных двориках. В 1942 году башни были спрятаны в громадные цилиндрические бетонные казематы. Толщина бетона верхнего свода над орудиями была 4 метра, а общая высота сооружения около 15 метров.
8 февраля 1942 года батарея была переименована в «Тодт», в честь погибшего накануне в авиакатастрофе, рейхсминистра вооружений и боеприпасов. Батарея стреляла бронебойными снарядами весом 800кг и закрывала территорию в 42 километра. В основном, используясь для стрельбы по городам Англии Дувру и Кенту. А также для защиты пролива.
Канадские войска 17 сентября 1944 года начали наступление на батарею Тодт. И через 12 дней ожесточенных боев, в основном при поддержки танковых соединений батарея была захвачена. Перед отходом германские войска подорвали орудия.
Батарея Тодт, и соседние с ней береговые батареи Атлантической стены или Атлантического вала, на тот исторический момент были самым эффективным вооружением. Именно благодаря этим батареям английский флот превосходящий германский по численности, вооружению и качеству в несколько раз за все время войны так и не рискнул ни разу появится в Ла Манше. Все конвои англичане вынуждены были проводить вокруг острова, в неспокойном Северном море, что несомненно повлияло на общий ход Второй Мирровой Войны.
Батарея Тодта сохранилась и по сей день. Сейчас это удивительный комплекс из трех бетонных казематов и целой системы оборонительных укреплений. В одном из казематов, отлично сохранившемся и отреставрированном находится музей (N50.50,655 E01.36,042). Открыт он ежедневно с 10-00 до 17-00, с перерывом на обед с 12-00 до 14-00. В период с 1 июня по 30 сентября музей работает с 10-00 и до 19-00 без перерыва. А вот в декабре и январе музей не работает вовсе. Второй музей (N50/48.752 E01.36.378).
В отличие от выставочного бункера оставшиеся два сохранились в первозданном виде. Это так любимый нами дестрой. Один из них, самый дальний, в отличном состоянии и самое важное полностью открыт для свободного посещения. Чем мы и не преминули воспользоваться. Целый час исследования подземных и наземных коммуникаций никого не оставил равнодушным. А уж что говорить про сам орудийный створ – это что-то из мира циклопов, бетонные ворота размером с трехэтажный двор.
Второй сохранившийся каземат совершенно другой. Именно его взорвали немцы при отступлении. Характер разрушения очень напоминает ББ35 на Херсонесе в Севастополе. Те же громадные плиты бетона, висящие в состоянии хрупкого равновесия. Куски арматуры. Совсем другое впечатление. Именно в этом бункере мы и запрятали контейнер. Однако, как нам показалось, посещение этого бункера будет немного незаконным и полностью на вашей совести. Его территория ненавязчиво так огорожена сеткой-рабицей. Хотя наличие нескольких проходов через эту сетку нас и подвигло на посещение развалины.
А дальше путешествуйте на сам мыс Серый Нос. Там Вас ждет замечательный морской ревун (N50.52.178 E01.34.913) на высоком обрыве, который сменила система GPS. И действующий маяк 1957 года постройки, рядышком со станцией слежения за движением в проливе. И не торопитесь уходить. Последний памятник у вас под ногами. Внимательно вглядитесь в прибрежные воды. Прямо в полосе прибоя лежит громадный судовой дизель. Возможно, свидетель жизни Атлантической стены.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: