"Маршруты учебных полетов отдельной вертолетной эскадрильи пролегали над ландшафтами Таджикистана - горы сменялись долинами, засаженными, обычно, бахчевыми культурами. Борта периодически, несмотря на строгое запрещение незапланированных посадок, садились возле бахчей с целью оказания помощи аборигенам в сборе урожая. И даже платили за это - если, конечно, было кому.
Дело было в середине 80-х. В тот день Ми-24 плюхнулся возле такого поля, и когда поднятая им пыль слегка улеглась, экипаж узрел старого аксакала, сторожившего бахчу, с которым тотчас вступил в торг вылезший из вертолета бортинженер. Однако, аксакал был явно не настроен на короткий и продуктивный диалог - пятнадцать минут бортинженер пел перед ним соловьем, но дед упрямо твердил "дэсят" и растопыривал две пятерни.
Десять рублей за мешок арбузов - по тамошним ценам и тогдашным временам это был форменный грабеж. Призывы к совести и здравому смыслу сын Востока игнорировал: казалось весь запас русских слов ограничивался этим самым "дэсят". Надо было срочно определяться - дальнейшая задержка со взлетом была чревата... Но и порожняком улетать не хотелось.
Командир принял мудрое решение. Протянув старому вымогателю его червонец, (на губах деда появилась презрительная усмешка - не умеют, мол, русские торговаться) он заорал второму пилоту: - Леха, тащи чехол от лопасти! Хотя чехол от несущего винта и был уже обычного мешка, но крупный арбуз входил в него легко. Что же до длины... Дед перестал улыбаться уже на стадии разворачивания "мешка", а когда экипаж тащил к борту на полусогнутых чудовищный восьмиметровый стручок, набитый отборными арбузами, аксакал почтительно встал. Когда погрузка закончилась, дедок подошел к командиру и сказал: - Камандыр, ты больше с ТАКОЙ мэшок нэ прилэтай!"
Лейтенант С. МИРОНОВ, 2004 год.
История вертолёта Ми-24
Вертолеты долгое время оставались экзотическими аппаратами, которые имели весьма ограниченное применение как в гражданской, так и в военной сфере. Первые попытки опровать вертолеты в военной обстановке были предприняты еще во время Второй мирой войны. Роль вертолетов была весьма скромна: доставка корреспонденции и эвакуация раненых.
Настоящее, серьезное боевое применение вертолетов было выполнено США во время корейской войны (1952-1953): транспортными вертолетами была успешно осуществлена массовая высадка десанта на неприступный берег. Это произвело сильное впечатление на руководство США и военных специалистов во всем мире. Так начался "вертолетный бум".
К следующей войне (Вьетнамская война, 1965-1973 г.) США уже имели отдельные аэромобильные силы - "воздушную кавалерию", основу который составили UH-1. Однако опыт боевого применения показал, что для защиты транспортных вертолетов и огневой поддержки десанта требуется специализированный боевой вертолет. Так появился первый боевой вертолет AH-1 "Хьюкобра".
За развитием американских вертолетов и их применением внимательно следили в нашей стране. Успешное применение боевых вертолетов за рубежом вызвало необходимость создания подобных вертолетов и у нас.
Под руководством Генерального конструктора М.Л. Миля на Московском вертолетном заводе в 1967 году была начата разработка транспортно-боевого вертолета Ми-24 на базе транспортного Ми-8. В отличие от американскоих боевых вертолетов, предназначенных в основном для непосредственной поддержки наземных войск и борьбы с танками, перед Ми-24 дополнительно ставились задачи по высадке тактических десантов, сопровождения десантно-транспортных вертолетов, прикрытия их при высадке десантов и борьбы с вертолетами противника, а также транспортировки груза и эвакуации раненых. Идея такого вертолета, ставшего летающей "боевой машиной пехоты", принадлежала М.Л. Милю.
Первый полет Ми-24 (до принятия на вооружение имевший обозначение В-24) состоялся 15 сентября 1969 г. (летчик-испытатель Г.В. Алферов). Пройдя необходимые испытания, в 1971 году Ми-24 был принят на вооружение, став основой парка боевой вертолетной авиации нашей страны.
С вводом в 1980 году наших войск в Афганистан и началом боевых действий Ми-24 выпало настоящее испытание в реальных боевых условиях. С весны 1980 года силуэты Ми-24 все чаще стали появляться в афганском небе. Атаки "двадцатьчетверок", летавших "ближе, ниже и медленнее других", давали гораздо большую результативность, чем удары со сверхзвуковых самолетов. Эффективность действий Ми-24 привела к тому, что уже к концу 1980 года численность парка вертолетов была увеличена вдвое. В их задачи входило прикрытие транспортных Ми-8, патрулирование дорог и аэродромов, сопровождение колонн, поддержка десанта и подавление укрепленных огневых точек противника, поиск и уничтожение караванов моджахедов - редкие операции обходились без этих "летающих танков". Снискав уважение наших солдат, Ми-24 заслужили "уважение" противника: иногда моджахеды прекращали атаку только заслышав звук приближающихся вертолетов.
Созданному для боевых действий на равнинной Европе Ми-24-у тяжело пришлось в жарком высокогорном Афганистане, но он с честью выполнял боевые задачи до последнего дня войны, став настоящим ее символом.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: