Донские храмы: церковь Сурб-Аствацацин [VI/5137]

церковь Сурб-Аствацацин, с. Большие Салы, РО
церковь Сурб-Аствацацин, с. Большие Салы, РО
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ростовская обл.
Мясниковский р-н
Ближайший нас.пункт
Большие Салы
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.00Нашли: 16
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Икона Успения Пресвятой Богородицы в интерьере храма
Икона Успения Пресвятой Богородицы в интерьере храма
Мемориал артиллерийской батарее Оганова и Вавилова в парке
Мемориал артиллерийской батарее Оганова и Вавилова в парке
Сельский Дом культуры на центральной улице
Сельский Дом культуры на центральной улице
Территория электро-механического завода в селе
Территория электро-механического завода в селе
Автор: Krom
Создан: 08.01.2009
Опубликован: 13.01.2009
(отредактирован: 26.11.2009)
Компаньоны: Елена, Илья

Описание окружающей местности

Данный тайник продолжает серию тайников «Донские храмы»

Храм Сурб-Аствацацин (Святого Аствацацина) находится в селе Большие Салы Мясниковского района Ростовской области. Данная армянская церковь равнозначна русской православной церкви Успения Богородицы.

Сурб-Аствацацин. Успение Пресвятой Богородицы
Успение Богородицы – один из пяти главных праздников армянской церкви. Он посвящен уходу из жизни Богородицы.
Последнее упоминание о Марии в канонических текстах содержит Книга «Деяний Святых апостолов». Ее автор Лука описывает, как после воскресения Иисуса Христа Мария постоянно пребывала в молитве с его учениками и ученицами. Согласно агиографическим сборникам, архангел Гавриил явился Марии с вестью, что вскоре она усопнет и через три дня будет взята на небо. Мария «воспряла духом» и вместе с матерью апостола Иоанна Саломией поднялась на Елеонскую гору с молитвой. В третьем часу дня комнату Марии озарил ослепительный свет, и Христос в окружении ангелов сошел с неба принять душу матери.
Армянский историограф XIII в. Киракос Гандзакеци, ссылаясь на древние источники, изложил предание об Успении Богородицы через 15 лет после распятия Иисуса. На ее похоронах присутствовали все апостолы, кроме Варфоломея (другие источники называют Фому). Прибыв в Иерусалим, Варфоломей пожелал в последний раз увидеть Богородицу и проститься с ней. Когда сдвинули плиту, прикрывавшую гробницу, тела там не оказалось. Согласно ангельскому предсказанию, Мария вознеслась на небеса.
Пресвятую Богородицу призывают как заступницу перед Христом. В армянской церкви главнейшими заступниками после Богородицы считаются Иоанн Креститель, первомученник за христианство дьякон Стефан и креститель Армении Григорий Просветитель.


Построена церковь в период 1860-1867 годов по типовому проекту таганрогского архитектора Н. Муратова, который с 1846 по 1847 годы выполнил 5 проектов типовых храмов Нахичеванской городской округи. Церковь расположена в центре села, на ул. Ленина, на левом склоне балки, в которой протекает небольшая речушка, называемая в народе «Пятилетка», видимо в связи с пятью прудами, устроенными на ней.
Исследователь армянской архитектуры, доктор архитектуры О.Х. Халпахчьян, сопоставив типовые проекты Муратова из фондов Центрального Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге с планом и архитектурным обликом здания церкви, определил непосредственное участие Муратова в разработке проекта церкви.
В церкви Аствацацин портики перед северным и южным фасадами отсутствуют. Нет также выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, вместо которой в прямой стене этой части устроены три экседры, из которых средняя с окном служила алтарем. На фасаде это место отмечено строенными наличниками: средний над оконным проемом, боковые — над плоскими нишами. Подобный прием оформления алтарной части — единственный пример в практике строительства культовых зданий не только армянских колоний, но и на территории Армении. Эти экседры напоминают восточные части интерьеров двухапсидных базилик ХII—XIII вв. в Армении. Однако в последних имеются окна, что позволяет использовать их в качестве алтарных апсид. В боковых же экседрах церкви Аствацацин окна отсутствуют, что предполагает не богослужебную, а сугубо художественную функцию этих архитектурных элементов.
Несколько удлиненный западный рукав придает плану здания форму греческого креста. На западной стене интерьера, как и в церкви Карапета в Нахичевани, находились неширокие деревянные хоры, отсутствующие на сегодняшний день. Интерьер церкви был расписан фресками, не сохранившимися до наших дней. Лишь местами различимы фигуры, растительный и геометрический орнамент.
Колокольня подчинена основному объему церкви своими размерами и особенно высотой, что придает куполу храма главенствующее, значение во внешнем облике сооружения. Грани барабанов куполов, внутри круглых, внешне восьмигранных, оканчиваются люнетами, которые напоминают о кокошниках на фасадах русских храмов. Следует отметить несколько отличную от других армянских церквей форму окопных наличников. Они более просты, имеют опирающиеся на колонки двускатные карнизики, образующие щипец над приподнятым арочным проемом. Показательна тонкая профилировка всех архитектурных деталей, что придает изящество внешнему облику церкви и ее колокольни.
Источник: наблюдения автора и книга О.Х. Халпахчьяна «Архитектура Нахичевани-на-Дону»

cело Большие Салы
Слово «салы» в названии означает (как и в названии Султан Салы) (от тюркского «сала», «салайа») селение, город.
Третье по величине из пяти (позже из шести) армянских поселений Нахичеванской округи, основанное в 1779 году армянами - выходцами из Крыма. Селение раскинулось на склонах неглубокой балки Старый Колодец в 12 км севернее Ростова. Это примерно 1000 дворов, около 30 улиц и 2500 жителей. Имеет свою сложившуюся инфраструктуру: Сельскую Администрацию, Дом культуры, памятник артиллерийской батарее Оганова и Вавилова в сельском парке, среднюю школу и множество магазинов. В западной части села находится Электромеханический завод по производству трансформаторов низковольтных сетей, занимающий большую территорию, застроенную промышленными корпусами середины ХХ в. Имеется также кирпичная водонапорная башня. Севернее и южнее села расположены несколько СТФ и ПТФ.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Dry (20.09.2021 00:00:32)
Посетил храм, внутри положительная энергетика... приятные чувства... Спасибо автору. Зачет получен.
Jarti (01.03.2021 10:22:59)
Взято 21.02.2021. Зачет получен.
Впервые попала в католический храм - до этого как-то не случалось. Красиво. Цветы везде. И поют красиво.
Вот только к вопросу о мемориале с именами солдат - третий в списке был не татарином, а азербайджанцем. И имя у него - арабское.
Bindejka (17.06.2016 14:14:51)
serg.89 (10.05.2016 13:30:56)
Poleva (10.11.2015 12:27:00)
anukula (08.09.2014 19:10:54)
Blackadder (23.07.2014 14:33:55)
Pavva (30.05.2014 11:57:19)
Vlad_TCH (27.05.2014 12:55:52)
lastochka491 (12.10.2013 17:29:17)
izvozshik (10.01.2013 08:00:53)
vulkan1979 (05.02.2012 23:27:21)
Aurora Borealis (19.01.2011 23:51:09)
Байдерины (01.08.2010 14:57:54)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.