Барятино [VI/5226]

вид на вход в школу (который сбоку)
вид на вход в школу (который сбоку)
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Калужская обл.
Тарусский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Барятино
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 5
РЕЙТИНГ
3.50Нашли: 13
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Церковь
Церковь
Ну, далеко Барятино от оживлённых земель)))
Ну, далеко Барятино от оживлённых земель)))
обалденная ЛЭП по дороге
обалденная ЛЭП по дороге
Интересный знак))) пять в одном :)
Интересный знак))) пять в одном :)
Автор: НЕСЕЗОН
Создан: 03.02.2009
(отредактирован 06.06.2009)
Компаньоны: овчар Брик, Семья Тумановых

Описание окружающей местности

ВНИМАНИЕ!
Из-за глюка на сайте во время написания пропал весь мой авторский текст по этому тайнику!!!
Всё, что я писала в течение нескольких часов просто исчезло за одну секунду. Сохранённой копии у меня в компьютере не осталось, сейчас нет ни сил, ни вдохновения переписывать текст заново, у меня от произошедшего просто опустились руки!  Может быть когда-нибудь потом...
Но я хочу, чтобы тайник действовал. Поэтому размещаю в описании историю усадьбы Барятино, написанную другим человеком:


Марина Зверева

Золотой век усадьбы Барятино



«Село Ильинское, Борятинское тож; деревни Пименова, Михалкова, Андреева и Латынина, кн. Александра Михайловича Голицына, с выделенною церковною землею - 2572 десятин 1314 сажени. Село по обе стороны речки Гороженки и ее отвершка; церковь деревянная Успения Пресвятыя Богородицы, дом господской каменной, и при нем сад плодовитой и конской завод, деревни Пименова по обе стороны безымянного ручья; Михалкова по обе стороны речки Лубянки; Андреева по обе стороны безымянного ручья; Латынина по обе стороны речки Трасинки; на реке Тарусе мельница о дву поставах; церковная земля на левой стороне речки Гороженки и отвершка безымянного, да на правой стороне другого безымянного же отвершка; земля серо-глинистая; покосы средственны; лес строевой и дровяной, березовый, осиновый и дубовый; крестьяне на оброке».

Имение Барятино (Борятино) Тарусского уезда Калужской губернии, располагавшееся в живописном уголке близ города Тарусы, в XVII веке принадлежало князьям Барятинским. В 1697 году имение было продано воспитателю Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714). Почти полтора столетия Барятино находилось во владении князей Голицыных, последовательно переходя от одного владельца к другому.

Расцвет усадебного строительства в Барятине пришелся на вторую половину XIX века, эпоху, обычно оцениваемую в литературе как «умирание дворянской усадьбы». Причиной тому был переход усадьбы в руки нового хозяина - князя Дмитрия Сергеевича Горчакова (1828-1907), ближайшего родственника Голицыных. Князь Горчаков принадлежал к старинному княжескому роду. Его дедом был известный сатирик, автор либретто комических опер, член Российской академии князь Дмитрий Петрович Горчаков (1758-1824). Отец Сергей Дмитриевич и оба дяди Горчакова, Петр Дмитриевич и Михаил Дмитриевич, были военными «с давно установившеюся репутацией храбрецов». В 1848 году Дмитрий Сергеевич поступил в Московский университет, однако с началом Венгерской кампании 1849 года, следуя семейной традиции, перешел на военную службу. Во время Крымской войны 1853-1854 годов Горчаков был в ряду защитников Севастополя. Там он «пробыл всю осаду и испытал на себе все неудобства иметь своим начальником человека рыцарского закала, кн. Михаила Дмитриевича, не желавшего, чтобы его подозревали в потворстве своему племяннику».

По свидетельству близкого родственника и друга Горчакова, графа С.Д.Шереметева, Дмитрий Сергеевич был личностью неординарной: «Во всей его внешности чувствовалась горячая кровь и сквозила истинно военная, боевая жилка. Он был роста высокого, осанки богатырской, держался стройно, даже несколько закидывая назад голову, в движениях был скор и порывист, лицо имел выразительное. <...> Речь его была откровенная, правдивая и смелая; приемы были не мягкие, взгляды - определенные, не поддававшиеся господствующему течению; образ действий самостоятельный, без всякой примеси "дипломатического" искусства. Он <...> невольно обращал на себя внимание и внушал любопытство. <...> Лихой наездник, ловкий в танцах, всегда изящный в приемах и неизменный поклонник красоты, он привлекал к себе сочувствие женских сердец. <...> Совершенная противоположность военно-ремешковому типу, нередко процветавшему в Петербурге, он не мог скрывать своего отвращения к таковому - как и вообще не умел скрывать чего-либо. <...> Быстро воспламенялся он и молодым порывом принимал многое к сердцу, обращая внимание на оттенки людских отношений».

Князь Горчаков был благосклонно принят при дворе и включен в свиту царя Александра II в качестве флигель-адъютанта. Однако, по словам Шереметева, «Павлоградский гусар, появившийся при дворе и в светских салонах, резко отличался от господствующего и надоедавшего типа безукоризненных гвардейцев. <...> Не будучи никогда человеком примирительным, он некоторою резкостью приемов и речей не пришелся по нраву. <...> Самостоятельность в сочетании с древним историческим именем всего менее прощалась...» В 1867 году Д.С.Горчаков вышел в отставку. «Тогда лишь наступило для него то время, когда он мог дать волю своим художественным наклонностям и стремлениям; он весь отдался искусству. С княгиней Верой Ивановной переехал он в тарусскую деревню, столь им любимую, в свое дорогое Борятино, унаследованное им от своего восприемника князя Голицына. Там он, водворяя порядок, давал простор своим художественным наклонностям. Он стал собирать картины, книги, гравюры, предметы искусства, и Борятино превратилось в культурный уголок».

В конце 1860-х годов начинаются работы по реконструкции старого усадебного дома.

В письмах к матери Вера Ивановна Горчакова подробно описывает все изменения, происходящие в усадьбе: «Дом нельзя узнать: настолько он похорошел. Уже готовы оранжерея и кладовка, однако, строительство крыла здания еще не начато. Очень интересно наблюдать за всеми этими работами... <...> Мы теперь заняты развешиванием картин в новом доме, и проводим весь день на новом балконе, который весь украшен растениями и цветами». В 1870-х годах заканчивается формирование усадебного ансамбля; главного дома («дворца»), стилизованного под палаты XVIII века, дома управляющего, хозяйственного комплекса, парка с каскадом прудов, Успенской церкви. Окружающие отмечали, что «у князя Дмитрия Сергеевича было много вкуса, и все, им устраиваемое, носило двойственный характер: несомненного изящества и известной домовитости. Любил он очень дарить своих близких, и всякая безделушка, им покупаемая, была оригинальна и изящна. Он был истинный художник и жил в своем особом мире, дававшем ему радости, забвение и отраду». «Художник душою», Дмитрий Сергеевич создавал художественную коллекцию, тщательно отбирая произведения искусства.

Верным другом собирателя стала его жена Вера Ивановна, урожденная Бек (1841-1912): «Она вышла замуж за человека, ее любившего, и с того дня жизнь ее стала его жизнь». Вера Ивановна свободно владела французским, немецким и английским языками, «писала она чистым, не нынешним русским языком, любила читать вслух и прекрасно читала». «Знавшие ее весьма скоро подпадали под ее обаяние. Во всем ее появлении было что-то тихое, неизменно приветливое... В ней чувствовалась та тщательная подготовка, что дополняла ее природные свойства». Отчим Веры Ивановны, князь Павел Петрович Вяземский, был хорошо известен в мире коллекционеров.

Многие из друзей Горчаковых были страстными коллекционерами, как, например, Константин Александрович Иславин, Сергей Дмитриевич Шереметев или Константин Иванович Рюмин, о котором Вера Ивановна писала: «Он приносит нам время от времени посмотреть гравюры из своей коллекции, которая прекрасна, интересна и так велика, что мы не дошли еще и до половины, хотя посвятили этому уже несколько вечеров. Он такой фанатик, что если скажешь хоть слово, не относящееся к гравюрам, выходит из равновесия и расстраивается...»

Усадебное собрание князей Горчаковых включало в свой состав коллекцию живописи, оригинальной и печатной графики отечественных и западноевропейских художников XVI-XIX веков, коллекцию портретных миниатюр, предметы декоративно-прикладного искусства: старинное серебро, фарфор, хрусталь, бронзу, мебель работы немецких мастеров XVIII века, старинное оружие западноевропейского, восточного и русского производства

XVI-XIX веков В барятинской библиотеке было собрано около шести тысяч томов, в том числе редкие рукописи и книги XVI-XIX веков. Основные приобретения были сделаны Д.С.Горчаковым в 1860-1880-е годы во время его путешествий в Швейцарию, Францию, Италию и Германию.

Князь Горчаков относился к редкому типу помещиков, сочетающих в себе умение успешно вести хозяйство с обширными познаниями в различных областях искусства. Друзья и близкие князя Дмитрия Сергеевича Горчакова отмечали его одаренность в музыкальной сфере: «Он был восприимчив и к музыке, поражая всегда, когда бывал в духе и в ударе, своим умением не только участвовать в общем настроении, но и придавать ему особую живость, с оттенком чего-то отдаленного, родного, давно минувшего...»

Коллекционирование было семейной чертой князей Горчаковых: отец Дмитрия Сергеевича собирал живопись, а его ближайший родственник светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883) был известным коллекционером, чья картинная галерея вошла впоследствии в состав собрания Государственного Эрмитажа.

Художественные вкусы Горчакова сформировались главным образом в результате изучения шедевров мирового искусства во время поездок в страны Западной Европы. Кроме того, немаловажными факторами явились семейные традиции и отмеченные современниками «художественные наклонности» коллекционера, его склонность к занятиям различными видами искусства. Дмитрий Сергеевич придавал большое значение систематизации коллекций, значительную часть времени посвящая составлению каталогов. К концу 1870-х годов в Барятине уже имелись каталоги гравюр и книжного собрания.

Горчаковы часто посещали Францию, Германию, Швейцарию и Италию, где Вера Ивановна регулярно проходила курс лечения. Однако впервые князь Дмитрий с супругой совершили заграничное путешествие сразу после свадьбы, весной 1859 года, когда они были в Англии и Шотландии. В письме к матери девятнадцатилетняя Вера делится своими впечатлениями от посещения Виндзорского замка и Оксфорда, особенно подробно описывая уникальную библиотеку и старинный замок неподалеку от Оксфорда, в котором находилась «прекрасная картинная галерея, большую часть которой составляли произведения старых мастеров и гобелены», заметив, однако, что более всего на нее произвел впечатление сад вокруг замка.

Последние годы жизни князь и княгиня Горчаковы провели вдали от своей любимой «тарусской деревни»: слабое здоровье стало причиной их переезда за границу, в район так называемого южного Тироля в Северной Италии, на берегу озера Гарда. Из воспоминаний С.Д.Шереметева: «Кто проникал в их тихий и чарующий приют, тот выносил светлое и радужное воспоминание на всю жизнь». До последнего своего дня князь Горчаков поддерживал тесную связь с друзьями и близкими, находящимися в России: «Тела наши за границей, душа же в России, с утра до вечера читаем книги о Руси прежней, о Руси настоящей, о Руси же будущей мечтаем и надеемся!»

Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков скончался 26 апреля 1907 года и, согласно завещанию, был похоронен в Москве, в Свято-Даниловом монастыре. Барятинское собрание перешло по прямой линии наследования к его сыну, князю Сергею Дмитриевичу Горчакову (1861-1927), который сохранил коллекцию отца и пополнил ее книжными изданиями. Его жена Анна Евграфовна, происходившая из знаменитой семьи Комаровских, коллекционировала гравюры.

Трагично сложилась судьба последних владельцев Барятина. После революционных событий 1917 года С.Д.Горчаков некоторое время работал в редакции одного из московских журналов, однако вскоре был арестован. Умер в ссылке на севере Тобольской губернии. Анна Евграфовна была арестована уже в 1918 году «как заложница» после опубликования распоряжения Советского правительства о «красном терроре для буржуазии» и расстреляна «при попытке к бегству» 22 декабря 1918 года.

Горчаковские коллекции были национализированы. В 1919 году наиболее значимая часть собрания была вывезена в хранилища Государственного музейного фонда, откуда художественные ценности разошлись по различным собраниям...

Источник
Вот так выглядел усадебный дом в 1870 - 1880 годах: ссылка

Ещё:

"...Прекрасная величественная церковь своей колокольней-столпом издали указывает, где усадьба. Постройка с романтическим декором, но увы без куполов, продолжает пребывать в небрежении. Дом управляющего и службы в большинстве своем помогают составить представление о былом экономическом расцвете поместья. Дом, лишившийся угловой высокой башни, стилизованный под боярские хоромы занимает школа. За ним высится куча угля, почти высотой с бывшее барское жилище, что б было чем топиться в холодное время года... Рядом с домом во многих местах видны подпорные стенки, сложенные из природного камня. Регулярную часть дополняли "зеленый кабинет", с периметральной липовой обсадкой и аллеи, сбегавшие от дома к р. Городенке, обмелевшей и зарастающей ивняком. Истинным украшением ландшафта остаются старые деревья экзотических пород, достигающие в высоту более 30 м."

Источник



*  *  *

До Барятино очень плохая дорога, сплошные ямы. Возвращаться обратно тем же путём, если вы не хотите попробовать проехать  до М3 по грунтовкам. Хотя был бы у нас подходящий авто - мы бы рискнули попробовать, а на недоприводах мы и близко подъезжать не стали.
Как туда ходит общественный транспорт, нам неизвестно.

Описание тайника

Содержимое тайника

Культурное наследие

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Nicky Lightpen (17.04.2017 21:10:03)
До революции усадьба была интересная: речка Горожанка была запружена, а посередине водоёма был остров с беседкой. Господа не только катались на лодках по пруду, но и гуляли в регулярном парке с аллеями из редких пород деревьев, каменными подпорными стенками, каскадом прудом, часть из которых ныне утрачена.
Кочевники (27.10.2014 16:48:22)
Усадьба все так же стоит, разваливается.
А вот церковь почти восстановили, работы уже идут к завершению! Красота!
Нашли еще одно дерево, такое же толстое, но без хвои. Решили, что это - лиственница.
pilotnf (10.05.2012 19:30:46)
AutoLife (10.03.2012 18:32:39)
Szukateli (21.08.2011 13:53:27)
S&S (15.08.2011 19:57:49)
demetra (02.09.2010 13:19:03)
vulkan1979 (13.03.2010 10:05:47)
Rimus (17.07.2009 22:33:32)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119