Тайник был создан в апреле 2009 года. Мне, кой-кому и нашим компаньонам посчастливилось посмотреть на «Маршала Блюхера» (и даже побывать на нём!). К тому времени буксир уже несколько лет простоял в затоне, и, казалось, будет ещё долго стоять и потихоньку ржаветь. Как мы ошибались! Всего через полгода от «Блюхера» почти ничего не осталось. Его не отправили в Череповец — старый «Маршал» уже не мог двигаться и его резали на месте, отрывая от монстра небольшие кусочки. От гиганта остался только кусок днища, который едва возвышается над водой. Та же участь постигла его соседей — «Дунайского», обоих «Озёрных»… Душераздирающее зрелище.
Исчезла достопримечательность, к которой был приурочен тайник. Однако, тайник не закрывается. Раз уж не суждено жить самому «Маршалу Блюхеру», пусть живёт память о нём и других кораблях, окончивших свой путь в затоне Память Парижской Коммуны.
Посвящается «Маршалу Блюхеру» — пароходу.
Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.
— Велимир Хлебников, 1912
Когда умирают корабли?.. Когда умирают корабли — идут в Париж. Чтобы увидеть его и уснуть на плече матери русских рек. Сон — это вторая жизнь, когда успокаивается тело и пробуждается душа. Душа корабля рождается в первой строчке судового журнала, постепенно взрослеет, набирается жизненного опыта и в конце концов обретает свободу, когда расплывшиеся буквы на размокших листах перестают читаться. Теперь она никому не нужна, теперь она наконец-то нужна себе и начинает жить собственной, тайной жизнью, независимой от людского существования. Не разлучайте ожившую душу с успокоившимся телом, не забирайте у уснувшего корабля судовой журнал, если найдёте. Просто откройте осторожно его слипшиеся страницы и попробуйте услышать тихий голос ржавого мамонта, не пережившего ледниковый период. Прогуляйтесь по его шкуре, ранее однотонной, а сейчас окрашенной временем с палитрой, достойной великого художника. Заберитесь в самую глубину его тёмного дизельного сердца, только не запачкайтесь маслом — чёрной кровью железного зверя. Пройдитесь по каютам, где до сих пор царит творческий беспорядок, оставленный микроорганизмами, поддерживавшими некогда активную жизнь тела доисторического монстра. Задержитесь в капитанской рубке, ощутите обычную иллюзию того, что именно вы управляете мастодонтом, а не он вами. Отдайте команду чугунному сердцу: «Полный вперёд!», и оно обязательно вновь забьётся, только несколько медленней, чем обычно. Заберитесь на самую верхнюю точку мостика и прокричите: «Земля!» Всё! Дошли! Париж… Закончилась лирика…
Начинается проза.
В 1970 году на Рыбинском судостроительном заводе спустили на воду буксир «Маршал Блюхер». Строили буксир по проекту 947, разработанному в ЦТКБ Минречфлота РСФСР. «Маршал Блюхер» относится к классу «ОТ 4000», где буквы означают озёрный (то есть предназначенный для плавания на крупных водохранилищах, в низовьях крупных рек при высоте волны до 2 метров) толкач, а число — мощность силовой установки в лошадиных силах.
«Маршал Блюхер» — самый мощный в СССР и Европе речной буксир. Его длина — 52.35 м, ширина — 13.85 м, водоизмещение полностью снаряжённого судна — 1 115 тонн, на нём установлены два дизельных двигателя Коломенского завода мощностью по 1 690 кВт. «Маршал Блюхер» развивает скорость в 25.8 км/ч сам по себе и 18.5 км/ч — с грузом в 15 000 тонн. Назначение буксира — толкание и буксировка двухниточных сухогрузных и наливных составов водоизмещением до 36 000 тонн (4 секции по 9000 тонн).
Кстати, рыбинские корабелы назвали самое мощное построенное ими судно именем своего земляка: Василий Константинович родился в деревне Барщинка недалеко от Рыбинска.
В 1971 году на воду спустили ещё два судна, построенные по незначительно изменённому проекту: «Маршал Тухачевский» и «Юбилейный». Все три буксира эксплуатировались на Волге: «Блюхер» принадлежал Волжскому речному пароходству, а «Тухачевский» и «Юбилейный» — пароходству «Волготанкер».
Колоссальный тоннаж перевозимых грузов красиво смотрелся в отчетах пароходства по грузоперевозкам и использовался для пропаганды достижений социализма, но в реальности дела шли не так хорошо. Для прохождения многочисленных волжских гидроузлов требовалось расформировывать состав, по отдельности провести баржи через шлюза, а затем снова собрать. На это тратилось и время, и топливо.
Мощь оказалась экономически невыгодной. Проработав около 15 лет все три судна были выведены из эксплуатации и заброшены. «Маршал Блюхер» почти десять лет стоял на приколе в порту Тольятти. Даже в годы бума нефтеперевозок, когда в строй пустили давно выведенные из эксплуатации суда и переоборудовали неприспособленные, мощнейшие толкачи оставались в затонах. Постепенно суда ржавели, их списывали и продавали на металлом. «Маршал Блюхер» сдался последним — его списали в 2002 году. Судьба «Маршала Тухачевского» и «Юбилейного» неизвестна, а «Маршал Блюхер» в затоне Память Парижской Коммуны тихо доживает свои последние дни перед отправкой на разделку в Череповец…
Застанете ли вы его? Застанете ли вы перед окончательным растворением в нирване времени другие «парижские» суда — баржи, пассажирские теплоходы, ледоколы и просто весельные лодки, что прикорнули ненадолго возле песчаного волжского берега?
У вас ещё есть шанс увидеть суда на их последней остановке перед вечностью.
В конце августа 2010 года в Городце на набережной я наблюдал как после прохождения шлюза один буксир помогал другому состыковать две баржи. После формирования состава первый пошёл по своим делам, второй двинулся с составом вниз по течению, а я с грустью вспомнил «Блюхера» — тот мог толкать не две, а четыре баржи!
Те немногие, кто застал «Маршала», будут рассказывать внукам: «Я видел «Блюхера»…» Остальным остаётся только посещать место его последнего пристанища.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: