Синь России [MS/5426]

Синь России
Синь России
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Музей/экскурсия
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Московская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Гжель
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.41Рекомендаций: 1Нашли: 36
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Гжельская часовня
Гжельская часовня
Гжельский художественно-промышленный институт
Гжельский художественно-промышленный институт
Автор: Инструктор
Создан: 19.04.2009
(отредактирован 07.04.2010)

Описание окружающей местности

XIV век.
Первое упоминание Гжели в исторических документах ( "Духовная грамота" Ивана Калиты ).

XVI век.
В завещании царя Ивана IV "Грозного" Гжель значится среди "государевых дворцовых волостей".

XVII век.
В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ "во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины".

XVIII век.
В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды" и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека.

Начало XIX века.
Продукция Гжели именуется "палевой и цветной посудой", "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд", а сама Гжельская волость "весьма славной".

Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII в.

Честь создания русского художественного фаянса принадлежит московскому купцу Афанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 году освоил выпуск тонкой майолики или ценины, как ее тогда называли. Майоликовые изделия имели толстый цветной черепок, покрытый белой эмалью; большая часть их оставалась без росписи. Славу же гребенщиковской посуды составили именно те изделия, которые несли на своей чуть голубоватой поверхности прекрасные синие рисунки. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды, а роспись ориентировалась на образцы модного дельфтского фаянса из Голландии, который становился эстетическим идеалом своего времени. Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской, каждый из которых был не копией, а вариантом "противу заморского образца". Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: рокайльных завитков, стилизованных корзин с цветами, мотивов раковины, каемок с диагональными пересечениями. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши, блюда, лотки, на каждом предмете имея оригинальную трактовку, в основе которой лежал принцип крупного декоративного пятна на светлом фоне.

Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России - Гжели.

В истории русской керамики Гжель занимает особое место не только потому, что именно она стала центром народного керамического искусства, но и в силу того, что снабжала многие заводы глиной, поставляла превосходные кадры гончаров; они, в свою очередь, несли глубокие традиции гончарного искусства в другие места: гжельские крестьяне повсеместно основывали керамические предприятия. С гжельской майолики XVIII в. и начинается история развития народной художественной керамики в России. Вслед майолике в XIX веке началось изготовление полуфаянса, фарфора и фаянса. Всего за 50 лет Гжель освоила все основные виды художественных изделий из глины.

Наиболее яркие страницы этой истории приходятся на вторую половину XVIII в., когда в Гжели, расположенной в 50 верстах от Москвы, почти все население 30 деревень стало изготовлять майолику.

Большой интерес представляет и роспись на гжельских майоликовых изделиях, не претендующая на изысканность, выполненная в манере, близкой лубку. Она отличается мастерством композиции и цветовой гармонией. Каждая картинка - плод творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, позволяющем объединить в своем творчестве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства и плоды собственной фантазии. Уверенной рукой на необожженную эмаль наносился коричневый контур, который внутри заполнялся зеленой, синей, коричневой и желтой краской. Архитектурные мотивы, животный и растительный мир нашли, главным образом, отражение в гжельских рисунках, иногда человеческие фигуры, но более всего - птицы, столь любимые народным искусством. Они изображались в разных позах: стоящими, сидящими, порхающими, клюющими, устроившимися на ветвях, оглядывающимися назад.
Еще одну черту, присущую народному искусству, унаследовала гжельская майолика - сопровождать изображение надписями о времени изготовления сосуда, именах мастера или владельца. Благодаря гжельским сосудам мы знаем таких мастеров Гжели XVIII в., как Никифор Семенович Гусятников, Иван Никифорович Срослай, Иван Иванович Кокун.

Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным мастерицам (в то время - Артель «Вперед, керамика», а сегодня ЗАО «Объединение Гжель»)- Т. С. Дунашовой, Т.С. Ереминой и др. При разработке нового, современного стиля в фарфоре за идею был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, существовавший в начале 19 века на изделиях из полуфаянса, но в 1940-е годы унаследованная от предшественников техника претерпела коренные изменения: используется иной современный материал- фарфор, а так же новые керамические краски- высокотемпературный подглазурный кобальт.


При подготовке описания использованы фрагменты сайтов:
1.  http://www.gtsp.ru
2. http://www.kefa.ru

Описание тайника

Содержимое тайника

Знакомство с чудом по имени Гжель

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Natiс (13.08.2016 19:13:20)
Тайник взят ещё 6.08.2016.
В музее когда-то была, уже довольно давно. В этот раз получилось очень удачно - совместила ПВД с тургруппой во главе с Андреем Притченко и почти в самом конце, отделившись от группы, поиск тайника.
Шли от ст. Григорово, сначала к Кунай-колодцу (тамошний тайник был мною взят 3 года назад), а потом через д.Коняшино к Гжельским карьерам. У Коняшино появился ещё один затопленный карьер. В августе 2013 г. его еще разрабатывали. Обошли все карьеры по кругу, почти в каждом я искупалась, что было весьма приятно в 30-градусную жару.
Самый красивый (по цвету воды - изумрудный) - это Северо-западный (по терминологии Викимапии). Один из самых больших и довольно уединенных - Облепиховый. Хотя густые заросли облепихи там по берегам почти всех карьеров. Облепиха уже близка к полной спелости, еще дней десять, и она станет ярко-оранжевой и будет взрываться во рту фейерверком приятно-кисловатых брызг.
А вот самый грязный, замусоренный, шумный и неприятный это Красный карьер, потому что к нему можно добраться на машинах. Вокруг просто монбланы мусора! А Красный потому, что в нем добывали красную глину для стоящего поблизости кирпичного завода "Красное знамя".
Думаю, что те наши игроки, кто на авто, дальше этого карьера и не ездили! А зря! Другие карьеры намного чище, безлюднее и живописнее. Просто надо пешочком немного пройтись.

Контейнер нашелся легко. Только он был очень плохо замаскирован и выделялся белым пакетом. Отписалась, обменялась, завернула в черный пакет и постаралась получше замаскировать. 2 игрока, отписавшихся в блокноте 4.07.2016 - Gs.Dr и дважды 18 и 25.07.2016 - ox (окс), у нас не зарегистрированы, они и в Интернет-блокноте не отписались. А записи зарегистрированного игрока November я что-то в блокноте тайника не увидела. По виртуалу взят?

Большое спасибо автору за чудесный - познавательно-прогулочный тайник!
Strazzz (12.06.2016 15:34:33)
12.06.2016 взяли тайник. Положили в контейнер два брелка - принцессу и бабочку, взял магнитик с молодоженами и слоника.
Спасибо большое за приключение, было очень интересно.
Одно печально, что такое уникальное производство в Гжели находится в такой ж...
mmm1863 (21.12.2015 21:14:07)
delia и shimp (08.11.2015 22:15:10)
RuZ (05.05.2014 20:52:41)
@ньк@ (12.01.2014 20:14:56)
Hen (26.09.2013 23:20:10)
Frogy (27.05.2013 11:18:08)
Анталья1980 (25.07.2012 13:33:28)
eev1961 (24.06.2012 00:05:52)
Vovsen (11.05.2011 20:41:46)
fiascko (12.10.2010 15:53:42)
Grang (04.09.2010 23:25:10)
svobodniy putnik (30.08.2010 12:59:43)
ЖЖ и Chuma (02.08.2010 11:52:10)
Dmk (28.07.2010 22:50:18)
Filomena (15.06.2010 02:31:05)
SeregaSan (29.04.2010 15:08:33)
Romanoff Vlad (30.11.2009 10:32:21)
Фиатра (01.10.2009 09:09:57)
Sage (29.09.2009 22:48:15)
Viksi-Twiksi (23.09.2009 00:23:00)
plumelet (21.09.2009 14:11:57)
vulkan1979 (20.09.2009 20:56:02)
Viksi-Twiksi (27.07.2009 11:30:00)
Инструктор (26.07.2009 20:21:30)
CJ (08.06.2009 21:01:18)
Shel (26.04.2009 18:28:48)
Vold (22.04.2009 11:19:46)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118