Костёл Св. Николая [VI/5622]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Костел Св.Николая 14.05.2009г
Костел Св.Николая 14.05.2009г
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Исторический
Прогулка
Местность
Украина
Днепропетровская обл.
Заводской р-н
Ближайший нас.пункт
г.Днепродзержинск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.33Рекомендаций: 1Нашли: 13
Атрибуты[?]
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
Каменское(Днепродзержинск) Костел Св.Николая, год 1840-1920 гг
Каменское(Днепродзержинск) Костел Св.Николая, год 1840-1920 гг
Каменское(Днепродзержинск) Костел Св.Николая, год 1840-1920 гг
Каменское(Днепродзержинск) Костел Св.Николая, год 1840-1920 гг
Каменское(Днепродзержинск) Костел Св.Николая, год 1840-1920 гг
Каменское(Днепродзержинск) Костел Св.Николая, год 1840-1920 гг
Каменское(Днепродзержинск) Костел Св.Николая, год 1840-1920 гг
Каменское(Днепродзержинск) Костел Св.Николая, год 1840-1920 гг
Автор: dombrovskii_а
Создан: 14.05.2009
Опубликован: 14.05.2009
(отредактирован: 14.05.2009)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

История костела Св. Николая
Римско-католическая община Каменского прихода обязана своим возникновением строительству в селе Каменское Днепровского завода. Католики здесь на 90 или более процентов состояли из лиц польской национальности. В середине 1890-х годов в Каменском проживало уже 1500 польских семей. И директор завода Игнацио Ясюкович, сам римо-католик, взял на себя инициативу постройки в селе Каменское католического храма.

Исходя из этических соображений и принимая во внимание, что действия «поляков» местная общественность рассматривает «сквозь увеличительное стекло», Игнатий Игнатьевич, упреждая возможное недопонимание и негативную реакцию, принимает решение построить вначале именно православную церковь, а потом уже и католический костёл.

В 1895 году на довольно обширном участке вблизи заводской больницы началось строительство "Каменской приходской церкви во имя Святителя Николая" или попросту костела, ставшего гордостью всего Каменского. Проектировать костел и наблюдать за его постройкой Игнацио Ясюкович пригласил 36-летнего архитектора Мариана Хорманского.

Ясюкович предложил Хорманскому попробовать себя в неоготическом стиле. Мариан Хорманский предложение принял и выдвинул идею строительства костела по типу готических соборов средневековья. Костел должен был представлять собой сооружение базиликального типа с двумя 33-метровыми башнями по восточному фасаду, а с высоты птичьего полета видеться лежащим на земле в форме латинского креста. Значительное внимание в архитектуре здания Хорманский уделил главному фасаду, где расположен портал центрального входа с двумя "готическими" дверями, украшенными деревянной резьбой и элементами художественной ковки. Над центральным входом приковывало взгляд огромное арочное окно с вписанными в него четырьмя более мелкими стрельчатыми окнами, оно превосходило по площади двойные входные двери. Средняя часть фасада завершалась выразительным треугольным щипцом с крестом над ним. А большие кресты над двумя башнями, сделанные из черного металла, как бы плыли в небе над костелом. Дождевая вода разбрасывалась от башен через водосточные трубы, выполненные в виде горгулий - в готической архитектуре рыльце водосточной трубы в образе фантастической фигуры.

Через четыре боковых шестиметровых стрельчатых окна и двадцать семь малых окон-бойниц костел наполнялся светом, а идущий по специальным водонагревательным каналам, проложенным в толще стен, воздух - давал тепло, струящееся от печи, расположенной под костелом и вмещающей 5 кубических метров дров.

Строительство Каменского костела, сложенного из желтого киевского кирпича и рассчитанного на одновременное посещение пятисот прихожан, продолжалось более двух лет и завершилось в 1897 году. На стене была привинчена белая мраморная доска с надписью, гласившей, что Каменская Приходская церковь во имя св.Николая сооружена в 1895-97 гг. по инициативе директора-распорядителя Днепровского завода Игнатия Ясюковича на средства рабочих и служащих Днепровского завода при участии Металлургического Общества.

Фигурами, установленными на самом почетном месте - в алтарной части у большого распятия - стали святые Николай и Варвара. Фигура св. Николая, как и фигуры святых Казимира, Варвары и Антония, относится к так называемым полихромным скульптурам, расписанным серебро- и золотосодержащими красками ("золотой лак").

Истинным шедевром Стадницкого стала вырезанная из липы фигура Иисуса Христа на кресте. Распятие располагалось в центре резной деревянной алтарной части, которая своими очертаниями повторяла очертания башни костела. Не менее замечательной была и фигура Христа в гробу, выполненная, как и Распятие, в натуральную величину, но изготовленная из гипса. Христос, лежащий чуть на боку, прикрыт пеленами. Гроб с телом Иисуса Христа, закрытый стеклянным колпаком, устанавливался в малом алтаре Сердца Иисуса. Его охраняли две фигуры римских стражников в шлемах и с копьями. Все пространство около гроба украшалось цветами, зажигались свечи, и выставлялась монстранция.

В 1902 году в костеле затеяли крупный ремонт. Печное отопление с использованием воздухонагревательных каналов заменили на паровое, а крышу покрыли оцинкованным кровельным железом. Ремонтные работы, проводимые за счёт Днепровского завода, были перенесены вовнутрь костела, где вновь покрасили и расписали стены. На куполе главного алтаря был изображен Иисус Христос, а на стенах справа и слева от главного алтаря - Моисей в красной мантии со скрижалями с заповедями, а с другой стороны - царь Давид, играющий на лютне.

Деревянную ограду заменил капитальный кирпичный забор с кованой решеткой в готическом стиле. На крыше костела над главным входом установили статую Девы Марии, которая своей рукой будто приглашала людей войти в святыню. И еще одна изящная башенка-сигнатюрка украсила крышу над алтарной частью храма. Перед костелом, за входными воротами разбили уютный сквер, а во дворе высадили кустарники и цветы. В глубине двора находилось здание, где жил органист, в его высоченном зале проводились спевки костельного хора под сопровождение фисгармонии. В другом конце двора, за оградой, располагалось плебане - дом священника, в который можно было попасть как со стороны костела, так и с прилегающей улочки, отделявшей костельный двор от заводской больницы.

К Каменской римско-католической церкви, которая вплоть до 1905 года считалась филией Ямбургского прихода, причислялись уже Верхнеднепровск, завод Корбино и станция Запорожье-Каменское. И хотя костел св. Николая мог вместить до 500 человек, частенько людей приходило столько, что часть их оставалась вне храма. При костеле открыли библиотеку, и каждый прихожанин мог взять книгу для души. Освящение Каменского костела состоялось 25 сентября 1905 года.

После установления Совесткой власти фактически Каменским приходом управляли из Екатеринославского Губисполкома. На каждую общину Отделом культа заводилась специальная анкета. Вот что записали в отношении Каменского римско-католического прихода: Анкета здания: дата постройки - 1897, арх. Хорманский, община существует с 1888 г. Количество прихожан: до 1917 г. -7 тыс. человек, 1923 г. - 427, 1924 г. - 518 (поляки, русские, белорусы, прибалты, чехи), рабочие, почти все грамотные. 11.XII - 1923 г. - перерегистрация. Средства - из добровольных пожертвований и кружечного сбора по воскресным и праздничным дням.

Каменской райисполком протоколом №18 от 5-го июля 1924 принял решение о взимании арендной платы за землю, находящуюся под постройками церквей и других молитвенных домов. Арендную плату установили по городу в размере 20 копеек с квадратной сажени, площадь надлежало исчислять с участка, обнесенного оградой. Иными словами, католическая община Каменского, в распоряжении которой находилась территория площадью около 500 квадратных сажень, обязана была ежегодно вносить в казну почти 1000 рублей наличными.

Второго июня 1925 года Екатеринославским Губадминотделом зарегистрирован Устав Римско-католической имени Св.Николая Общины, который был вынужден подписать ксендз Томашевский. Согласно пункта второго Устава из раздела "Задачи общества" - "Римско-католическое им. Св. Николая религиозное общество... управляет имуществом, полученным по договору от местных органов Советской власти". Этим пунктом органы Советской власти недвусмысленно намекали, кто является истинным владельцем имущества, принадлежавшего каменским католикам.

В конце 1928 года количество прихожан Каменского костела упало до 118 человек.

1 декабря 1929 года вышло постановление президиума Окружного исполкома Украины о закрытии в г. Каменском православного собора, костела, синагоги и кирхи. Согласно того же решения в конфискованных помещениях костёла постановлялось открыть польский клуб.

Костёл был отобран у католиков, а имущество вывезено ранним утром 12 декабря 1929 года.

В Советские времена в костёле размещались военкомат, автомойка и прочие учреждения.

В 1990 году в Днепродзержинском горсовете создана инициативная группа по спасению костёла. В 1991 году возобновлены богослужения. В 1992-1999 году настоятелем костёла был ксёндз Мартин Янкевич. Костёл отреставрирован к 100-летию в 1997 году при содействии Днепродзержинского горисполкома и Днепровского металлургического комбината. С 1999 года настоятель костёла - монах-капуцин Блажей Суска.
http://212.115.254.74/history/article_ru.php?article=90

Кому отдать костел в Днепропетровске: католикам или американцам
23 марта 2009
Хозяйственный суд Днепропетровской области начал новые слушания по делу о признании права собственности на историческое здание костела св. Иосифа, расположенного в центре города.
Как сообщили в пресс-службе римо-католического прихода Днепропетровска, римо-католическое общество подало иск на корпорацию «Dugsbery, Inc.» (США) и Днепропетровский областной совет о возвращении ей здания костела как правопреемнику основателей храма, построенного в 70-годах ХІХ века.
Суд удовлетворил ходатайство Днепропетровской облгосадминистрации о привлечении в качестве третьего лица без личных требований на предмет спора.
Вчера днепропетровских римо-католиков активно поддержали представители прихода с других областей Украины, которые провели крестное шествие и богослужение возле костела.

Конфликт вокруг права собственности на здание римо-католического костела св. Иосифа в Днепропетровске рассмотрит Верховный Суд Украины. Как сообщили в пресс-службе римо-католической парафии св. Иосифа, американская корпорация «Dugsbery, Inc» не согласилась с решением Высшего хозяйственного суда Украины от 19 февраля (которым отменялось право собственности компании на здание костела) и направила жалобу в Верховный Суд Украины. В связи с обращением компании в ВСУ, рассмотрение дела в Хозяйственном суде Днепропетровской области приостановлено, - сообщает пресс-служба. Как сообщалось ранее, 19 февраля Высший хозяйственный суд Украины отменил решения судов низшей инстанции, которыми право собственности на здание костела признавалось за американской корпорацией «Dugsbery, Inc». Дело было возвращено на повторное рассмотрение суда первой инстанции. 19 марта 2009 года в Хозяйственном суде Днепропетровской области начались новые слушания дела о признании права на здание костела за римо-католической парафией. В 1998 году, решением Днепропетровского облсовета, здание римо-католического костела в Днепропетровске, расположенное по пр. К.Маркса, 91 было продано компании ОАО «Фин-Инвест». Через 2 месяца собственником здания стала панамская фирма «Willnorth ink», которая перепродала его американской корпорации «Dugsbery ink». Впоследствии решение облсовета о первоначальной продаже здания было признано незаконным, однако вопрос возвращения здания римо-католической парифии не разрешен до сих пор. Всю серию продаж здания связывают с экс-премьер-министром Украины Павлом Лазаренко.
Днепропетровским католикам все-таки вернут храм
6 ноября 2008
Вчера Днепропетровский городской совет, корпорациия «Dugsbery» и римо-католическая парафия Днепропетровска подписали «Протокол о намерениях относительно решения вопроса возвращения здания римо-католического храма». По словам старосты католической общины Валентина Гмырко, в скором будущем в Апелляционном суде Днепропетровской области состоится заседание относительно возвращения храма римо-католической парафии. Срок возвращения костела будет определен мировым соглашением с компанией «Dugsbery».В свою очередь, Днепропетровский городской совет дал обещание выделить американской корпорации «Dugsbery» другой участок земли под застройку, при условии, что компания передаст здание костела в собственность Римско-католической парафии Святого Иосифа. Напомним, что борьба за возвращение католического храма продолжается уже очень долго. Если не принимать во внимание историю католической церкви в советские времена, когда его отобрали у верующих, то отсчет современной борьбы идет с 1998 года. Тогда Днепропетровский облсовет принял решение продать костел частной структуре. С того времени храм изменил уже нескольких собственников.
http://ric.ua/index.php?newsid=477001

Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

Боцман (30.08.2010 13:01:55)
Заехал на точку просто потому, что был рядом и было свободное время, но был крайне удивлен увиденным! Громадина костела неожиданно появилась среди окружающих невзрачных домишек. Шел небольшой, но противный дождик, как нельзя более соответствовавший готичности места. Я уехал под сильным впечатлением, хотя и не посчитал эти балясины, т.к. описания тайника с собой не было. Автору спасибо
eagle_watch (28.06.2010 01:40:04)
Посетил костел 25.06.2010. Очень красивый костел. Не думал, что такие вообще есть в Днепропетровской области да и вообще на Украине.
redgirl (19.05.2010 14:50:35)
SV (11.05.2010 18:04:06)
alimvavan (20.11.2009 21:33:45)
master89 (02.11.2009 10:05:43)
absent (29.10.2009 02:21:37)
G-H (01.07.2009 02:22:32)
eee (21.06.2009 23:03:07)
Nubaseg (09.06.2009 11:19:14)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.