Описание окружающей местности
Куцовка – небольшое село в Смелянском районе Черкасской области, расположено на речке Гнилой Ташлык. Первые упоминания о селе датированы 17 столетием; достоверно известные, сохранившиеся документы относятся к 18 ст. Легенда гласит, что село было основано и названо в честь некоего воеводы Куцого, который около 1640 г. разбил в этих краях отряды Крымской орды. По другой версии название села выводят из особенностей местности, будто бы «куцая балка» [куцая (татарск.) - короткая] стала основой села. Как бы то ни было – это всего лишь версии и элементы народного фольклора, а объективные, документальные подтверждения наличия организованной жизни в этом населенном пункте собраны у Похилевича в «Сказаниях …», где он ссылается на наличие деревянной церкви в селе еще с 1734 г., которая в последствии была за ветхостью перестроена и заменена каменной, с каменной же колокольней в 1846 г. По данным 1808 г. жителей в селе было, не в пример сегодняшнему дню, больше: тогда – 1005, сейчас (по данным ВРУ) – 840 человек. На картах Куцовка появляется не ранее 1894 г. Еще по данным Похилевича (а также др. источн.) значилось, что вокруг села разбросано много курганов, могил и древних захоронений, в т.ч. найдены были курган скифских времен и захоронение воина в боевом облачении. От 11 ветрянных мельниц, имеющихся в Куцовке к началу 20 ст., ни одна не сохранилась... Бурные события конца 19, начала 20 столетия не обошли стороной Куцовку – постоянные трения между землевладельцами и крестьянами, утеснения первыми вторых, в частности запреты на выпас крестьянской скотины на помещичьих землях, приводили к частым столкновениям и различным диверсиям крестьян в адрес помещиков. В этих условиях, на стыке столетий (03.05.1895), в селе Куцовка, родился известный украинский писатель, драматург, переводчик Теодосий Степанович Осьмачка. Старший сын в многодетной крестьянской семье, единственный в семье получил среднее и высшее образование, высшее – в Киевском Университете. Стихи начал писать в юном возрасте. Будучи в Киеве вступает в литературную группу «Ланка», а позже входит в состав «МАРСа», близко знакомится с молодыми украинскими писателями. Первые сборники стихов появляются в 20-х годах, последний сборник, изданный на территории Украины – «Клекот», содержащий стих «Деспот» с подтекстом и критикой существующего на тот момент положения дел в стране - появляется в 1929 г., в том же году члены «МАРСа» были репрессированы, а деятельность «МАРСа» прекращена. Эти события отразились и на Осьмачке: арест, допросы, попытки бежать к Западной границе, заключение в Бутырке, имитация (имитация ли?) шизофрении, лечение в психиатрической больнице… Всё это наложило неизгладимый отпечаток на творчество Тодося Осьмачки, густо пропитанное ощущением беды, тоской, болезненным осознанием необратимости всех произошедших событий – война, голод, смерть родителей, аресты… Дальнейшее творчество Тодося Осьмачки продолжалось за границами Советского Союза, куда он попал в 40-х годах, после долгой череды странствий: сначала по Украине, затем по оккупированной Европе, пока наконец он не очутился с США. … Сегодняшняя Куцовка – небольшое, аккуратное село, в котором всё еще помнят Тодося Осьмачку – в селе даже живут его родственники. Слегка холмистая местность, водные зеркала проблескивают между камышей, большая каменная церковь на самом высоком холме – казалось бы, мало что изменилось со времен Осьмачки. Добавился дом культуры, в котором сейчас находится сельский совет. Дороги покрылись асфальтом. Появились памятные знаки – дань бурному 20-му столетию. А в остальном, - природа и местность, хатки, люди – почти такие же, как и в повестях Осьмачки. Несомненно, жемчужиной села является каменная церковь – та самая, что упоминалась у Похилевича – «церковь Богородичная» - та самая, что описана в «Ротонде душегубов» Осьмачки: крестовидная форма, колонны Тосканского ордера, двухъярусная звонница. Церковь в 20 столетии не избежала типичной судьбы – были попытки завалить купола, снять кресты; церковь использовалась как склад… И сейчас церковь находится в довольно плачевном состоянии – не хватает ресурсов на восстановление и ремонт, хотя она и является действующей. Между прочим именно Тодось Осьмачка является одним из меценатов этой церкви – перед смертью он перечислил 35 тыс. долларов на церковь в родном селе… Судьба этих денег, конечно же туманна…
«Церква на вигоні, двома золотими хрестами із бань далеко-далеко досягала своїм блиском… І до Матусова, і до Станіславця, і геть-геть до Самгородського майдану та аж до Рохмистрівського лісу… А білі церковні стіни… тримали привичний супокій і незмінність його буття, якби над високими східцями і над вхідними дверима церкви не темніла пляма. Раніше там, де тепер вона, було написано великими чорними літерами, випнутими дугою вгору: «Бога бойся, а царя чти», а тепер стояло тільки слово «чті»»… - «Ротонда душогубців», Тодось Осьмачка
Основные источники:
- «Черкащина в легендах та переказах», Гончаренко В.А., Черкассы, - 2006 г.; - «Сказания о населенных местностях Киевской губернии…», Похилевич Л., Киев, - 1864 г.; - «Куцівка», Княжев В.С., Смела, - 2000 г.; - «Тодось Осьмачка. Історія української літератури», Слабошпицкий М., Киев, - 1998 г.; - http://lib.misto.kiev.ua – Киевская городская библиотека; - http://uk.wikipedia.org/wiki/Тодось_Осьмачка ; - http://ictv.ua – ФАКТИ
Описание тайника
|