Автор: RaFaeL
Создан: 16.05.2009
Опубликован: 17.05.2009
(отредактирован: 21.11.2021)
Компаньоны: m-vovan
Описание окружающей местности
Протопоп Аввакум (Петров) родился в 1620 (по другим данным – 1621) году в селе Григорово в семье бедного священника. Отец умер, когда Аввакуму исполнилось 16 лет, и большое влияние на его развитие оказала богомольная мать. В 1638 году по указанию матери он женился (всего в семье Аввакума родилось 8 детей) и переехал в село Лопатищи, где в 1642 году был рукоположен в диакона, а в 1644 – во священника. Аввакум уже с ранних лет был борцом и оппозиционером: в 1647 году споры с местным «начальником» вынуждают Аввакума бежать с семьей в Москву. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил. Аввакум сближается с членами «Кружка ревнителей благочестия», центральной фигурой которого был духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьевич, с целью борьбы с недостатками и пороками духовенства. В 1652 году Аввакум был назначен протопопом в г. Юрьевец, где через 8 недель был жестоко избит толпой и вновь изгнан в Москву. Он остается служить в Москве в Казанском соборе, и как человек, считавшийся учёным и лично известный царю, участвует в проводимой патриархом Иосифом «книжной справе». После смерти Иосифа возникает его конфликт с патриархом Никоном: если Аввакум выступал за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Аввакум в числе одних из первых жертв преследования был арестован и через год выслан сначала в Тобольск, потом в Енисейск, в Даурию и на крайний север на Мезень. В ссылках он пробыл более 10 лет. В 1666 Аввакум был возвращен в Москву, где на проходившем в это время Соборе его пытались заставить отказаться от поднятой им оппозиции. Решением Собора Аввакум бы лишен сана и предан проклятию, и в 1667 году сослан в Пустозерск. В пустозерской земляной тюрьме Аввакум просидел на хлебе и воде 14 лет, продолжая проповедь. Там же им были написаны более 70 посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин смысл своего противостояния «никонианам», в том числе знаменитое «Житие» – первый в русской литературе опыт православной автобиографии, где живым разговорным языком описаны судьба автора и Русь XVII в. 14 апреля 1682 г. Аввакум и трое его союзников решением очередного Церковного Собора были заживо сожжены в срубе в Пустозерске.
В 1700 году в Григорове, на том месте, где в XVII веке стояла деревянная церковь Бориса и Глеба, священником в которой служил Петр, отец Аввакума, была построена каменная церковь Казанской Богородицы – едва ли не первая на Нижегородской земле церковь типа «Восьмерик на четверике», типа, который получил в XVIII веке самое широкое распространение. Архитектура церкви, в особенности «рваные» фронтоны над окнами, тонко нарисованные в формах западноевропейского барокко, наглядно говорят о том, что вся страсть и убежденность «огнепального» протопопа оказались тщетными в попытке задержать ход исторического развития, который в те годы властно выдвинул задачу преодоления отсталости и сближения с европейской культурой.
Рядом с церковью стоит колокольня постройки начала XX в. (арх. Полтанов А.Н.), доступ на которую свободен. За церковью, у пруда, находится святой источник. А в 1991 году в центре села Григорово на высоком холме был установлен памятник Аввакуму работы скульптора В. Клыкова.
"От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги "Горами" зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного. Места на "Горах" ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов; реки и речки колесят во все стороны, пробираясь меж угорий и на каждом изгибе встречая возвышенности" - Мельников-Печерский, «На горах». Отсюда и название тайника. Другой тайник серии посвящен родине патриарха Никона. Ну а про жизнь старообрядцев на керженской земле рассказывает тайник «В лесах».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: