Данный тайник посвящен одному из звеньев Московского округа ПВО, а именно аэродрому бывшего (к сожалению) 191 авиаполка.
Наверное, имеет смысл сразу же оговориться: на момент начала создания тайника удалось найти совсем небольшое количество информации, которая собиралась по крохам из различных источников. Попутно стоит отметить, что часть данных, до сих пор содержащаяся на некоторых уважаемых западных ресурсах, мягко говоря, не имеет ничего общего с реальностью: видимо, стоит благодарить наших доблестных контразведчиков. Как бы то ни было, уже имеется основная информация, своего рода, «скелет», к которому в дальнейшем, надеюсь, будут добавляться новые факты и данные.
Практически сразу по окончании Великой Отечественной войны стало очевидным, что союзнические договоренности между странами антигитлеровской коалиции остались в прошлом. Наступала эпоха «Холодной войны», неофициальное начало которой положил бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Гарри Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации».
К концу 40-х годов в США уже прорабатывался план прямого военного нападения на СССР с использованием атомных бомб. Наиболее известный из них, «Дропшот», предполагал сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. В подобных условиях роста международной напряженности и политической конфронтации СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. В первую очередь необходимо было закрыть для потенциального противника воздушное пространство страны. Стоит напомнить, что несмотря на то, что США к концу 40-х годов уже обладал определенным арсеналом ядерного оружия, единственным средством его доставки являлась только авиация (эра создания ракет-носителей ядерного оружия была еще впереди). В связи с этим Советское Правительство и лично Сталин обоснованно считали приоритетом №1 создание надежной системы ПВО.
Основными компонентами сил стратегической обороны страны, составлявшими основу Войск ПВО, стали: - Радиотехнические войска, обеспечивающие контроль воздушного пространства, обнаружение воздушного нападения и предоставление информации о противнике зенитным ракетным комплексам и истребительной авиации; - Зенитные (позднее - зенитно-ракетные) войска, в задачу которых входит обеспечение отражения воздушного нападения; - Истребительная авиация ПВО, основным назначением которой является уничтожение в воздухе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов противника.
Поскольку всё руководство страной, равно как и управление войсками в СССР было сконцентрировано в столице, а также по причине того, что СССР был истощен в ходе Второй мировой войны, основным объектом обороны становится Москва. В частности, вокруг Москвы строится практически непроницаемое кольцо ракетных дивизионов С-25 «Беркут»; также в Московский округ включается значительное (по сравнению с другими округами) количество истребительных авиаполков.
К началу 60-х годов основным вооружением Ефремовского авиаполка являются истребители-перехватчики Су-9. К основным достоинствам этой машины следует отнести высокие скоростные характеристики (2120 км/ч) и рекордный потолок (20.000 м). Машина плотно сидела в воздухе во всем диапазоне скоростей и почти не имела особенностей в трансзвуковой зоне. Также самолет обладал исключительными разгонными характеристиками, что лишний раз подчеркивало его назначение. Всего было произведено около тысячи Су-9, а уже в 1962 г. развернулся серийный выпуск усовершенствованных истребителей-перехватчиков Су-11.
Новая машина была выпущена куда меньшей серией, нежели её предшественница: всего около 100 единиц. В 1965 году два истребительных полка Московского округа ПВО (790-й в Хотилово и 191-й в Ефремове) получили на вооружение Су-11. Машина, являясь продолжением Су-9, отличалась улучшенными эксплуатационными качествами. В частности, на Су-11 почти не было происшествий, связанных с отказами материальной части. Вот один из примеров, наглядно иллюстрирующий возросшую надежность самолета. В 1968 г. в двигатель Су-11, пилотируемого летчиком 191-го полка капитаном А.И.Ямниковым, попала птица. Началась сильная тряска (позже на земле обнаружили значительные разрушения двух первых ступеней компрессора), однако двигатель продолжал работать, и пилот благополучно посадил машину.
Со второй половины 70-х гг. началось массовое списание Су-9 по ресурсу, при этом полки перевооружались на МиГ-23. Су-9 считался уже морально устаревшим, его решено было снять с вооружения, а за компанию пошел и более молодой Су-11. В 1981 г. последние полки на Су-9 были ударными темпами перевооружены на МиГ-23МЛ и МиГ-23П. Су-9 и Су-11 перегнали на базы хранения во Ржеве и Куйбышеве, где большинство из них благополучно догнило. Часть машин использовалась в качестве мишеней на полигонах, а часть - стала учебными пособиями. В качестве музейных экспонатов остались лишь два Су-9: в Монино и на Ходынке (последний просто в ужасном состоянии) и один Су-11 в Монинском музее. Кроме того, один Су-9 стоит на территории НАПО им. В.П.Чкалова (как теперь официально называется завод №153), и просто неподдающееся подсчету число самолетов установлено в качестве памятников и сооружений прикладного назначения в бывших пионерлагерях. Как говорили великие, так проходит слава земная. Так завершился жизненный путь первого советского авиационного комплекса перехвата, более 20 лет состоявшего на вооружении.
С начала 80-х годов 191 авиаполк получил 38 МиГ-23П. Эти машины, как и предшественники являлся не "простым самолетом", а "авиационным комплексом". Но в отличие от них Миг-23 обладал совершенно новой аэродинамической схемой и более совершенной электроникой - более мощным прицельным комплексом, более развитым вооружением. У Миг-23 в авиации ПВО оказался наименьший часовой расход топлива и незначительные эксплуатационные расходы по сравнению с техникой предыдущего поколения. Эти машины простояли на вооружении вплоть до момента расформирования 191-го авиаполка в 1994-м году.
Практически сразу после расформирования 191 авиаполка на Ефремовском аэродроме был размещен выведенный из бывшей ГДР 239 отдельный гвардейский вертолетный Белгородский Краснознаменный полк. Вооружение 239-го гвардейского (!!! всего таких было 3) вертолетного полка: Ми-6 и Ми-8МТ, чуть позднее (видимо) добавились два Ми-26 и Ан-24Б.
Гвардейский вертолетный авиаполк расформировывается в 1998 году. Таким образом, 239 отдельный гвардейский вертолетный Белгородский Краснознаменный полк (Ораниенбург), который был Группового подчинения (ГСВГ-ЗГВ) с местами базирования (Каунас (1951-56) - Будапешт (1956, венгерские события) - Каунас (1956-57) - Фюрстенвальде (1958-60) - Брандис (1960-73) - Ораниенбург (1974-94) - Ефремово, Тульской обл. (1994-1998) прекратил свое существование в мае 1998г.
С дальнейшей хронологией жизни аэродрома дела обстоят сложнее. Похоже, с 1998 года до (как минимум) середины 2004 года аэродром еще как-то функционировал: есть на авиафоруме упоминание летчика, который при перегоне авиатехники пользовался данным аэродромом как полосой подскока.
К настоящему моменту личный состав расформированного полка переселен кто в Тулу, кто в Ефремов. В самом Поселке из них практически никого не осталось. Конечно, хочется думать, что у всех тех, кто имел отношение к службе 191-го и 239-го авиаполков, всё сложилось самым положительным образом: уютное жилье, достаток... Хочется верить, что, несмотря на то, что этот аэродром заброшен, выведенный авиапарк доживает свои дни в «резервах» и на пьедесталах памятников и монументов, а от некогда славных авиаполков остались лишь только воспоминания, очень хочется верить, что в небе над нашими головами будут только «стальные птицы» с красными звездами на серебряных крыльях. И что никогда не случится так, что
«... если завтра начнется пожар И все здание будет в огне Мы погибнем без этих крыльев Которые нравились мне ...»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: