Храм любви и солнца [VI/5840]

Черная Пагода
Черная Пагода
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Археологические памятники
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Индия
Орисса р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Пури
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 5
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Колесо колесницы бога Сурьи
Колесо колесницы бога Сурьи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Боцман
Создан: 17.04.2009
(отредактирован 16.06.2009)
Компаньоны: Україна, Воля

Описание окружающей местности

В IX-XI веках на севере Индии в штате Мадхья-Прадеш правила династия Чандела (Chandela), по приказу которой и были построены 85 храмов, прославляющих военные победы правителей, одержанные в 930-1050 гг. В тот исторический период в Европе строились темные романские церкви и возводились готические храмы, возвеличивавшие христианскую религию.
В настоящее время в хорошем состоянии находятся лишь 22 храма. Однако каменные барельефы даже этих сохранившихся построек дают прекрасное представление об истории живших здесь правителей, чередуя прославление военных побед с откровенно сексуальными сценами, в которых кроме всего прочего представлены гомосексуальные акты и акты зоофилии. Никакого вымысла, все абсолютно реально. В каждом жесте, в каждом взгляде, в каждой незначительной детали древнеиндийские мастера пытались отразить настроение и состояние тех, которого они изображали на своих барельефах.

Взгляд теряется в изобилии деталей и магнетическом великолепии форм: "Эти храмы оформлены как головоломки: поскольку нельзя выстроить цельное повествование, приходится довольствоваться лишь отдельными его фрагментами", - поясняет экскурсовод, после чего добавляет, что эти головоломки могут иметь совершенно различную интерпретацию в зависимости от того, в какой последовательности они рассматриваются. "Сами храмы служили для проведения религиозных церемоний. Но вне этих зданий было дозволено проведение таких актов, границы которых определялись лишь воображением участников".

Несмотря на многочисленные раскопки, проведенные в этой зоне, и изучение архитектурного наследия древнеиндийских мастеров, никто так и не решился дать осмысленное объяснение пышному изобилию сексуальных мотивов на стенах храмов, построенных правителями династии Чандела. Некоторые ученые связывают оформление храмов с легендой о зарождении самого рода правителей, согласно которой Чандела - потомки прекрасной Хемавати (Hemavati) и бога Луны - Чандры (Chandra). По легенде однажды ночью бог увидел прекрасную купающуюся девушку, и, желая соблазнить ее, принял облик молодого человека, от этого страстного союза родился мальчик, благословленный богами.

Но даже аура таинственности не может нарушить прагматичного настроя индийских экскурсоводов, с сарказмом дающих примитивные объяснения причинам возведения перлов храмового зодчества: "По приказу Чандела были построены 85 храмов, это число на единицу больше числа поз - 84 - описанных в "Кама-Сутре". Сегодня осталось лишь 22 храма, так как это максимальное количество поз, которые можно принять за одну ночь".

Храм Конарак находится в 64 километрах от Бхубанешвара, столицы индийского штата Орисса, на берегу океана, в очень живописном и уединенном месте. Храм со всех сторон окружен пальмами, и чтобы попасть к нему вы должны пройти через пальмовую рощу. Храм возникает неожиданно. Он темный, недаром одно из его многочисленных названий - Черная Пагода. Этот храм, построенный из черного камня в тринадцатом веке, также называют Храмом Солнца, поскольку он посвящен богу солнца - Сурье. Сейчас он оказался в трех километрах от океана, но в момент постройки он ступени храма спускались к водам Бенгальского залива. Пальмовые деревья не закрывали его, и моряки использовали огромное здание как своеобразный ориентир. За много веков храм сильно пострадал от штормов, достигавших его стен, от ветра и солнца. Но даже то, что от него осталось, производит неизгладимое впечатление. Недаром этот храм считают выдающимся экземпляром индуистской архитектуры. Строительство храма потребовало усилий более тысячи человек одновременно, и тем не менее он строился более шестнадцати лет.

Никто толком не знает почему храм был воздвигнут именно в этом столь пустынном месте. И как всегда бывает в таких случаях, существует множество легенд, пытающихся дать этому объяснение. Вот одна из самых распространенных и поэтических легенд. Самба, сын бога Кришны, страдал нарциссизмом. Мало того, видимо, и умом он был награжден в меньшей степени, чем красотой, и имел, прямо скажем, глупость часто подсмеиваться над одним почитаемым святым, по имени Нарада. Нарада, как и полагается святым, был человеком гордым, и в отместку он однажды увлек Самбу к бассейну, в котором купались многочисленные жены Кришны. Когда Кришна узнал о том, что сын подсматривает за его женами, он, естественно, разгневался и в наказание наслал на сына проказу. Вскоре ему стало известно, что Самбу, по сути дела, кроме как в глупости, ни в чем не виноват. Но не наказывать же святого. Да и отменить проклятие не позволяла жесткая этика поведения богов. Поэтому единственное, что он сделал, как это часто бывает в подобных ситуациях, это перевалил ответственность на другого: Кришна посоветовал сыну молить о милосердии бога солнца Сурью, по совместительству являющегося целителем болезней. Самбу понадобилось тринадцать лет(!) (вряд ли какое другое законодательство сравниться по жестокости с законодательством индуистских богов), чтобы бог солнца - Сурья его услышал. Тринадцать лет страданий и всего лишь за недостойный проступок! Сурья посоветовал Самбе искупаться в водах океана. Тот, естественно, после купания исцелился и воздвиг на этом месте храм. У него все-таки хватило ума посвятить его не родному отцу, столь жестоко поступившему с ним, а богу солнца.

Храм напоминает гигантскую колесницу, в которой бог солнца, Сурья, каждый день совершает путешествие по небу с востока на запад. В основании колесницы, представляющей собой платформу четырех метров толщиной, вырублено 24 больших колеса, 12 с одной и 12 с другой стороны колесницы. Одни утверждают, что колеса призваны символизировать 24 часа, составляющие сутки, другие - что это напоминание о 12 месяцах года. Изначально впереди храма стояли статуи семи лошадей - по количеству дней в неделе. Большинство этих статуй не сохранилось.

Первоначально храм украшала высоченная башня, которую венчал сделанный из меди сосуд, напоминавший по форме перевернутую гигантскую чашу. "Калаша" - так забавно называется эта часть, традиционное завершение многих индуистских храмов. Интересно, не является ли наше слово "калоша" родственником "калаши". Мне кажется эта идея не такой уж абсурдной, особенно если учесть, что оба предмета очень близки и по своему функциональному предназначению. Калоша призвана предохранять ноги от воды, а калаша - защищать каменное строение от дождя.

Как рассказывают очевидцы, башня была построена таким образом, что когда первые лучи восходящего солнца касались верхушки башни, блеск металла был настолько силен, что на какое-то время создавалась иллюзия, будто весь храм растворился в лучах солнца. В этот момент бог Сурья и возносился на своей колеснице на небо. Когда в начале семнадцатого века здесь появились мусульманские завоеватели, они решили, что "калаша" сделана из золота и похитили ее. Это положило начало разрушению башни, поскольку металл предотвращал проникновение воды в стыки между камнями. Окончательно башня рухнула после сильнейшего урагана в 1848 году.

Одна из достопримечательностей храма, уже давно храниться в более надежном месте. Это статуя самого бога Сурьи. Раньше она находилась в святилище внутри здания. За несколько лет до вторжения мусульман местный махараджа, справедливо опасаясь за ее сохранность, велел перенести статую в музей в Пури. Статуя была сохранена, но, правда, после этого храм потерял большую часть своей притягательной силы для верующих. Популярность Конарака еще больше упала после его осквернения мусульманами. Постепенно о храме вспоминали все реже и реже, все меньше народа посещало его, и он начал приходить в запустение.

Несмотря на значительные разрушения, которые здание претерпело за семь веков, большинство барельефов и статуй, покрывающих стены, прекрасно сохранилось. Обычно по низу индийских храмов идет растительный орнамент, выше барельефы с изображениями животных, птиц и змей, а еще выше - сцены из индийского эпоса или различные сюжеты из жизни того или иного божества, которому посвящен храм. Создатели храма Солнца придерживались традиций. Действительно, на фризах храма внизу идет растительный орнамент, который иногда прерывается изображениями животных. Даже обода и спицы колесницы покрыты растительным орнаментом и изображениями животных. Но уже рассматривая колеса, можно заметить, что многие животные изображены в весьма специфических позах. По изображениям нижнего яруса можно смело изучать способы соития в животном мире. Не могу сказать, чтобы они отличались большим разнообразием.

Судя по скульптурным изображениям, находившимся выше, человек, хотя бы в этом плане, сильно продвинулся вперед по сравнению с животными. Во всяком случае, говорить об однообразии позиций не приходится. И люди, и боги на стенах храма заняты или любовью, или приготовлением к ней. Если в нижней части здания изображения небольшие, то наверху фигуры, я думаю, достигают десяти метров, если не больше. Надо сказать, что фигуры не только выполнены с огромным мастерством, но их создателей еще отличало и чувство юмора. На одном из барельефов были изображены три женщины, каждая на свой лад ублажавшая стоявшего мужчину, который избрал так и оставшийся непревзойденным метод стимулирования их изобретательности - в поднятой руке он держал мешочек с деньгами.

Скульптурные изображения Конарка - это своеобразная иллюстрация к приобретшей столь скандальную известность книге "Камасутра". Девяносто девять процентов людей, знающих о существовании этой книги, никогда ее не читали.

На самом деле текст "Камасутры", где описываются "позы любви" является лишь частью одной из 35 глав книги, не считая вступления. Очень мало достоверных сведений о "Камасутре". Известно, что написана она была в Индии человеком по имени Ватсьяяна, который, как он сам утверждает, в момент ее написания находился в Бенаресе и был целиком посвящен размышлениям о сущности божественного и в первую очередь, о божественной сущности любви. По мнению большинства людей, анализировавших книгу (и надеюсь ее читавших), Ватсьяяна писал ее будучи человеком весьма преклонных лет.

Вполне возможно, что они ошибаются, исходя из ложной посылки, что молодой человек не мог обладать столь обширными познаниями в области сексуальных отношений. Но поскольку большая часть людей, давших себе труд прочесть книгу, жила задолго до нашего "продвинутого" в этом плане века, то чему тут удивляться. Хотя продвинутость продвинутостью, но если учесть, что "Камасутра" была написана в Индии где-то между первым и шестым веком до нашей эры, т.е. почти две тысячи лет тому назад (!), то я думаю, все согласятся, что пик изобретательности человека, по крайней мере, в этой сфере человеческой деятельности, явно остался позади.

Возвращаясь к Конараку, отмечу, что с культом Бога Солнца не связано и никаких специфических традиций и культов, намеки на которые встречаются иногда в книгах европейских авторов. Единственным "экзотическим" элементом индуистской храмовой культуры можно назвать "дэвадаси" - храмовых танцовщиц. Дэвадаси (что переводится как рабыня бога) считались служительницами божества, которому был посвящен храм. Изначально дэвадаси исключительно обслуживали храмовые ритуалы. Именно в этих целях они и изучали мастерство танца.

Но постепенно их функцией стало и развлечение брахманов, махарадж и богатых паломников.В итоге во многих храмах Индии дэвадаси превратились в храмовых проституток. В некоторых храмах Индии дэвадаси можно встретить и сегодня, но официально институт дэвадаси был давно упразднен.

Орисса славилась своими танцовщицами, создавшими особый стиль танца, "одисси", который существует и поныне. В комплекс многих храмовых построек Ориссы входили здания, которые назывались "Натамандир" или "Зал для танцев". Кстати, именно в Конараке сохранился прекрасные экземпляр такого здания. Его стены, как снаружи, так и внутри, покрыты барельефами, изображающими различные музыкальные инструменты, музыкантов, играющих на этих инструментах, танцовщиц, застывших в танцевальных позициях стиля "одисси".

До сих пор раз в год, в начале декабря древний храм оживает на несколько дней. Сюда, в Конарак, со всей Индии съезжаются танцовщицы на традиционный фестиваль классического танца. Вечер, солнце зашло, и небо полно звезд. Шумят пальмы. Двор храма. На стенах статуи, застывшие будто в своеобразных танцевальных позах. И танцовщицы, в красочной разноцветной одежде, позванивая многочисленными браслетами на руках и ногах, как будто соперничают с богами в красочности поз и замедленных движений. Индийский танец - это не просто танец. Это и целое представление, рассказ. Существует целый язык жестов. Движения рук, язык пальцев, выразительная мимики, движения ног, особая ритмика, голосовое и музыкальное сопровождение - используя все это, индийская танцовщица рассказывает зрителям целую историю, чаще всего какой-нибудь эпизод из жизни все тех же Богов.

По материалам сайта www.indostan.ru

Само селение Конарак (Konark) в настоящее время Богом забытая дыра, в которой нам не удалось даже поменять деньги. Вход для иностранцев на территорию храма платный - 250 рупий (около $5) плату принимают только в местной валюте. В Конарак регулярно ходит автобус из Пури (примерно 30 км), стоимость проезда 30 рупий. В селении имеются недорогие гостиницы и столовки, базар сувениров. До океана действительно 3 км - можно взять такси, либо ждать автобуса на Пури, либо пешком. Путешественникам рекомендуем останавливаться в Пури, брать там на прокат мотоциклы ($6-8 в день) и оттуда совершать радиальные вылазки. В отличии от остальной Индии океан чист и безлюден, за исключением городского пляжа в Пури, где индусы купаются прямо в одежде, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

Описание тайника

Содержимое тайника

фантазия и любовь

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118