Рериховская мозаика [VI/5976]

Фасад
Фасад
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Киевская обл.
Володарский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Пархомовка
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 1
РЕЙТИНГ
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 5
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Ворота
Ворота
Малая мозаика
Малая мозаика
Большая мозаика
Большая мозаика
Фрески
Фрески
Автор: WakeUp
Создан: 29.06.2009
(отредактирован 06.07.2009)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Из огромного количества монументальных работ Николая Рериха уцелели только две: в Пархомовке и Почаевской Лавре.

Пархомовка -была основана в середине XVI в. а в конце XIX в. Пархомовка стала собственностью действительного статского советника, известного инженера В.Ф. Голубева. Умер Голубев в Риме, но завещал похоронить себя в собственном имении. Его сын решил построить в Пархомовке памятник, в знак любви и уважения к отцу. Всего за три года с 1903 по 1906 гг. художник Николай Рерих, архитектор Владимир Покровский и мозаичист Владимир Фролов - создали в Пархомовке уникальное творение духовности, не имеющее аналогов во всем мире. Одна из плит храма на старославянском гласит: «Сооружен в честь и память Покровы Пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903 -- 1906». Прах вдохновителя храма Виктора Голубева покоится здесь же, в часовне, во дворе церкви. 

Память о хозяине здешних мест инженере Голубеве хранят еще и потому, что он был добрым и заботливым человеком. В селе собирали хорошие урожаи, садили сады, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых построила две школы, больницу, читальню, чайную. Помещик крестил пархомовских детей чуть ли не каждое воскресенье, а 5 рублей в подарок кумовьям равнялись стоимости коровы. Строительство началось в 1903 году. А через год Голубев скончался, будучи в Риме. Дело отца продолжили сыновья Виктор и Лев. 
Официальная церковь на протяжении двух лет не давала разрешения на освящение Пархомовского храма: архитектурное решение не отвечало православным канонам - смесь восточных и западных мотивов в архитектуре, непривычны для православного храма паркетный пол, скамьи для прихожан под внутренними стенами и языческие символы, коими украшен был храм, - изображения огня, проросшего зерна, ели, петуха, лестницы, молота, змей, стрел... Несмотря на это, освящение всё же состоялось в 1908 году спустя два года после окончания строительства. 

Издали церковь кажется небольшой и воздушной - быть может, за счет строго выверенных пропорций. Кирпичная, однокупольная, трехнефная, построенная в стиле «неорусского модерна» с элементами других архитектурных стилей и с использованием необычайно удачно подобранных по фактуре и цвету гранита, мрамора, шифера, дерева, керамики, металла. Она имеет довольно внушительные размеры, к тому же объединена с пятиярусной колокольней высотой до 50 м и небольшой часовней-усыпальницей под шлемовидным куполом. В едином ансамбле, что было свойственно творчеству ее архитектора Владимира Александровича Покровского, каменная ограда и ворота, дом священника и сторожка. Скорее всего, по подсказке востоковеда Голубева, архитектор Покровский вокруг колокольни чуть ниже надписи последовательно изобразил молоток, клещи, четыре гвоздя, лестницу, копьё, проросшее зерно, полумесяц, елку, звезды, ползущую в виде буквы «омега», змею, красного петуха. Христианские символы, достаточно широко применяемые в иконах и культовых предметах, на храмах в такой последовательности не встречаются.Когда первое восхищение от силуэта, общего объема храма, проходит, то все внимание уходит на великолепные мозаики Николая Рериха, по праву считающиеся шедевром искусства мирового уровня. Выполнены только две мозаики Рериха. Но, тем не менее, они стали известны, особенно в последнее время, как гимн красоте и гармоничному совершенству. В своей стилистике архитектор возрождает черты древнерусского зодчества. Найдена спокойная простота объемов, тактично использованы элементы декора. Мозаичное панно органично связано с плоскостью стены, подчеркивает декоративное начало в убранстве храма. Ниши с мозаиками по своему размеру и пропорциям составляют единый ансамбль с архитектурой. Над центральным входом в неглубокой нише полуовальной формы расположена мозаика «Покров Богоматери» (4х6 м). В фигуре, одежде Богородицы чувствуется влияние мозаик Софии и Михайловского собора. Рук ее не видно. Покров поддерживают архангелы, стоящие по бокам. В нарушение церковного канона архангелы стоят спиной и не смотрят на зрителей. Лица двенадцати святых, длиннобородых, довольно схожих между собой, безучастны. Движением  наполнены лишь люди в древнерусских одеждах, стоящие группами.

Над входом в пристроенную малую церковь Святого великомученика Виктора - панно меньшего размера «Спас Нерукотворный». Если большая работа сохранилась почти полностью, по ней только пару раз стреляли, а колокольню поджигали, то по нижней мозаике били, чем попало, и она сильно повреждена. Сколы обнажили надпись «Ник. Рерих» в правом углу. Практически, все мозаики Рериха на всех храмах, за пределами Украины, кроме Талашкино, погибли. Поэтому и дорогие для ценителей искусства Рериха Почаев и Пархомовка, находящиеся в Украине. Рерих использовал мозаику всегда крупную, не шлифованную, возрожденную со времен Киевской Руси. В отличие от Михаила Ломоносова, который в начале ХVIII века использовал в своих наборах мелкую отшлифованную смальту. У Рериха, оттого, что лучи Солнца всегда падали по-разному, освещенные мозаики звучали каждый раз иначе, что увеличивало впечатление от произведения, заставляло зрителя переживать каждый раз по-новому. 

В советское время храм пережил много бедствий и надругательств, поэтому и простоял в полном забвении до конца семидесятых. Но в мае 1987 года удалось встретиться со Святославом Рерихом. Он был приятно удивлен, узнав о сохранившихся мозаиках своего отца, который с прискорбием сообщал детям о разрушении Покровской церкви. А тут ему дарят прекрасные фотографии и статьи о ней. При прощании, он сказал: «Будем делать все, чтобы сохранить Пархомовку». А когда у художника через четыре часа произошла встреча с М.Горбачевым, то и там С.Рерих стал говорить о Пархомовке. Раиса Максимовна, с присущей ей эмоциональностью, воскликнула: «Святослав Николаевич, давайте поедем в Пархомовку!» «Хорошо», - ответил он, думая о будущем, так как на следующее утро, улетал из СССР. На следующий день в ЦК Компартии Украины прозвенел звонок. «Готовьтесь к приезду Горбачевой и Рериха». Через пару дней, все партийное и хозяйственное руководство республики, кроме заболевшего Щербицкого, по грунтовой разбитой дороге на правительственных «броневиках» устремилось в отдаленное село. Со следующего дня со всех объектов Украины были сняты реставраторы. Сотни рабочих восстанавливали церковь, делали дорогу, благоустраивали село, тщательно готовясь к приезду столь высоких гостей. Рерих был в Индии, а Р.Горбачева занялась другими вопросами. Убедившись, что их не будет, реставрацию прекратили. Но уже почти все сделали. 

Сейчас это действующий храм Украинской Православной церкви - Киевского Патриархата. И стоит этот удивительный храм, один из самых красивых в мире, как воин, что выстоял почти столетие, не погибнув, как множество не менее достойных, не изменил ни своего облика, ни своей сути. Не изменил своим основателям, создателям, почитателям, которых становится все больше и больше! Словно герой эпоса, противостоял он лихолетьям: революциям, войнам, разрухам, развенчиванием кумиров и мифов. По нему стреляли, его поджигали, засыпали отравой, пытались принизить безразличием и забытьем. Не вышло! Он выстоял и ждет вас, придите к нему, под его защиту.  
Источники: 
http://naprirodu.kiev.ua/otz_4_10.html 
http://akimboyko.in.ua/2009/06/parhomovka-pokrovskaja_cerkov/ 
http://utg.net.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=289&Itemid=37

Описание тайника

Содержимое тайника

Хорошее настроение

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Cossacks (13.07.2013 23:23:29)
Осмотрели церковь 19.06.13 г. От трассы ехали по полевым дорогам, спугивая соколов из высокой травы. Очень жаль, что не удалось попасть внутрь – все двери оказались заперты. Погуляли вокруг храма, посчитали колокола. Церковь красивая, спасибо автору тайника.
Knight Templar (25.08.2010 12:18:32)
Были 20.08.2010 с Kind Predator, а также Танюшей & Ксюшей. Замечательный храм. К сожалению внутрь не попали. Будем пытаться в следующий раз. Очень рекомендую для посещения.
A&G (15.12.2009 20:02:23)
АИст (14.12.2009 00:01:17)
dombrovskii_а (15.11.2009 00:14:26)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116