Паровоз-памятник "Комсомолец" [MS/6017]

Эш-4375
Эш-4375
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Природный
Прогулка
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ленинградская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Осиновец
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
3.68Нашли: 86
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Эш-4375
Эш-4375
Вокзал-памятник ленинградским железнодорожникам
Вокзал-памятник ленинградским железнодорожникам
Скульптура "Броня"
Скульптура "Броня"
Автор: ПОЖАРовы
Создан: 07.07.2009
(отредактирован 22.11.2015)

Описание окружающей местности

В конце пути, у Ладоги колесами прирос.
В лучах победной радуги блокадный паровоз.
Усталый и заслуженный, стоит меж двух берез
Дороги жизни труженик - блокадный паровоз.


     Паровоз Эш-4375 установлен на вечную стоянку в мемориальном комплексе на станции Ладожское Озеро у здания вокзала 7 мая 1975 года. На обеих сторонах его тендера надпись: "Все для фронта, все для победы". Грузовой Эш-4375 построен в 1923 году в Швеции на заводе "Нюдквист и Гольм" по чертежам Луганского завода. В тяжелых условиях блокады Ленинграда, голодные, под обстрелами и бомбежками, бригады машинистов-комсомольцев В.Елисеева, В.Еледина и А.Самойлова обеспечивали воинские перевозки, эвакуацию и подвоз продуктов на линии Ладожское Озеро-Ленинград. В городе не было электричества, воды и отопления. Комсомольские бригады паровоза водили поезда с торфом для единственной электростанции, работавшей в Ленинграде в самый тяжелый период блокады 1941-1942 годов.
     Все машинисты, работавшие в блокадное время на Эш-4375, удостоены высоких наград, а старшему машинисту паровоза В.Елисееву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1944 году поэт Николай Тихонов писал: "После войны этот паровоз надо будет поставить в музей рядом с героем битв - нашим славным Т-34". Слова поэта сбылись. Эш-4375 был отправлен в Москву для ремонта в 1943 году и обратно на дорогу не возвращен. По инициативе общественных организаций в 1969 году паровоз разыскал и доставил в Ленинград-Финляндское депо машинист В.Еледин.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

Из воспоминаний Василия Алексеевича Еледина


     Привычно чувствует себя Еледин в кабине тепловоза, вглядываясь в раздвигающийся горизонт. Только видится подчас Василию Алексеевичу иная дорога, вздыбленная черными разрывами снарядов, паровоз ЭШ-4375, на котором он совершил первый рейс в осажденном Ленинграде...

«...Белесым утром по шпалам бредет человек, с трудом переставляя ноги. Останавливается, чтобы отдышаться, и снова двигается вперед. За ним - второй, третий. Тянутся к стоящим на путях молчаливым паровозам с погашенными топками. Руки цепляются за поручни, но не могут подтянуть тело: двести пятьдесят граммов суррогатного хлеба на взрослого в день. Вначале подсаживают в паровозную будку машиниста, тот протягивает руку помощнику, затем вдвоем втаскивают кочегара. Однажды сменщик Еледина не смог ухватиться за поручни и как подрезанный свалился у колес паровоза. Пока его под мышки втаскивали на паровоз и усаживали у реверса (не хватало сил в ногах стоять, как положено машинисту), вместо одной минуты, отпущенной на принятие смены, прошло целых три. Диспетчер устроил разнос: торфяные вертушки должны были ходить с точностью пассажирских поездов.
     Вели их совсем молодые парни. Электростанциям не хватало топлива. Возили торф со станций Рахья, Дунай. С января 1942 года до декабря комсомольская колонна доставила в город более двух миллионов тонн топлива. Первым привез топливо паровоз ЭШ-4375. На нем Василий Еледин начал свои рейсы, отличавшиеся, пожалуй, один от другого количеством падающих на состав снарядов.
     Сейчас на полоске земли, прижавшейся к Ладожскому озеру, можно лишь разглядеть оплывшую насыпь. Скрыла земля тонны ржавых осколков, затянулись, заросли воронки от бомб.
Путь просматривался с Синявинских высот. Вражеские позиции подходили на 3-4 километра. Немецкие наблюдатели, окопавшиеся там, не сводили глаз с линии. Днем моментально засекали дымок над паровозом, ночью - свет локомотивных фар. И вздымались земляные фонтаны у насыпи, падали поперек пути деревья, снаряды разворачивали рельсы.
     По этому «коридору смерти», как окрестили его машинисты, вели составы Василий Елисеев, Алексей Самойлов, Василий Еледин и их товарищи.
...В тот день дежурный по станции беспокоился с утра:
- Что Еледин, где Еледин?!- поминутно запрашивал он линию из своей землянки.
     Пока по сторонам прикрывал лес, все шло нормально. Василий даже пропел кочегару Танюше Лысовой: «Не спи, вставай, кудрявая», и от улыбки побежали белые трещинки морщинок у его светлых глаз. Но вот деревья поредели, стала быстро надвигаться лесная опушка. Василий с опаской поглядывал на кривую сосенку, стоявшую особняком: «Чертово дерево, пристрелялись тут, наверное, гады аккуратные, не упустят случая». За опушкой открытый участок дороги, да еще в гору.
- Держи пар, Танюша, - попросил Еледин, не отрывая взгляда от пути.
     Лопата ходуном заходила в руках Татьяны, привычно швырявшей уголь из лотка в топку.
     Прикинув разгон, Василий поворотом реверса дал скорость и мощно вывел состав на подъем. Первый снаряд шлепнулся прямо на опушке, второй срезал холмик с кустом, а третий поднял землю метрах в тридцати от насыпи.
- Нажимай, Танюша, нажимай, уходить надо! - Из-за грохота разрывов приходилось орать друг другу чуть ли не в ухо.
     Василий прирос к реверсу, губы сжаты, глаза сузились, он весь напрягся, как перед прыжком. Паровоз упрямо лез в гору. Но вот снова рвануло поблизости, осколки хлестнули по вагонам, состав дернулся и встал. Где-то зашипел воздух. Помощник Анатолий Илларионов кинулся вдоль поезда и тотчас, шумно дыша, с бороздками пота на лице, ввалился в будку:
- Так и есть, перебита тормозная магистраль, - выдохнул он. - Делать-то что?
     Снаряд вот-вот мог врезаться в вагоны, зажечь груз. Спасать следует состав, обязательно спасать, а как? Ремонтировать под огнем? Не успеешь инструменты разложить - накроют.
«Весь состав сейчас не утянешь, надо глаза фрицам отвести», - прыгали мысли в голове Еледина.
- Отцепляй паровоз! - машет он Анатолию.
     Тот кидается к буферам, дергает ручку автосцепки. Бросает на ребят быстрый взгляд Татьяна, понимает, что задумал машинист, и в топку летит жирный уголь. Оставляя за собой черный хвост дыма, раздуваемый ветром, заметный отовсюду паровоз, с одним турным вагоном для поездных бригад рванулся вперед. Сразу же началась пальба по дыму.
- Стреляй, фашист, стреляй. Это тебе не поезд... Попробуй, зараза, попади в один-то паровоз, - ожесточенно бормотал про себя Еледин.
     Василий чувствовал, как поднимается давление в котле, как стремительно летят под колесами рельсы, как, словно палки в заборе, мелькают шпалы; он ощущал каждый бугорок и выемку на пути. Паровоз на полных парах влетел в спасительный лес. Бригаду Василий оставил отдыхать.
К оставленному составу Еледин отправился вместе с вагонным мастером Константином Калашниковым. Шли торопливо, шагая через шпалы. Повреждение чинили споро, без лишней суеты, стараясь не греметь инструментами. Когда вернулись, чуть не бегом, рубахи были хоть выжимай. И сразу Еледин на паровоз.
     За составом подкрались потихоньку, почти без дыма. Только тронулись в путь, как невдалеке брызнула вверх земля. Наблюдатели снова заметили их. Второй снаряд упал рядом с насыпью, плеснуло тугой волной воздуха в будку. Немцам не хотелось упускать состав, но было уже поздно.
     Поезд ворвался в лес, вот и станция Поляны. Василий, высунув из будки чумазое лицо и дурашливо крикнув: «Фриц капут», - ловко подхватил жезл. Записка: «Нужно нагонять время, подпирают другие».
     Поезда шли пачками по 10-15 составов, шли на хвостах друг у друга, вплотную. Машинистам нечего было объяснять, что без хлеба и угля не выживут люди в городе. А хлеба в Ленинграде бывало подчас ровно на один день...»

Полный текст воспоминаний можно почитать на сайте http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5277/

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Здание вокзала на станции «Ладожское озеро» является памятником ленинградским железнодорожникам. В нем открыт мемориальный музей «Дорога Жизни».
Часы работы: с 9 до 17 часов.
Воскресенье и понедельник - выходные дни.

Описание тайника

Содержимое тайника

Приятные мелочи

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

ChateNoire (22.10.2016 18:35:24)
Взяли сегодня тайник. Только сфоткаться забыли. А саму скульптуру осмотрели в первую очередь, еще даже не прочитав название тайника.
Одновременно с нами к паровозу подкатил экскурсионный автобус, полный китайцев. Они все высыпали из него, и принялись, что-то крича на своем (столько шуму от них, ужас), фоткаться и ползать, щупать паровоз. Мы быстренько узнали то, что нам нужно, и пошли за тайником.
Когда вернулись к паровозу, смогли спокойно его осмотреть и сфотографировать в одиночестве.
Марья (16.09.2016 21:23:24)
Нашла 15.06. Рядом на пнях набрала кучу опяток! Спасибо за прогулку!
natka-piratka (25.07.2016 03:05:12)
Святланка (14.07.2016 22:54:42)
Ziggy (03.07.2016 23:09:12)
Isbjorn (28.06.2016 01:21:35)
croix (02.05.2016 23:37:24)
L__ (02.05.2016 21:59:27)
spax1973 (04.04.2016 22:39:43)
gyngery (04.04.2016 21:37:36)
Sashka&Dashka (03.04.2016 22:55:35)
Vladsc (02.02.2016 12:35:42)
den221178 (06.01.2016 23:10:01)
BiLlArs (08.12.2015 16:38:50)
Sergio79 (01.12.2015 22:02:55)
larik000 (30.11.2015 15:13:50)
jamget (30.10.2015 00:42:55)
Супруны (26.10.2015 10:21:56)
smalnik (17.10.2015 20:40:03)
Медвежата (21.08.2015 23:11:56)
feleo (06.07.2015 22:05:17)
Samuraj Stue (06.07.2015 16:35:48)
KateD (14.06.2015 12:13:01)
Trankvill (17.05.2015 21:26:25)
BarabanovaP (17.05.2015 21:08:10)
Snork (24.03.2015 22:48:12)
kij (27.01.2015 21:55:24)
Leeona (27.01.2015 17:07:28)
FastAndy (18.09.2014 11:35:02)
АБорМото (07.07.2014 14:47:31)
Fly84 (07.07.2014 09:58:36)
Янулька и Андрюшка=) (12.06.2014 23:56:06)
Slava_by (12.05.2014 10:53:10)
Lёva&Lёpa (03.09.2013 08:18:51)
dbarashev (17.08.2013 14:08:32)
drachoon (12.08.2013 15:53:27)
ScumCoder (13.07.2013 03:45:09)
Sergio79 (12.05.2013 20:17:02)
stampmaker (03.03.2013 17:41:34)
maxspb (18.12.2012 14:22:23)
натарс (22.09.2012 12:35:24)
Rudolf (23.07.2012 22:35:10)
vovano2006 (13.07.2012 15:08:43)
Alexandr_Bel (02.07.2012 14:45:23)
Nemo53817 (09.05.2012 16:19:43)
Terr (30.01.2012 12:51:32)
xytaxis (05.01.2012 16:34:35)
Vladdy&Lanka (29.10.2011 21:30:43)
maik2005 (03.10.2011 19:24:03)
megapooh (18.09.2011 19:12:43)
Примус (16.08.2011 22:21:08)
mauta (17.05.2011 11:32:12)
BizzKid (07.11.2010 16:21:35)
Gluker (27.09.2010 10:22:30)
Great (27.09.2010 00:32:32)
-nz- (09.09.2010 16:47:13)
Mikkonen (19.08.2010 22:58:38)
bobr_102 (12.08.2010 22:38:08)
LelikB (05.06.2010 20:51:31)
Левша (10.05.2010 13:12:27)
prorok (04.05.2010 13:15:28)
Khan_spb (27.04.2010 12:25:36)
mvmail (12.04.2010 16:16:50)
opogpsum (11.04.2010 23:03:00)
Y.U.S.&Анюткин (21.03.2010 11:46:40)
yu_stas (14.03.2010 22:43:01)
Volchki (18.02.2010 10:27:02)
passerby (17.02.2010 15:03:55)
Vera&Serv (17.02.2010 06:18:28)
Nata&Serg (31.01.2010 19:40:27)
максим123 (22.11.2009 23:04:35)
Cossacks (16.11.2009 11:57:35)
Ёжик и Белочка (03.11.2009 00:20:01)
Сундук и Панда (28.09.2009 18:59:40)
MikeT (16.08.2009 18:45:08)
kadobnov (16.08.2009 16:00:30)
DKorovin (03.08.2009 12:24:37)
Путники (02.08.2009 22:24:16)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115