Паровоз-памятник "Комсомолец" [MS/6017]

Эш-4375
Эш-4375
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Природный
Прогулка
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
СПб и Ленинградская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Осиновец
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
3.71Нашли: 101
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Эш-4375
Эш-4375
Вокзал-памятник ленинградским железнодорожникам
Вокзал-памятник ленинградским железнодорожникам
Скульптура "Броня"
Скульптура "Броня"
Автор: ПОЖАРовы
Создан: 07.07.2009
(отредактирован 09.05.2017)

Описание окружающей местности

В конце пути, у Ладоги колесами прирос.
В лучах победной радуги блокадный паровоз.
Усталый и заслуженный, стоит меж двух берез
Дороги жизни труженик - блокадный паровоз.


     Паровоз Эш-4375 установлен на вечную стоянку в мемориальном комплексе на станции Ладожское Озеро у здания вокзала 7 мая 1975 года. На обеих сторонах его тендера надпись: "Все для фронта, все для победы". Грузовой Эш-4375 построен в 1923 году в Швеции на заводе "Нюдквист и Гольм" по чертежам Луганского завода. В тяжелых условиях блокады Ленинграда, голодные, под обстрелами и бомбежками, бригады машинистов-комсомольцев В.Елисеева, В.Еледина и А.Самойлова обеспечивали воинские перевозки, эвакуацию и подвоз продуктов на линии Ладожское Озеро-Ленинград. В городе не было электричества, воды и отопления. Комсомольские бригады паровоза водили поезда с торфом для единственной электростанции, работавшей в Ленинграде в самый тяжелый период блокады 1941-1942 годов.
     Все машинисты, работавшие в блокадное время на Эш-4375, удостоены высоких наград, а старшему машинисту паровоза В.Елисееву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1944 году поэт Николай Тихонов писал: "После войны этот паровоз надо будет поставить в музей рядом с героем битв - нашим славным Т-34". Слова поэта сбылись. Эш-4375 был отправлен в Москву для ремонта в 1943 году и обратно на дорогу не возвращен. По инициативе общественных организаций в 1969 году паровоз разыскал и доставил в Ленинград-Финляндское депо машинист В.Еледин.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

Из воспоминаний Василия Алексеевича Еледина


     Привычно чувствует себя Еледин в кабине тепловоза, вглядываясь в раздвигающийся горизонт. Только видится подчас Василию Алексеевичу иная дорога, вздыбленная черными разрывами снарядов, паровоз ЭШ-4375, на котором он совершил первый рейс в осажденном Ленинграде...

«...Белесым утром по шпалам бредет человек, с трудом переставляя ноги. Останавливается, чтобы отдышаться, и снова двигается вперед. За ним - второй, третий. Тянутся к стоящим на путях молчаливым паровозам с погашенными топками. Руки цепляются за поручни, но не могут подтянуть тело: двести пятьдесят граммов суррогатного хлеба на взрослого в день. Вначале подсаживают в паровозную будку машиниста, тот протягивает руку помощнику, затем вдвоем втаскивают кочегара. Однажды сменщик Еледина не смог ухватиться за поручни и как подрезанный свалился у колес паровоза. Пока его под мышки втаскивали на паровоз и усаживали у реверса (не хватало сил в ногах стоять, как положено машинисту), вместо одной минуты, отпущенной на принятие смены, прошло целых три. Диспетчер устроил разнос: торфяные вертушки должны были ходить с точностью пассажирских поездов.
     Вели их совсем молодые парни. Электростанциям не хватало топлива. Возили торф со станций Рахья, Дунай. С января 1942 года до декабря комсомольская колонна доставила в город более двух миллионов тонн топлива. Первым привез топливо паровоз ЭШ-4375. На нем Василий Еледин начал свои рейсы, отличавшиеся, пожалуй, один от другого количеством падающих на состав снарядов.
     Сейчас на полоске земли, прижавшейся к Ладожскому озеру, можно лишь разглядеть оплывшую насыпь. Скрыла земля тонны ржавых осколков, затянулись, заросли воронки от бомб.
Путь просматривался с Синявинских высот. Вражеские позиции подходили на 3-4 километра. Немецкие наблюдатели, окопавшиеся там, не сводили глаз с линии. Днем моментально засекали дымок над паровозом, ночью - свет локомотивных фар. И вздымались земляные фонтаны у насыпи, падали поперек пути деревья, снаряды разворачивали рельсы.
     По этому «коридору смерти», как окрестили его машинисты, вели составы Василий Елисеев, Алексей Самойлов, Василий Еледин и их товарищи.
...В тот день дежурный по станции беспокоился с утра:
- Что Еледин, где Еледин?!- поминутно запрашивал он линию из своей землянки.
     Пока по сторонам прикрывал лес, все шло нормально. Василий даже пропел кочегару Танюше Лысовой: «Не спи, вставай, кудрявая», и от улыбки побежали белые трещинки морщинок у его светлых глаз. Но вот деревья поредели, стала быстро надвигаться лесная опушка. Василий с опаской поглядывал на кривую сосенку, стоявшую особняком: «Чертово дерево, пристрелялись тут, наверное, гады аккуратные, не упустят случая». За опушкой открытый участок дороги, да еще в гору.
- Держи пар, Танюша, - попросил Еледин, не отрывая взгляда от пути.
     Лопата ходуном заходила в руках Татьяны, привычно швырявшей уголь из лотка в топку.
     Прикинув разгон, Василий поворотом реверса дал скорость и мощно вывел состав на подъем. Первый снаряд шлепнулся прямо на опушке, второй срезал холмик с кустом, а третий поднял землю метрах в тридцати от насыпи.
- Нажимай, Танюша, нажимай, уходить надо! - Из-за грохота разрывов приходилось орать друг другу чуть ли не в ухо.
     Василий прирос к реверсу, губы сжаты, глаза сузились, он весь напрягся, как перед прыжком. Паровоз упрямо лез в гору. Но вот снова рвануло поблизости, осколки хлестнули по вагонам, состав дернулся и встал. Где-то зашипел воздух. Помощник Анатолий Илларионов кинулся вдоль поезда и тотчас, шумно дыша, с бороздками пота на лице, ввалился в будку:
- Так и есть, перебита тормозная магистраль, - выдохнул он. - Делать-то что?
     Снаряд вот-вот мог врезаться в вагоны, зажечь груз. Спасать следует состав, обязательно спасать, а как? Ремонтировать под огнем? Не успеешь инструменты разложить - накроют.
«Весь состав сейчас не утянешь, надо глаза фрицам отвести», - прыгали мысли в голове Еледина.
- Отцепляй паровоз! - машет он Анатолию.
     Тот кидается к буферам, дергает ручку автосцепки. Бросает на ребят быстрый взгляд Татьяна, понимает, что задумал машинист, и в топку летит жирный уголь. Оставляя за собой черный хвост дыма, раздуваемый ветром, заметный отовсюду паровоз, с одним турным вагоном для поездных бригад рванулся вперед. Сразу же началась пальба по дыму.
- Стреляй, фашист, стреляй. Это тебе не поезд... Попробуй, зараза, попади в один-то паровоз, - ожесточенно бормотал про себя Еледин.
     Василий чувствовал, как поднимается давление в котле, как стремительно летят под колесами рельсы, как, словно палки в заборе, мелькают шпалы; он ощущал каждый бугорок и выемку на пути. Паровоз на полных парах влетел в спасительный лес. Бригаду Василий оставил отдыхать.
К оставленному составу Еледин отправился вместе с вагонным мастером Константином Калашниковым. Шли торопливо, шагая через шпалы. Повреждение чинили споро, без лишней суеты, стараясь не греметь инструментами. Когда вернулись, чуть не бегом, рубахи были хоть выжимай. И сразу Еледин на паровоз.
     За составом подкрались потихоньку, почти без дыма. Только тронулись в путь, как невдалеке брызнула вверх земля. Наблюдатели снова заметили их. Второй снаряд упал рядом с насыпью, плеснуло тугой волной воздуха в будку. Немцам не хотелось упускать состав, но было уже поздно.
     Поезд ворвался в лес, вот и станция Поляны. Василий, высунув из будки чумазое лицо и дурашливо крикнув: «Фриц капут», - ловко подхватил жезл. Записка: «Нужно нагонять время, подпирают другие».
     Поезда шли пачками по 10-15 составов, шли на хвостах друг у друга, вплотную. Машинистам нечего было объяснять, что без хлеба и угля не выживут люди в городе. А хлеба в Ленинграде бывало подчас ровно на один день...»

Полный текст воспоминаний можно почитать на сайте http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5277/

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Здание вокзала на станции «Ладожское озеро» является памятником ленинградским железнодорожникам. В нем открыт мемориальный музей «Дорога Жизни».
Часы работы: с 9 до 17 часов.
Воскресенье и понедельник - выходные дни.

Описание тайника

Содержимое тайника

Приятные мелочи

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Tooticky (18.08.2018 23:18:45)
Тайник взят сегодня в ходе автопробега по Дороге Жизни. Паровоз понравился. Не была раньше у этой ж/д станции. В контейнере все в порядке. Почему-то мне кажется, что я видела комментарий, что контейнер поврежден и его нужно класть крышкой вниз. Контейнер так и лежал (я так и оставила), но он в полном порядке. Судя по записи в блокноте авторы побывали на месте, может и заменили, а может я сошла с ума, и мне приснился комментарий. ))
А лесная дорога, судя по шпалам и была ж/д веткой. Забавно.
Спасибо авторам. Интересное место.
Das Boot (10.06.2018 22:39:21)
Найден сегодня. Были сомнения в итоговой точке, карты OSM рисовали ж/д ветку, которая оказалась лесной дорогой, но в итоге сомнения развеялись точными координатами закладки... Контейнер в порядке, хоть и заложен вблизи ручья... Заменили пакеты, взяли эспандер, 2 монеты (БИметалл РФ и крона Норвегии). Добавили 2 монеты ГВС, набор смайликов, бритвенный набор, магнит "Год Собаки". Заселили геокрота "Старшина" на вахту памяти, погостили геокротов "Пехотинец", "Рейнджер", "Наемник", "Гепард", "Скиф", "Крыска", "ЗАТО". Всем удачи в поисках!!! (С последним левым колесом есть некоторая заморочка, но при внимательном прочтении вопроса, сомнения отпадают)))
Задохликовый тупик (16.04.2018 16:04:02)
Romeo (23.01.2018 19:15:38)
banderaz (10.01.2018 15:41:49)
antoh1n (30.09.2017 23:23:05)
Svetik (08.09.2017 17:33:02)
kirdal (02.08.2017 18:12:54)
pvpavel (28.07.2017 11:16:46)
Caritieso (03.07.2017 22:42:25)
питерский (24.05.2017 19:26:15)
Ивашка (09.05.2017 11:31:23)
КАА178 (09.05.2017 09:56:23)
Myxa (09.05.2017 09:54:45)
Ивашка (08.05.2017 22:35:18)
Lucy.Geo (22.10.2016 18:35:24)
Марья (16.09.2016 21:23:24)
natka-piratka (25.07.2016 03:05:12)
Святланка (14.07.2016 22:54:42)
Ziggy (03.07.2016 23:09:12)
Isbjorn (28.06.2016 01:21:35)
croix (02.05.2016 23:37:24)
L__ (02.05.2016 21:59:27)
spax1973 (04.04.2016 22:39:43)
gyngery (04.04.2016 21:37:36)
Sashka&Dashka (03.04.2016 22:55:35)
Vladsc (02.02.2016 12:35:42)
den221178 (06.01.2016 23:10:01)
BiLlArs (08.12.2015 16:38:50)
Sergio79 (01.12.2015 22:02:55)
larik000 (30.11.2015 15:13:50)
jamget (30.10.2015 00:42:55)
Супруны (26.10.2015 10:21:56)
smalnik (17.10.2015 20:40:03)
Медвежата (21.08.2015 23:11:56)
feleo (06.07.2015 22:05:17)
Samuraj Stue (06.07.2015 16:35:48)
KateD (14.06.2015 12:13:01)
Trankvill (17.05.2015 21:26:25)
BarabanovaP (17.05.2015 21:08:10)
Snork (24.03.2015 22:48:12)
kij (27.01.2015 21:55:24)
Leeona (27.01.2015 17:07:28)
FastAndy (18.09.2014 11:35:02)
АБорМото (07.07.2014 14:47:31)
Fly84 (07.07.2014 09:58:36)
Янулька и Андрюшка=) (12.06.2014 23:56:06)
Slava_by (12.05.2014 10:53:10)
Lёva&Lёpa (03.09.2013 08:18:51)
dbarashev (17.08.2013 14:08:32)
drachoon (12.08.2013 15:53:27)
ScumCoder (13.07.2013 03:45:09)
Sergio79 (12.05.2013 20:17:02)
stampmaker (03.03.2013 17:41:34)
maxspb (18.12.2012 14:22:23)
натарс (22.09.2012 12:35:24)
Rudolf (23.07.2012 22:35:10)
vovano2006 (13.07.2012 15:08:43)
Alexandr_Bel (02.07.2012 14:45:23)
Nemo53817 (09.05.2012 16:19:43)
Terr (30.01.2012 12:51:32)
xytaxis (05.01.2012 16:34:35)
Vladdy&Lanka (29.10.2011 21:30:43)
maik2005 (03.10.2011 19:24:03)
megapooh (18.09.2011 19:12:43)
Примус (16.08.2011 22:21:08)
mauta (17.05.2011 11:32:12)
BizzKid (07.11.2010 16:21:35)
Gluker (27.09.2010 10:22:30)
Great (27.09.2010 00:32:32)
-nz- (09.09.2010 16:47:13)
Mikkonen (19.08.2010 22:58:38)
bobr_102 (12.08.2010 22:38:08)
LelikB (05.06.2010 20:51:31)
Левша (10.05.2010 13:12:27)
prorok (04.05.2010 13:15:28)
Khan_spb (27.04.2010 12:25:36)
mvmail (12.04.2010 16:16:50)
opogpsum (11.04.2010 23:03:00)
Y.U.S.&Анюткин (21.03.2010 11:46:40)
yu_stas (14.03.2010 22:43:01)
Volchki (18.02.2010 10:27:02)
passerby (17.02.2010 15:03:55)
Vera&Serv (17.02.2010 06:18:28)
Nata&Serg (31.01.2010 19:40:27)
максим123 (22.11.2009 23:04:35)
Cossacks (16.11.2009 11:57:35)
Ёжик и Белочка (03.11.2009 00:20:01)
Сундук и Панда (28.09.2009 18:59:40)
MikeT (16.08.2009 18:45:08)
kadobnov (16.08.2009 16:00:30)
DKorovin (03.08.2009 12:24:37)
Путники (02.08.2009 22:24:16)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.