Последняя узкоколейка РЖД [MS/6071]

"Сарайчик на колёсах" - плужный снегоочиститель
"Сарайчик на колёсах" - плужный снегоочиститель
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Природный
Техноген
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Рязанская обл.
Клепиковский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Тума, Гуреево
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.50Рекомендаций: 1Нашли: 13
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Рельсы зовут вдаль...
Рельсы зовут вдаль...
На путях депо в Туме
На путях депо в Туме
Узкоколейный урожай
Узкоколейный урожай
Официальный ответ РЖД на запрос о судьбе узкоколейки
Официальный ответ РЖД на запрос о судьбе узкоколейки
Автор: Dimkin
Создан: 12.07.2009
(отредактирован 13.05.2014)
Компаньоны: Boloto, Sana_H, Scud

Описание окружающей местности

Часть 1. Серьёзная.

Тяжела судьба узкоколейных железных дорог (УЖД) в современной России. Большинство из них уже исчезли, а оставшиеся влачат жалкое существование и находятся под постоянной угрозой закрытия. Например, сейчас, когда я пишу эти строки, полным ходом идёт разборка Шатурской и Радовицкой УЖД. И, если первая уже несколько лет практически не функционировала, то вторая до последнего момента снабжала торфом Шатурскую ГРЭС. Уникальный подвижной состав безжалостно режут автогеном на металлолом, рельсы вывозят в неизвестном направлении... К 2010 году в Московской области уже не останется ни одной узкоколейки. В то же время, надо заметить, в соседних Белоруссии и Украине узкоколейки не только не вымирают, но активно работают и даже развиваются!

Однако, вернёмся в родные пенаты. Кроме ведомственных лесо- и торфовозных узкоколеек, существовала не так далеко от Москвы протяжённая линия узкоколейных дорог, принадлежащая МПС, ныне - ОАО "РЖД". Имя ей - Мещерская магистраль. Когда-то на узкоколейном поезде можно было проехать сквозь всю Мещеру от Владимира до Рязани! Чтобы не повторяться с описанием былого величия Мещерской магистрали, любознательным игрокам порекомендую обратиться к описаниям других тайников, посвящённых ей:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3318
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3317
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3316
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4725
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4727

Увы, и эту узкоколейку тоже постигла незавидная участь. Большинство участков были разобраны, и сейчас остатки их насыпей зарастают молодым лесом. Участок Владимир-Тумская был перешит на широкую колею, и сейчас он ещё действует, хотя число пассажирских рейсов уже сокращено до двух пар поездов в сутки. Единственный оставшийся небольшой узкоколейный участок - Тумская - Гуреевский - Голованова дача. До 2008 года на нём сохранялось регулярное пассажирское движение, но теперь оно прекращено и на этом участке, по официальной версии - в связи с аварийным состоянием пути. Посёлки Курша и Голованова дача оказались фактически отрезанными от цивилизации, ведь узкоколейка была для них практически единственной дорогой "на материк"... И это - менее чем в 200 километрах от столицы!

Однако, хоть официально движения на этой узкоколейке больше нет, по ней ещё попадают в Голованову Дачу и Куршу грузы и люди. Ниточке, связующей эти посёлки с "большой землёй", не даёт оборваться замечательный человек Сергей Алексеевич Никулин. Проработав долгие годы на Мещерской магистрали мастером пути, он и сейчас не бросил дорогу - на личной мотодрезине-"пионерке" продолжает возить в мещерскую глушь провизию, солярку, пассажиров; а зачастую и туристов - исследователей узкоколеек. С ним можно договориться о поездке по УЖД на "пионерке" в сторону Курши - Головановой Дачи. Живёт он вместе с семьёй на разъёзде Гуреевский. Его дом - это бывшее здание станции, на нём и поныне, наперекор разрушительному времени, красуется табличка "Гуреевский Горьковской ж/д"; на тронутых ржавчиной рельсах, что проходят прямо перед калиткой, стоят прицепы для пионерки, а чуть поодаль - брошенные вагоны и снегоочиститель.

Судьба последней узкоколейки РЖД волнует не только местных жителей. Известные путешественники, исследователи железных дорог Сергей Костыгов, Илья Некрасов и их коллеги по увлечению опубликовали на своём сайте http://www.pereyezd.ru
обращение, направленное ими руководству РЖД. Текст этого обращения привожу ниже дословно:

" Уважаемое руководство ОАО «РЖД» (в частности - Горьковской железной дороги!), случайно (или нет?!) прочитавшее этот рассказ. Поймите вы наконец, что Тумская узкоколейка - ПОСЛЕДНИЙ участок РЖД колеи 750 мм! Раньше таких дорог было много (Тула-Лихвинская, Шильда - Совхоз Озёрный, Булаево - Красногвардейская), но все они со временем канули в прошлое или перешли в ведение новообразованных государств. В бывших союзных республиках протяжённость узкоколеек общего пользования тоже, естественно, сократилась, но действующие линии есть до сих пор. И если не выполняющие реальные перевозки, то хотя бы музейные. На Украине перевозят пассажиров Гайворонская, Береговская, Антоновская узкоколейки общей протяжённостью более 250 км, в Прибалтике функционируют музейные железные дороги Гулбене - Алуксне, Паневежис - Рубикяй. И только в России, огромной России, не осталось почти ничего. Тумская - Голованова Дача - это последняя возможность сохранить маленькую жемчужину, раритет сети - «МПСовскую» узкоколейку. Дорога, идущая по знаменитым мещёрским лесам, рано или поздно должна стать музейной. Сюда будут ездить туристы, сюда уже тянутся люди! Поставить на ней крест - это поставить крест на огромном пласте истории железных дорог нашей страны.

И напоследок ещё один аргумент! В РЖД имеется ряд железных дорог узкой колеи, неприбыльных, но считающихся необходимым звеном. Это детские железные дороги. Существуют и железнодорожные музеи. Так вот, задумайтесь, чем хуже всего этого Тумская узкоколейка? Неужели огромная структура не может содержать в себе маленькую дорогу, пусть нерентабельную, но являющуюся частичкой её далёкой истории, музеем-заповедником сети РЖД, отражающую её давнюю суть и принципы?! Эта дорога должна остаться ради истории, так же, как и некоторые участки широкой колеи, сохранившие инфраструктуру давно ушедших лет, например, участок с электрожезловой системой и действующими семафорами Кувшиново - Соблаго Октябрьской ж.д. Их не должен касаться разрушительный прогресс, их нужно законсервировать в том облике, который дошёл до нас, чудом смог сохраниться. В противном случае не будет у российских железных дорог истории, не будет ни прошлого, ни будущего, будет только унылое настоящее, серое и мрачное, непривлекательное и неинтересное, мечущееся в мире бизнеса и экономики и не имеющее почвы под ногами
."

Подписываюсь под каждым словом.
Руководство РЖД дало на этот запрос официальный ответ. Его скан выкладываю в "фотографиях местности". Увы, суть ответа не обнадёживает, но всё-таки хочется верить, что здравый смысл восторжествует, и маленькие зелёные вагончики вновь застучат по стыкам рельс, ведущих в прекрасную и таинственную мещерскую глушь...

Часть 2. Радостная.

...Позади сонный утренний поезд, душный автобус, марш-бросок по полю в поисках переправы. Под ногами - зарастающая травой и молодым лесом разобранная насыпь узкоколейки, ведущая от уже несуществующей станции Потапово к разъезду Гуреевский, ставшему, можно сказать, последним оплотом Мещерской магистрали. Рыжий после весеннего пала сосновый бор сменяется мелким березняком, а тот, внезапно обрываясь, открывает вид на пестреющие цветами окрестные поля с виднеющимися иногда крышами домиков вдали. Мещера... Казалось бы, ничего особенного - леса да болота, да зеркала озёр средь глуши, да иногда - тонкие, теряющиеся ниточки узкоколейных насыпей, но как же берёт за душу эта неброская красота! И как радостно возвращаться сюда вновь и вновь, неважно - в запахи просыпающейся весны, в буйство летних трав или в величественную тишину поздней осени - бегом, бегом из шума и бешеной гонки города в это неспешное великолепие, в торжественную готику сосновых грив!

...Сквозь кустарник виднеется просвет, ещё несколько шагов, и да - пришли! Заросшая насыпь сменяется ржавыми, но вполне целыми рельсами, на которых стоят старые вагоны. Ещё пара сотен метров - и наша цель достигнута: вот оно, станционное здание разъезда Гуреевский, а ныне - дом Сергея Алексеевича. Прямо перед калиткой проходят узкоколейные пути, на них стоит снегоочиститель и пара прицепов для пионерки. А вот сама пионерка, оказывается, как назло, сегодня утром сломалась, да так основательно, что была отправлена на ремонт в Туму, в автомастерскую. Да, починят не раньше, чем завтра вечером. Жаль, поездка на пионерке в глухой лесной посёлок Курша отменяется. Беседуем с Сергеем Алексеевичем. Он, как о привычных вещах, рассказывает о том, как зимой вёз солярку и провизию в Голованову Дачу, да пионерка сломалась, застряв на полпути в снежном перемёте - пути-то не чистят...

Что ж, раз пионерки нет - на нашу долю выпадает ночёвка в березняке близ Гуреево и пешее исследование узкоколейки. Осматриваем снегоочистетель - вроде вполне себе цел, смазан, да только кто ж его зимой через заносы толкать будет - локомотива-то нет! Поворот на Голованову Дачу - обратный: когда приходил состав из Тумы, то здесь, на разъезде, тепловоз отцеплялся, обгонялся по второму пути, прицеплялся к вагонам с другой стороны и продолжал свой путь. Идём по плавной кривой в сторону Головановой Дачи. Прямо между рельсов, под ногами, рубиновыми каплями краснеет крупная, уже чуть переспелая земляника. Небольшой островок белоствольного берёзового леса, и впереди распахивается простор полей, пестреющих июльским разнотравьем, переливающийся на лёгком ветру зелёными волнами трав, обдающий лицо жаркими ароматами цветов и нагретой солнцем зелени. И среди этого великолепия - едва заметная, скрывающаяся в траве, упирающаяся в горизонт и зовущая вдаль ниточка рельс. Нет, есть что-то неуловимо притягательное, манящее, в таких забытых, полузаброшенных железных дорогах, органично вписавшихся в великолепие окружающей природы, вжившихся в неё, ставших её частью!

Но до Курши пешком не пойдём, нет. Пора и про обратный путь задуматься - а раз уж приехали узкоколейку исследовать, то топать нам пешком до Тумы, а там - на поезд Тумская-Владимир, заслуживающий отдельного внимания, ну или как получится. Снова размеренные шаги по насыпи, но уже живой, с рельсами и шпалами, под смыкающимся пологом леса, через деревянные мостики... На последнем участке перед Тумой рельсы полностью скрыты густой травой, даже не видны сквозь неё, и под занавес врезаются в заросли гигантского репейника (дайте мне мачете!). Видно, что на пионерке в эту сторону давно не ездили - тут не то что пионерка, тепловоз, пожалуй, застрянет! И, в завершение, из-за зарослей репейника вырастает светофор - вполне целый, хоть и выключенный. Чуть дальше - второй светофор, этот уже светит красным глазом - интересно, кому? Домики, домики, а вот и депо станции Тумская, где заканчивается узкая колея и начинается широкая. Из ветхого, с выбитыми стёклами здания депо торчит хвост разгромленного, под стать зданию, состава из плацкартных вагонов широкой колеи. А рядом - что за диво - в сцепке с ярко-красным пожарным поездом стоит старинный, деревянный почтовый вагон!

Чуть поодаль, у пассажирской платформы, пыхтит дизелем "машка" - тепловоз 2М62У. Наверное, она и потянет наш поезд в сторону Владимира. Но где же вагоны? Их нет! Недоумению не суждено было быть долгим: бумажка за окном станционного здания поведала о том, что отныне поезд ходит на 2 часа раньше. Второй облом за поездку! Неудача? Нет! Поездка всё равно была хороша. Ещё два дня, проведённые в Мещере - разве это можно назвать неудачей?

В Москву мы, разумеется, вернулись, несмотря на коварство расписания. Без особых проблем и в тот же день, хоть и другим способом.


Часть 3. Информационная.

Полезная информация для пешекэшеров.
Попасть в Туму и её окрестности из Москвы и выбраться обратно можно следующими способами:

1. Самый простой, но не самый удобный и самый неинтересный способ - автобусы Москва-Тума и Москва-Касимов. Расписание по Москве - см. http://www.mostransavto.ru/?page=avshelk . Расписание по автостанции Тума на Москву (по состоянию на 2009 год): 8:00, 16:00(вс); проходящие из Касимова: 7:20, 9:34, 10:45, 12:43, 15:00(пт, вс),16:34.

2. Более удобный способ "туда": из Москвы скоростным экспрессом Москва-Рязань (07:15 от Казанского вокзала), или обычной электричкой, далее автобусом Рязань-Тума или Рязань-Касимов, которые ходят примерно каждый час. Внимание: в Рязани два автовокзала, вам нужен "Приокский"!

3. Самый интересный способ возвращения обратно – поездом Тумская-Владимир до ст. Окатово, а дальше – пройти пешком около 2 км до ст.Нечаевская, и там пересесть на электричку Вековка-Черусти-Москва. Но учтите, что 31 мая 2009 года расписание поезда поменялось! Актуальное расписание см. здесь: http://rasp.yandex.ru/
.

4. Наверняка есть и другие способы!


Обновление. Последняя узкоколейка РЖД уничтожена. Рельсы сняты, подвижный состав частично вывезен, частично уничтожен. Со станционного здания в Гуреевском снята вывеска, теперь это просто жилой дом. Деревня Курша сгорела в пожарах 2010 года. Вокзал в Головановой Даче варварски разрушен.

Описание тайника

Содержимое тайника

1. Dimkin's CD v.3.2 с картами для Garmin.
2. Микродрайв 6 Гб с картами для Ozi (ГШ, 500м).
3. Наушники.
4. Фонарик.
5. Блокнот, ручка, карандаш (не забирать).

Внимание: размер контейнера не позволяет положить в него стандартный 12-см диск.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Hen (28.07.2016 21:42:30)
Побывали на Тумской и у кеша. Зачёт получен.
хищник (09.05.2016 14:20:44)
Прошлись, вернее проехали по точкам тайника 02.05.16г. Ни подвижного состава, ни рельс больше нет. Очень жаль! Понравился проездинг по сильно заросшей насыпи на Куршу со стороны Гурьевского.
Тайник , коробочка в порядке, хотя до водных процедур ему оставалось не долго. Углубили место под тайник, что-бы не выпадал больше. основательно замаскировали. Поехали дальше в сторону Мещеры Паустовского. Всем привет!
Кочевники (11.09.2015 21:45:47)
Сергей Б. (15.05.2014 09:44:22)
Сергей Б. (11.05.2014 05:16:31)
Fess.kl (14.06.2012 19:07:27)
vulkan1979 (09.05.2011 20:48:04)
Сергей Б. (29.10.2010 17:42:01)
Dimkin (15.06.2010 23:32:57)
whitewolf (05.12.2009 19:02:52)
Dimkin (30.09.2009 21:00:30)
johnson (21.09.2009 16:06:55)
Romanoff Vlad (20.09.2009 21:33:44)
Sp[ai]der (07.08.2009 12:41:34)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121