Архитектурная Сортавала [MS/6433]

Герб города
Герб города
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный,
городской
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Карелия респ.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Сортавала
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.25Рекомендаций: 8Нашли: 32
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
изображения 05, 15, 18, 25, 43, 46
изображения 05, 15, 18, 25, 43, 46
изображения 10, 54, 59, 61, 68
изображения 10, 54, 59, 61, 68
изображения 22, 28, 32, 36, 63, 73
изображения 22, 28, 32, 36, 63, 73
Автор: Jackie
Создан: 27.08.2009
(отредактирован 06.07.2012)
Компаньоны: Володька, Константин

Описание окружающей местности

  Сортавала - уникальный город по своей истории, архитектуре, географическому положению, по административному устройству. Город имеет три даты рождения, три названия, пережил три полных смены населения и принадлежал в разное время трем государствам. Название города, как впрочем и другие карело-финские названия, произносится с ударением на первый слог - Сортавала, и не склоняется. Хотя можно довольно часто услышать "в Сортавале" или "в Сортавалу".
     На протяжении своей истории Сортавала в силу удобного географического положения являлась, прежде всего, административным центром. В 20-30-е годы XX века, когда город находился в составе Финляндии, Сортавала, бурно развивавшаяся в то время, не приобрела промышленного значения, но по праву считалась финансовым, туристическим и культурным центром. Хотя и в экономическом отношении Сортавальская земля сыграла в истории примечательную роль, в первую очередь благодаря добыче строительного и декоративного камня. 

      Несмотря на административное подчинение республиканской столице Петрозаводску, центром притяжения для Сортавалы всегда был Санкт-Петербург/Ленинград. Так сложилось исторически и географически. Город стал быстро развиваться в XX веке во многом благодаря активным торговым связям с Петербургом. 
      Богатая история породила совершенно неповторимый архитектурный облик Сортавала, и не случайно ей в 1990 году был присвоен статус «Исторический город». Ученые насчитывают здесь 165 памятников деревянной архитектуры, 17 исторических, 8 археологических и 2 культурных памятника. Немного об истории города Вы можете прочитать в описании тайника "Сортавала". Я же хочу познакомить Вас с тем городом, который назвают «архитектурной энциклопедией европейского зодчества».  В Сортавала можно познакомиться с различными архитектурными стилями - западноевропейским модерном, классицизмом, неоклассицизмом, национальным романтизмом, неоготикой, функционализмом, конструктивизмом. Кроме того, сохранилось большое количество деревянных зданий постройки середины XIX века, как правило, в стиле ампир.
     В начале ХХ века Финляндия стала одним из лидеров мировой архитектуры. И вела за собой Россию -  ведь от Хельсинки до Петербурга рукой подать. Влияние северного модерна очень заметно в архитектуре Петроградской стороны, особенно на Каменном острове. 

*****
     Генеральный план города Сортавала был создан в 1860 году архитектором Альбертом Эдельфельтом. План был основан на принципах архитектуры классицизма с его регулярным началом и учитывал исторические моменты и природные особенности местности. Этот план предусматривал сохранение уже сложившейся планировочной структуры. Идущая параллельно и перпендикулярно заливу новая и старая уличные сетки наложились друг на друга. Там, где они совместились, развёрнутые относительно друг друга под углом в 45 градусов, образовалась уникальная система трёх треугольных площадей.
     Каменное строительство началось в деревянной Сортавала как раз на стыке столетий - в конце XIX - первой трети XX веков. Город заказывал проекты у лучших архитекторов Финляндии. В Сортавала работали известнейшие архитекторы - Уно Вернер Улберг, Готтлиб Элиэль Сааринен, Иохан Якоб Аренберг и многие другие. И результат впечатляет!
      Вот как поэтически пишет об архитектуре Сортавала Юрий Линник (цитаты из его "Сортавальских этюдов" выделены курсивом):

     Люблю сортавальскую неоготику. В этом стиле Я. Аренберг здесь построил два великолепных здания - мужской лицей /1901/ и женскую гимназию /1909/. Возле них я всегда вспоминаю строчку О. Мандельштама:
«В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа...»
Для меня эти здания - как готические органы. Дуэт органов! Архитектура Я.Аренберга отзывается во мне музыкой. Эта синестезия закономерна. Кого играют? Конечно, великого лютеранина И.Баха. Не теряя своего лица, финны сумели органично вписаться в немецкое, протестантское. Зодчество Я.Аренберга напоминает нам о культурном выборе Финляндии. Мастер тонко чувствует ритм. Фасады его зданий могут быть ассоциированы ещё и с поэтическими строфами: тут всё играет отточенными пластическими рифмами, всё строится на повторах, рефренах. Поклонник готической арки, Я.Аренберг разнообразно варьирует её, создаёт эффект контрапункта. Ряды окон у него - или аркатурные пояса: они похожи на клавиатуру, по которой уверенно пробегает рука мастера.
     Белое и красное - палитра фасадов. Среди их декора я давно обратил внимание на трилистник, замкнутый в круг: не он ли подсказал Рерихам знак Живой Этики? Агни Йога начиналась в Сортавала.

     В стиле неоготики В. Леандер построил в 1914 г. здание типографии «Библейский дом». Оно скромнее сооружений Я.Аренберга. Готические мотивы тут звучат лаконично, сдержанно. Готика - и простота: это не совсем привычное соположение понятий - ведь мы привыкли связывать данный стиль с изощрённой усложнённостью. Что фееричней и мистериальней? Готика порывается в запредельное. Но здесь она приняла спокойные и будничные формы. И однако сохранила при этом свою духоносность.

     В начале XX века город активно растет и развивается. Активная культурная жизнь (песенные и музыкальные летние фестивали, рост числа школ, гимназий, народных училищ) и деловая жизнь города нашли отражение и в архитектуре. Идет строительство жилых каменных и деревянных домов, вырастают корпуса окружной больницы сестер милосердия, застраиваются кварталы в Кюмёля, в торговой части города и восточнее от него.
Самым выдающимся памятником архитектуры этого времени является известный дом Леандера или здание Народного Акционерного Банка. Директор Народного банка и архитектор О. Леандер построил его в 1905 г. по проекту Э. Сааринена, тогда еще мало известного финского архитектора.
     Сааринен разработал эскизы внешнего облика здания - свободная группировка объектов, обилие эркеров, ризалитов, щипцов. Здание напоминает древнее культовое и замковое зодчество.

     Дом Леандера
(1905) типичен для северного модерна. Стены тут словно тяготятся своей плоскостью - они норовят вырваться в третье измерение, вспучиваясь разнообразными эркерами. Два из них имеют ступенчатые основания. Под третьим мы видим прямоугольную базу с вырезами. Резалиты выступают вперёд умеренно - однако в их выступании чувствуется сила. Объёмы для зрелого мастера - как тугие мыщцы: он играет ими, обнаруживая энергетику пространства. Оно подняло мятеж против своей изотропии - захотело стать живым, разнородным. Полифония объёмов! Она характерна для модерна в целом. Э.Сааринен умел придать ей строгое, суровое звучание.
В архитектонике этого углового здания большую роль играют четыре щипца. На одном фасаде их размеры возрастают в стремительной прогрессии, создавая эффект набегающей волны - на другом происходит спад. Фронтончики мансард как бы аккомпанируют партии щипцов. Окна в двух случаях обрамлены полуколоннами; лишь одному окну на первом этаже - одному на втором - и четырём оконцам на мансарде - приданы арочные очертания: криволинейные элементы вводятся очень скупо - в организации здания доминирует прямолинейность. Округления над входами в здание несколько смягчают её.
     Мелкая расстекловка верхней части окон перекликается с поясом первого этажа, разграфлённым «в клетку» - словно частая барабанная дробь вступает в гулкое звучание крупных объёмов.
     Декор фасадов скуп. Это растительные мотивы. Вот спиральные завитки, заставляющие вспомнить закрученные усики мышиного горошка или чины; а вот симметричная ёлочка, чётко и выразительно вписанная в завершение центрального щипца. Модерн напоминает о своей витальной сущности? Законы живого роста как бы ассимилированы его формообразованием. Он предельно ограничен. Архитектура здесь продолжает природу, принимая от неё формотворческие импульсы.
     Присмотримся к образу ели. Ему заданы внутренние метаморфозы. Это ветви или потоки? Мы видим нечто пульсирующее, волнующееся. Выделим одну из веточек как деталь, дадим её укрупнённо - и перед нами уже река. Превращение соприсуще мифу. Вспомним про фантастическое оборотничество Леминкяйнена! Оно очаровало и Я.Сибелиуса, и Э.Лейно, и А.Галлен-Калела. Каждый из этих художников воспел удивительного героя.
     Финский модерн мифологичен.
     В северной вышивке, проявляющей многие ключевые архетипы человечества, порой сочетаются два мифологических образа: Мировое Древо и Река Жизни. Не их ли контаминацию запечатлел и Э.Сааринен?
     С фасада сортавальского дома на нас может смотреть Мировое Древо. Оно связует три уровня бытия - подземный, земной, надземный. По его стволу шаман-вещун проникает и в мир мёртвых, и в мир богов. Существует мнение, что кантеле - алломорф Мирового Древа.
     Магическое, кудесническое!

     Главная площадь Сортавалы имеет треугольную конфигурацию. В одном из её углов дом Леандера встречается с домом Сийтонена. Диалог двух зданий, построенных в стиле модерн, поучителен и эвристичен. Архитектор П.Уотила выполнил заказ купца К.Сийтонена в 1907 г. Соседство с постройкой Э.Сааринена ко многому обязывало менее известного мастера. Самоочевидно для каждого: оба дома находятся в одном стилевом поле. Их унисон прекрасен. Замечательно, что П.Уотила вовсе не хочет конкурировать с Э.Саариненым - соревновательное начало здесь начисто отсутствует. Имеет место не спор, а тонкая дополнительность, выявляющая свободу обеих сторон, их творческую суверенность. П.Уотила стоял перед двумя соблазнами: или подладиться под Э.Сааринена - или попытаться встать над ним. Зодчий счастливо избежал обеих искусов. Он предпочёл спокойное и достойное общение на равных со своим старшим товарищем.
Право, соседство этих домов - как сколок с финского социума: здоровый индивидуализм здесь гармонично уживается с инерцией общинных отношений - не гасит её.

     В десятые годы в Сортавала активно строил Уно Улберг, главный архитектор Выборга. 1913-1915 годы были наиболее плодотворными в  его жизни. Именно в это время по проектам У.В. Улберга в городе Сортавала было построено три уникальных здания - Объединенный Банк Северных Стран, Торговый дом фирмы «Юхтион Раутта» и Финляндский Банк, придавших городу особый колорит и привлекательность.
     Здание Объединенного Банка У. В. Улберг выполнил в стиле финского национального романтизма со всеми присущими этому стилю чертами. Со стороны «главного фасада», выходящего на улицу Карельскую, благодаря расположенным на флангах двумя четырехгранными эркерами в форме полубашенок, завершенными шатрами и применением в облицовке цокольного этажа гранита серой окраски, эта постройка напоминает средневековый замок. Главный вход в здание, расположенный на его левом фланге, напоминает арочные галереи средневековых ратуш. По бокам входа под арку установлены два больших четырехгранных столба, вытесанных из сердобольского гранита с острова Риеккалансаари. Один из них исполняет роль колонны, другой - пилястры.

     Летом 1915 года, в 200м от Объединенного Банка, по проекту У. В. Улберга было построено здание Торгового дома фирмы «Юхтион Раутта». Торговый дом Улберг построил в «сложном» стиле, в котором гармонично сочетаются противоположные друг другу направления модерна - ослабляющий свои позиции неоромантизм и идущий ему на смену неоклассицизм. «Главный» фасад здания, выходящий на улицу Карельская, имеет асимметричную композицию со смещенным на левый фланг главным входом, что было характерно для неоромантизма. Примечательны фигурные фронтоны дверей, украшенные лепным орнаментом «под гранит» с изображениями символов (молоток, топор и др.), отражающих род деятельности владельцев здания. Уно Ульберг был мастером скульптурных монограмм - они введены в декор обеих банков. И барельефы, и монограммы своеобразно выявляют стилистику мастера - его творческий почерк .
     Со стороны двора Торговый дом смотрится иначе. Особенностью этой части здания являются ризалиты, эркеры, асимметрично расположенные окна. Один из входов со двора выделен широкой лестницей, выложенной из плит «кирьявалахтинского» гранита.

     Финский неоклассицизм, пришедший на смену неоромантизму в 1910-е годы, складывался под влиянием шведской архитектуры и петербургского неоклассицизма начала XX века. В то время в Петербурге строилось много зданий банков, торговых фирм, акционерных обществ, богато украшенных природным камнем. Граниты, габбро, кварциты, песчаники и другие горные породы использовались в разных цветовых сочетаниях, разных скульптурных и архитектурных формах. В обработке поверхности камня применялись самые разные фактуры.
     Финляндский Банк в Сортавала имеет много общего с банковскими зданиями Петербурга начала XX века. Весь «главный» фасад этого монументального, словно скала, сооружения, облицован серым огнейсованным сердобольским гранитом, привезенным из каменоломен «Нукутталахти» с острова Риеккалансаари. При подборе фактур камня Улберг, как и многие петербургские архитекторы начала XX века, придерживался принципа, что с высотой стен сооружения камень в облицовке должен становиться светлее.
     Финляндский Банк - наиболее значительная постройка Сортавалы в стиле неоклассицизм с некоторым неоромантическим оттенком.

     Украшением Сортавалы является здание, возведённое в 1931 г. архитектором Ю. Вийсте для Управления Православной Церкви Финляндии.

     Архитектор-протестант учитывает вкусы другой конфессии. Он это делает очень тонко, не изменяя себе и не нарушая стиля города. В здании чувствуются византийские реминисценции, они введены тонко, ненавязчиво.
     Через высокую арку сквозь ажурную решётку видна церковь Иоанна Богослова - она соответствует образу севернорусского деревянного зодчества. Опять-таки: перед нами не прямая цитата, а скорее многозначный парафраз. Сквозь лютеранский ригоризм здесь отчётливо проступило что-то хрупкое, несколько сентиментальное. Это православная душа - но в призме протестантского восприятия. Архитектура запечатлела диалог двух менталитетов. Они стремятся к взаимопониманию. Юхани Вийсте свидетельствует: это возможно.

     В середине 30х гг в сортавальской архитектуре начинает доминировать функционализм -конструтивизм. Сортавальские архитекторы быстро реагируют на развитие европейской архитектурной моды. В 1935 году напротив Приходского дома на ул. Валаамской (Кирова) по проекту Улберга было построено первое в городе здание в стиле конструктивизм - автобусная станция с большим рекламным щитом, на котором были обозначены все автобусные маршруты. Само здание стало последней постройкой Улберга в городе Сортавала.

      В стиле функционализма работал Эркки Хуттунен. Пример -  гостиница «Сеурахуоне».  Обязательно подойдите к ней. Здание гостиницы имеет сложную историю. В 1909 г. М.О.Тарьянне возвёл здание в стиле национального романтизма - в 1938 г. Э.Хуттунен осуществил его радикальную реконструкцию: гостиница приняла облик, соответствующий канону функционализма. Возможно, это субъективные ощущения, но я всё-таки хочу выразить их: получив новый имидж, «Сеурахуоне» неисповедимо сохранила ауру северного модерна
     
     Ну и последняя цитата - о деревянной Сортавала. Когда-то вся улица Карельская была застроена деревянными домами. 
Деревянная Сортавала - особый мир. Она придает городу теплоту, уют и романтичность, близка к архетипу дома в понимании Башляр, писавшего, что «в Париже нет домов». Построенный старательно и с любовью, этот «жилфонд» сохранил «космичность» сельского дома. Отношения жилища и пространства сохраняют здесь естественность и включены в природу. Тепло, излучаемое деревянными домами - не только метафора. В большинстве из них были кафельные печи - скрытое от глаз путешественника сокровище города. По мнению исследователя деревянной архитектуры Сортавалы В. Р. Рывкина, многие их них уникальны, представляют особую художественную ценность. Им часто отводилась ведущая роль в интерьере. Особенно выразительны цветные изразцовые печи с плоскостным и рельефным орнаментом на изразцах.

     Пространство деревянных зданий неразрывно связано с окружающими их дворами, часто имеющими садик. Неизменный атрибут двориков - сушащееся свежевыстиранное белье. Деревянные кварталы - это единый комплекс с неповторимой аурой. Несмотря на предпринимаемые усилия по его сохранению, он стремительно исчезает.


    Маршрут тайника охватыват лишь северную часть города, возможно это лишь временно. Остались в стороне здания Народной школы, Шюцкоровской организации, "Ладожская крепость", здание Берегового амбара,  здание приюта финляндского отделения Всемирного союза молодых христианских женщин (гостиница «Ладога») построенное в 1939 г. по проекту архитектора Эльзы Борг - последнее значительное здание в Сортавала, образец добротного функционализма. В стороне остаются и две дачи. Первая - дача аптекаря Т. Яскелайнена, там где сейчас Дом Творчества Композиторов. Она заслуживает отдельного тайника. Вторая - дача доктора Г. Винтера, построенная архитектором Элиэлем Саариненом, сочетающая классический стиль XIX века и национальный романтизм. Ей уже посвящен тайник "Дача Винтера"


Материалы и ссылки:
Полностью "Сортавальские этюды" доктора философских наук, профессора КГПУ, поэта Юрия Линника можно почитать на сайте  КРО ММОБО "Молодежная правозащитная группа"

Кроме того, при составлении описания использованы материалы сайтов:
- Еженедельной газеты Северного Приладожья "Вестник", статья  "Гранитные фасады Улберга"
- сайт Натальи Лайдинен, cтатья Александра Изотова "Магия Сортавалы: пространственно-временные и культурные образы города" 
- сайт «Кирьяж» и книга "История архитектуры города Сортавала" (Издательский Дом Петропресс, 1995г.)
Общая информация о городе есть в Путеводителе по России
  

Описание тайника

Содержимое тайника

Рулетка
Сковородка с деликатесами
Ручка-шпаргалка
Геокэшерский брелок
Лягушонок
Медвежонок
Приз, положенный первыми посетителями.

а также блокнот, карандаш и два запасной зип-пакет для упаковки блокнота.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Jackie (30.08.2016 13:04:50)
ЖЖ, спасибо за отзыв!
Но все же в описании я предлагаю маршрут выхода на финальную точку: "рекомендую сначала найти виртуальную часть тайника, а уж потом традиционную".
Уважаемый King, описание относится к тем точкам, которые вы ищите при прохождении маршрута. Не зря же я в тексте рекомендую иметь с собой карту-путеводитель по Сортавала.
ЖЖ и Chuma (30.08.2016 11:18:53)
Задумка с окошками и реализация идеи тайника просто прекрасны. С удовольствием погуляли по городу выискивая окна. Отдельное спасибо за точки для Озика. Небольшим минусом является то что не предложен маршрут выхода на финальную точку из-за чего лично нам пришлось снова возвращаться со стороны парка Ваккосалми назад в те места где мы уже были. Ну и финалка это жесткая жесть, портящая всю прекрасную картину. Нам немного не повезло, мы нашли нужный бетонный люк лишь с третьей попытки. Первые два до верху забиты мусором, и капаясь в нем ощущаешь себя бомжем. Ей богу виртуалка оставила бы намного более положительные эмоции.
King (17.08.2016 17:30:49)
Vladsc (04.07.2016 01:09:51)
pupanoid (06.05.2016 09:22:55)
IZIB (11.08.2015 15:23:39)
banderaz (29.07.2015 13:30:08)
Jackie (15.06.2015 03:39:58)
Карелия (15.06.2015 00:35:51)
Алёнка:) (13.01.2015 19:11:20)
Alexsashka (23.09.2014 20:10:23)
mamalena (19.09.2013 15:12:20)
DIM H (25.08.2013 11:18:21)
Galanceva (18.08.2013 13:04:20)
Cossacks (13.07.2013 19:15:29)
Кузя, Муся и СВИнкА (22.06.2013 15:00:54)
kvn (31.10.2012 22:59:26)
The Fenian Family (06.08.2012 23:35:23)
-nz- (14.06.2012 16:48:55)
Примус (09.01.2012 18:24:59)
Jackie (02.11.2011 10:08:34)
Sergafan (16.10.2011 19:06:20)
yug19 (10.10.2011 10:34:54)
весёлая Улитка (11.07.2011 17:26:51)
Mikkonen (29.06.2011 14:53:11)
alexander.balabol2010 (14.06.2011 21:00:32)
Nata&Serg (13.05.2010 09:08:59)
Nata2204 (25.09.2009 14:45:19)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116