Финифть [MV/6488]

Финифть
Финифть
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Музей/экскурсия
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ярославская обл.
Ростовский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
г. Ростов
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.38Рекомендаций: 1Нашли: 22
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Финифть
Финифть
Рабочее место мастера XVIII века
Рабочее место мастера XVIII века
Так рождается современная финифть
Так рождается современная финифть
Автор: Инструктор
Создан: 25.08.2009
(отредактирован 28.03.2011)

Описание окружающей местности

Греческое слово fingitis - светлый блестящий камень) издревле обозначало мастерство византийцев создать на медной пластине полноцветную миниатюру.

История.

Финифть пришла на Русь из Византии ещё в XII веке, однако, почему-то особо не прижилась. И только в 1760-е года в Ростове наконец-то возродилось это искусство, когда была организована мастерская при архиерейском доме. Позднее в городе появились отдельные мастера, работавшие по заказам местных церквей и монастырей. Они писали образки, которые употреблялись в основном для украшения предметов церковного обихода. На художественный язык живописцев второй половины XVIII - начала XIX вв. повлиял стиль барокко, сочетавшийся с иконописной традицией и элементами народного творчества.

На протяжении XIX в. финифтяное производство в Ростове приобрело массовый характер. Увеличилось число мастеров, появилась узкая специализация, связанная с отдельными этапами процесса изготовления изделий. Образовались финифтяные заведения, состоявшие из мастера-хозяина, одного-двух подмастерьев и одного-двух учеников. Во второй половине XIX в. ведущее положение в организации промысла занял скупщик-торговец, который поставлял материалы в мастерские, закупал и сбывал готовую продукцию в разные города России. Возросло массовое производство изделий, основную часть которых составляли мелкие образки. Художественный язык ростовской финифти XIX в. менее однороден, чем в предыдущий период. В творчестве мастеров почти до середины столетия проявлялись черты барокко, хотя в целом, начиная с 1820-х - 1830-х гг., все активнее становилось влияние классицизма. Ведущие художники, стремясь к вершинам мастерства, следовали принципам академической живописи. Но более многочисленной была когорта живописцев-ремесленников, производивших массовую продукцию. Их лубочные по характеру миниатюры обладали признаками низовой народной культуры.

Интенсивное развитие массового производства отрицательно сказывалось на художественном уровне изделий и поэтому уже в конце XIX - начале XX вв. предпринимались попытки преодоления создавшейся кризисной ситуации. С этой целью создавались школы-мастерские, куда привлекались профессиональные художники, проводились опыты по созданию бытовых изделий с цветочной росписью.

После Октябрьской революции 1917 г. была организована артель по производству художественной эмали. В 1920 - 1930-е гг. ее мастера освоили производство шкатулок, брошей, пудрениц, рамок для фотографий и других предметов с росписью по эмали. Тематика росписи включала портреты политических и общественных деятелей Советского государства, писателей, жанровые композиции, цветочный орнамент (примеры). В годы Великой Отечественной войны деятельность артели угасла.

В послевоенное время работа артели возобновилась. В 1960 г. она была преобразована в фабрику "Ростовская финифть". Наряду с выпуском массовой продукции ведется работа по созданию оригинальных образцов. Сейчас в Ростове действуют три предприятия по производству финифти, существует группа художников, работающих в персональных творческих мастерских. Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям.

Технология.

В качестве основания под живопись используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны.

Основой для живописи служит эмалевый грунт, представляющий собой смесь растертой в порошок белой эмали с водой. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым "контрэмалью".

Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.

Для росписи используются огнеупорные краски с t плавления от 700 до 800 С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе пользуются палитрой-"опытницей" - белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.

На первой стадии росписи тонкой кистью делается "подмалевка" - наносятся основные цвета. После этого пластинка просушивается в сушильном шкафу до удаления из красок паров скипидара, а потом обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск.

Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.

В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.

При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов.

Живопись огнеупорными красками по эмалевой основе практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.

Большинство изделий заключаются в ажурную оправу - скань. Её изготавливает ювелир. Из тонкой серебряной проволоки он изготавливает множество мельчайших деталей - завитушек. Они спаиваются между собой и потом миниатюра скрепляется со сканью. Таким образом, над каждым изделием финифти работают два мастера - художник и ювелир.

Процесс изготовления достаточно трудоёмок. Некоторые изделия делаются за день, а на  некоторые уходит по два-три месяца.

Приглашаю Вас посетить интересное место, единственное в России. Словосочетание "Ростовская финифть" я специально не употребляю, потому что другой, настоящей, финифти больше нет нигде.

По координатам в заголовке Вы окажетесь на парковке перед фабрикой "Ростовская финифть". Левая дверь ведёт на проходную фабрики, правая - в магазин. Вам - туда. Подходите к продавцам и говорите, что хотите посетить музей. В будние дни, в часы работы фабрики, Вам покажут не только музей, но и проведут по всем цехам, где Вы сами сможете увидеть настоящий процесс изготовления финифти. Хочу отметить, что люди на фабрике рботают очень дружелюбные и открытие: каждый мастер, к которому я подходил, с удовольствием показывал, чем он сейчас занимается, рассказывал о своей работе.

В будни посещение музея и производства возможно со вторника по пятницу, с 9 до 16 часов, перерыв на обед с 12 до 13. Понедельник - выходной.

Для посещения музея в выходные дни Вам обязательно необходимо заранее позвонить и заказать посещение. В этом случае производства Вы не увидите, но в помещении музея за специальными столами будут для Вас работать два специально вызваных мастера - художник и ювелир.
Возможен также мастер-класс - Вам и Вашим детям дадут самостоятельно попробовать изготовить финифть.
Телефон для заказа экскурсии: (48536) 7-49-21.

Стоимость входного билета для взрослых на дату основания тайника - 50 руб.

Сайт ЗАО "Ростовская финифть" : http://www.finift.ru

Адрес: г. Ростов, Борисоглебское шоссе, 3, ЗАО Фабрика "Ростовская финифть"

Описание тайника

Содержимое тайника

1. В помещении музея воссоздана отдельная комната мастера финифти XVIII века. Справа от входа на дубовой колоде лежит камень.
Для чего он использовался?

2. В одном из многочисленных стендов под номером 15 выставлено изделие "Барыня", сделанное в 2003 году мастером Мальгиной А. В.
Каков секрет этой Барыни?

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Баранья Нога (09.01.2016 12:42:10)
Интересная тонкая работа. Изделия не дешевые. Можно ездить в это место за подарками для девчонок. В музей попасть несколько затруднительно т.к. экскурсовод продавец в магазине. Внутрь пускают только когда набирают группу. В музее живет черный кот.
Благодарю за тайник!
kevi (03.05.2015 09:01:25)
Посетили Музей при фабрике во время майской поездки в Ростов-Ярославль.
В магазине при фабрике активно зазывают и предлагают пройти экскурсию в музее. Экскурсоводов 2: одна зрелая женщина рассказывает очень тихи, буквально себе под нос, и ничего не слышно, если много народа, вторая молодая, немного дерзкая - попутно проводит мастер-классы по росписи эмали.
Пойдя экскурсию, нашли ответы на вопрос тайника и решили остаться на мастер-класс.
Занятное мероприятие, но участие "мастера-экскурсовода" в мастер-классе минимально. Вам выдадут пластинку с эмалью, палитру с красками и картинки с примерами работ (детишкам тоже можно порисовать, есть не сложные узоры). Скажут какой кистью пользоваться, как её очищать от краски. На этом вам оставят на единое с работой.... Дальше успех вашего произведения будет только в ваших руках.
В общем было интересно узнать о технологии производства и самим попробовать что-то нарисовать. Но без опыта, умения хоть немного рисовать и вдохновения будет сложно!
Привезли на память магнит из финифти, сделанный своими руками.
Zёbra и Бобр (02.11.2014 19:35:12)
Skill (10.07.2014 21:12:13)
Cossacks (15.01.2014 08:26:30)
Rog&Co (08.09.2013 11:52:03)
Катёнка (15.06.2013 23:05:43)
Lvitca (11.12.2012 11:22:39)
AA (18.03.2012 18:06:02)
November (10.03.2012 02:51:07)
delia и shimp (30.01.2012 21:43:47)
lastochka491 (13.11.2011 21:35:03)
Sublis (07.11.2011 19:07:21)
Маури (18.03.2011 11:45:32)
Фиатра (10.03.2011 09:37:11)
anyasan (23.02.2010 11:40:04)
pc69 (17.12.2009 22:33:56)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119